понедельник, 23 января 2012 г.

Имам Абу Ханифа Ан-Ну‘ман

الإمام أبو حنيفة النعمان رضي الله عنه

إِنَّ الْحَمْدَ ِللهِ نَحْمَدُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَشْكُرُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَتُوبُ إِلَيْهِ،

وَنَعُوذُ بِاللهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَمِنْ سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ،

وَمَنْ يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، وَلاَ مَثِيلَ لَهُ وَلاَ شَبِيهَ لَهُ وَلاَ مَكَانَ وَلاَ جِهَةَ وَلاَ جُثَّةَ لَهُ، لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ.

وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وَحَبِيبَنَا وَعَظِيمَنَا وَقَائِدَنَا وَقُرَّةَ أَعْيُنِنَا مُحَمَّدًا عَبْدُ اللهِ وَرَسُولُهُ وَصَفِيُّهُ وَحَبِيبُهُ، بَلَّغَ الرِّسَالَةَ وَأَدَّى الأَمَانَةَ وَنَصَحَ الأُمَّةَ، فَجَزَاهُ اللهُ عَنَّا خَيْرَ مَا جَزَى نَبِيًّا مِنْ أَنْبِيَائِهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَهُ.

أَمَّا بَعْدُ فَأُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ عَزَّ وَجَلَّ فَاتَّقُوهُ،

قَالَ اللهُ تَعَالَى: ﴿وَمِنَ النَّاسِ وَالدَّوَابِّ وَالأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ، إِنَّمَا يَخْشَى اللهَ مِنْ عِبَادِهِ العُلَمَاءُ، إِنَّ اللهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ﴾ {فاطر:28}.

وَقَالَ سَيِّدُنَا عِيسَى عَلَيْهِ السَّلاَمُ في وَصْفِ عُلَمَاءِ أُمَّةِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «عُلَمَاءُ حُلَمَاءُ بَرَرَةٌ أَتْقِيَاءُ كَأَنَّهُمْ مِنَ الْفِقْهِ أَنْبِيَاءُ».

Мы восхваляем Аллаhа и покланяемся Ему, обращаемся к Аллаhу за помощью и прощению грехов. Просим у Аллаhа защиты от зла наших скверных деяний. Тот, кому Аллаh даровал быть на Истинном Пути, того никто не введет в заблуждение, а кому Аллаh не дал Истинного Пути, того уже никто не выведет из заблуждения и не сможет повести верным путем.

Просим у Аллаhа даровать ещё больше величия Пророку Мухаммаду, мир Ему, а также приветствуем всех Пророков и Посланников и всех тех, кто истинно следует по Их пути.

Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаhа – Одного-Единственного Создателя, не имеющего никаких соучастников и сотоварищей, не занимающего места в пространстве, и свидетельствую, что Мухаммад – раб и Посланник Аллаhа.

Дорогие единоверцы! Все мы – рабы Аллаhа. Призываю всех к богобоязненности! Выполняйте повеления Творца и не совершайте грехов!

Аллаh Всемогущий сказал, что означает: В мире существуют разные люди, разные животные, они отличаются друг от друга также по цвету. Воистину, самые богобоязненные из рабов Аллаhа – это ученые. Воистину, Аллаh Всемогущий и Прощающий грехи верующих.

Пророк 'Иса, мир Ему, так сказал об ученых из общины Пророка Мухаммада, мир Ему, что означает: ученые мудрые, терпеливые, культурные, добрые, внимательные, благочестивые и богобоязненные, истинные последователи Пророка, которые досконально знают религиозные науки и ничего не искажают.

Дорогие братья и сестры! Говорить о великих ученых не просто, ведь как бы мы ни старались, чтобы проникнуться их жизнью и описать их биографию, не хватит красноречия и знаний, а также пропустим много важного из их истории.

Биография великих людей ведущих ученых является лучшим примером, который будет побуждать наших юношей и девушек брать пользу из этого. А также важно, чтобы люди не теряли время и не проводили свою жизнь, занимаясь бесполезными делами, не имеющими ценности для общества, и никакого значения для истории.

Наша сегодняшняя проповедь о величайшем теологе звездной величины, который жил, посвятив религиозной науке, проявляя особое старание в изучении религии, относясь к религиозному образованию с особой любовью и дорожил этим великим даром Аллаhа. Он распространял религиозные знания так, что знания от него распространились по всему миру. Этот величайший теолог – имам Абу Ханифа Ан-Ну'ман ибн Сабит, да будет ему еще больше милости от Аллаhа. Имам Абу Ханифа родился в городе Куфа в Ираке в 80 году по hиджре. Его отец Сабит был благочестивым и очень богобоязненным человеком. Он был торговцем тканями. Он относился ответственно к воспитанию своего сына Ан-Ну'мана и сопровождал его в пути получения религиозных знаний для того, чтобы тот стал мусульманским ученым.

Сабит будучи еще маленьким был у четвертого халифа 'Али ибн Абу Талиб, тогда халиф 'Али читал Ду'а для Сабита и его потомства, чтобы им было даровано благословение. Так и случилось, Сабит и его сын получили великое благословение.

Имам Абу Ханифа получил большое количество Хадисов и других религиозных знаний из уст величайших мусульманских ученых, среди которых было шесть сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, непосредственно от которых он передал изречения Пророка, – это Анас ибн Малик, 'Абдуллаh ибн Анас, Уасилят ибн Аль-Аска', 'Абдуллаh ибн 'Ауф, 'Абдуллаh ибн Джуз` Аз-Забидий, Ма'каль ибн Ясар. А также более чем 200 величайших ученых – таби'ин – тех, кто последовал за сахаба.

Имам Аш-Шафи'ый говорил об имаме Абу Ханифа:

«النَّاسُ في الْفِقْهِ عِيَالٌ عَلَى أَبِي حَنِيفَةَ»

Это означает, что люди под опекой Абу Ханифы, то есть нуждаются в религиозной опеке и знаниях, так же, как те, кто на иждивении нуждаются в опеке и внимании со стороны тех, кто обеспечивает и содержит их. Язид ибн hарун сказал:

«مَا رَأَيْتُ أَوْرَعَ وَلاَ أَعْقَلَ مِنْ أَبِي حَنِيفَةَ»

Это означает, что не видел никого более благочестивого и более рассудительного и мудрого, чем Абу Ханифа.

Имам Абу Ханифа был действующим имамом, постоянно обучал людей. Из его учеников были такие великие теологи, как Мухаммад ибн Аль-Хасан Аш-Шайбаний, Абу Юсуф Аль-Кадый, Юсуф ибн Халид Ас-Самтий Аль-Бисрий, и многие, многие другие, да будет им ещё больше благословения от Аллаhа.

Он не сидел на одном месте, а ездил для того, чтобы пополнить знания и передать их другим, а также для того, чтобы отстаивать истину и противостоять сектантам, защищая народ от заблуждений. Так он ездил в Басру около 20 раз и там он в споре разбил в пух и прах му'тазилитов и даhритов, показав их заблуждения людям, опозорив, открыв их настоящее лицо. Тогда имам Абу Ханифа стал известным как самый сильный оратор, обладающий даром убеждать, приводя неоспоримые доказательства.

Кроме этой деятельности у имама Абу Ханифа была ткацкая мастерская по производству шелковой ткани, которая позволяла ему закрывать текущие необходимые расходы и кроме этого он жертвовал свое имущество на благотворительность.

Абу Ханифа каждый год в течение месяца Рамадан шестьдесят раз полностью прочитывал Священный Кур`ан. Также известно, что имам Абу Ханифа в течение тридцати лет время от времени при совершении Намаза за один рак'ат прочитывал весь Кур`ан. И каждую ночь имам совершал по 400 рак'атов дополнительных Намазов.

Имам Абу Ханифа сорок лет выполнял утреннюю Молитву – Ас-Субх с тем же омовением – Аль-Ууду`, которое совершил перед ночной Молитвой – Аль-'Иша`, – это говорит о том, что после ночной Молитвы ревностный в поклонении Аллаhу Абу Ханифа не ложился спать, дожидаясь рассвета – времени утренней Молитвы.

Имам Абу Ханифа был святым человеком и даже среди святых он имел очень высокую степень – абдаль или выше. Таких на свете всего 40 человек.

Шарик Ан-Нах'ий сказал, что Абу Ханифа был молчаливым, постоянно пребывал в размышлениях, редко отвлекаясь на разговоры о мирском.

Имам Абу Ханифа прославился тем, что оберегал мусульманское вероучение от искажений. Он написал много книг по основам истинного вероучения, это такие известные книги, как «Аль-Фикh аль-акбар», «Аль-Фикh аль-абсат», «Аль-'алим уаль-мута'аллим», «Ар-рисаля», «Аль-уасыйя», и другие.

Вот объяснение того пути, по которому следовал великий имам Абу Ханифа.

В книге «Аль-фикh аль-акбар» сказано:

«وَاللهُ وَاحِدٌ لاَ مِنْ طَرِيقِ الْعَدَدِ وَلَكِنْ مِنْ طَرِيقِ أَنَّهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدْ لاَ يُشْبِهُ شَيْئًا مِنَ الأَشْيَاءِ مِنْ خَلْقِهِ وَلاَ يُشْبِهُهُ شَىْءٌ مِنْ خَلْقِهِ».

Это означает, что Аллаh Всевышний – Один-Единственный не в значении числа, а в том, что у Него нет сотоварища. Он не родил и не был рожден, и нет соучастника Ему. Он не подобен никакому из Своих созданий. Никто и ничто из Его созданий не подобно Ему.

«لِقَاءُ اللهِ تَعَالَى ِلأَهْلِ الْجَنَّةِ حَقٌّ بِلاَ كَيْفِيَّةٍ وَلاَ تَشْبِيهٍ وَلاَ جِهَةٍ».

В книге «Аль-Уасыйя» сказано, что обитатели Рая воистину увидят Аллаhа без образа, без подобия и без направления. То есть обитатели Рая будут в Раю и увидят Аллаhа, Который не занимает места и не находится в каком-либо направлении.

В книге «Аль-Уасыйя» также сказано:

«نُقِرُّ بِأَنَّ اللهَ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى مِنْ غَيْرِ أَنْ يَكُونَ لَهُ حَاجَةٌ إِلَيْهِ وَاسْتِقْرَارٌ عَلَيْهِ وَهُوَ الْحَافِظُ لِلْعَرْشِ وَغَيْرِ الْعَرْشِ مِنْ غَيْرِ احْتِيَاجٍ، فَلَوْ كَانَ مُحْتَاجًا لَمَا قَدَرَ عَلَى إِيجَادِ الْعَالَمِ وَتَدْبِيرِهِ كَالْمَخْلُوقِ، وَلَوْ كَانَ مُحْتَاجًا إِلَى الْجُلُوسِ وَالْقَرَارِ فَقَبْلَ خَلْقِ الْعَرْشِ أَيْنَ كَانَ اللهُ تَعَالَى! تَعَالَى اللهُ عَنْ ذَلِكَ عُلُوًّا كَبِيرًا».

Это означает: «Подтверждаем, что Аллаh Всевышний – Властелин Аль-'Арша. Он не нуждается в Аль-'Арше и не утвердился на нем. Аллаh сохраняет Аль-'Арш и другие создания без нужды в этом. Если бы Он нуждался в этом, то не смог бы дать бытие Вселенной, а также каждому из созданных в отдельности. И если бы Он нуждался в восседании и утверждении, то где бы Он был до создания Аль-'Арша?! Хвала Аллаhу, Который превыше всех недостатков».

То есть до создания Аль-'Арша Аллаh существовал без места, Аллаh не меняется и после того, как Он создал Аль-'Арш, не занимает места и не нуждается в месте.

В книге «Аль-Фикh аль-абсат» имам Абу Ханифа сказал:

«كَانَ اللهُ وَلاَ مَكَانَ، كَانَ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ الْخَلْقَ، كَانَ وَلَمْ يَكُنْ أَيْنٌ وَلاَ خَلْقٌ وَلاَ شَىْءٌ وَهُوَ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ».

Это означает: «Аллаh был и не было пространства, Аллаh существовал вечно без начала до того, как были созданы Его творения. Аллаh существовал и не было места, не было ни одного созданного, а всё, что есть в мире создал Аллаh!».

Вот каковы настоящие ученые мужи! Правдивые, честные и искренние! Их знания и благие деяния распространились по всему миру, принося огромную пользу человечеству. Но, несмотря на все это, мы до сих пор встречаем таких высокомерных людей, которые не признают учение великих ученых, отвергая их высказывания. Эти мракобесы, не находя никаких других доводов, заявляют: «И мы люди, и они тоже люди!».

А на самом деле необычайно велика разница между теми людьми, которые распространяли истину и этими, несущими раздор, распространяющими невежество и заблуждения.

Те были великими учеными, только при воспоминании которых радуются сердца и появляется особое стремление укрепиться на религиозном пути. А эти – так называемые мыслители – портится настроение от одного их вида и присутствия рядом.

Дорогие единоверцы! Обратите внимание на то, с каким уважением относились мусульманские ученые к имаму Абу Ханифа! Они объявляли об этом открыто, говоря о его превосходных качествах и величайшей культуре. Так ученый Аль-Хатыб Аль-Багдадий в книге «Тарих Багдад» («История Багдада») передал слова имама Аш-Шафи'ый, который сказал:

«إِنِّي َلأَتَبَرَّكُ بِأَبِي حَنِيفَةَ وَأَجِيءُ إِلَى قَبْرِهِ في كُلِّ يَوْمٍ (يَعْنِي زَائِرًا)، فَإِذَا عُرِضَتْ لِيَ حَاجَةٌ صَلَّيْتُ رَكَعْتَيْنِ وَجِئْتُ إِلَى قَبْرِهِ وَسَأَلْتُ اللهَ تَعَالَى الْحَاجَةَ عِنْدَهُ فَمَا تَبْعُدُ عَنِّي حَتَّى تُقْضَى».

Это означает: «Я благословляюсь имамом Абу Ханифой и посещаю его могилу каждый день. И когда у меня появляется нужда, делаю Намаз 2 рак'ата, затем подхожу к его могиле и прошу у Аллаhа Всемогущего то, что мне нужно, не проходит много времени, как Аллаh дарует мне то, что я прошу».

Ибн Аль-Аhдаль рассказывал, что правитель Абу Джа'фар Аль-Мансур перевел Абу Ханифу в Багдад, чтобы принудить его вступить в должность кадыя (судьи), но тот отказался и дал клятву, что никогда не согласится на это. Абу Джа'фар Аль-Мансур посадил Абу Ханифу в тюрьму и ежедневно посылал к нему гонцов, чтобы узнать, не передумал ли он, и пытался прельстить его всевозможными благами и вознаграждениями. Но, получая в очередной раз отказ, приказывал наказывать его десятью плетьми каждый день. Ибн Мубарак сказал об Абу Ханифе:

«أَتَذْكُرُونَ رَجُلاً عُرِضَتْ عَلَيْهِ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَا فَفَرَّ مِنْهَا»

Это означает: «Ему предлагали все богатства этой жизни, но он не прельстился ими».

Будучи в тюрьме, имам Абу Ханифа стал много читать Ду'а для спасения и не прошло много времени, как он умер мученической смертью от болезни живота. На его Джаназа было 50 тысяч человек и он был похоронен в Багдаде на кладбище Хайзуран. Это произошло в 150 году по hиджре, как раз в тот год, когда родился имам Аш-Шафи'ый, о котором мы расскажем в последующих проповедях, ин ша-Аллаh.

Дорогие мусульмане! Это малая часть из жизнедеятельности превосходного имама, знатока и теолога Абу Ханифа, который шёл по пути распространения религиозных знаний, отстаивая принципы справедливости и истины, он противостоял любому заблуждению и сектантам.

Он прожил свою жизнь скромно, будучи аскетом, благочестивым, щедрым, мудрым. Он был особо внимательным к тем, кто стремится к религиозным знаниям. Он проявлял терпение ко всем испытаниям, ниспосланным Аллаhом, не возмущался, а воспринимал покорно, с благодарностью. Он воспринял с терпением несправедливое отношение к нему, заключение его в темницу и бичевание. Всю свою жизнь он больше всего переживал за свою веру и поступал так, чтобы не ослабнуть в покорности Творцу.

У него было много прекрасных качеств и действий, перечислять которые мы могли бы очень долго, но главное, что он – достойный человек, принесший огромную пользу мусульманскому обществу с помощью Аллаhа Всемогущего.

Просим Аллаhа даровать ему больше милости и благословения! Просим у Аллаhа, чтобы даровал нам быть всегда стремящимися к получению религиозных знаний и их распространению. И чтобы весь наш жизненный путь был посвящен защите истины и восстановлению справедливости, а также противостоянию зла и угнетения. И чтобы все это мы делали с мудростью и искренне.

Настоящие ученые – это величайшие мусульманские теологи, как: Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи'ый, Ахмад ибн Хамбаль и другие, которые были ярким примером в культуре и знаниях, они были истинными учеными в богобоязненности, учеными в поклонении, учеными в аскетизме, благочестии и соблюдении Закона Божьего. Несмотря на их величайший уровень, их высоту и преимущества, они были сильными духом, чтобы ответить на то, чего не знали: «Я не знаю!».

Если они были в таком положении, задумайтесь о нашем положении, когда нас спрашивают о тех вопросах, которых мы или не знаем или не совсем уверены.

Просим Аллаhа даровать нам больше религиозных знаний, чтобы мы смогли лучше следовать примеру великих имамов и шли по их пути.

Пусть вся наша жизнь и внимание будут направлены на защиту принципов справедливости и распространения добра!

اللَّهُمَّ اجْعَلْ هَمَّنَا نَشْرَ الْعِلْمِ، وَدَأْبَنَا إِحْقَاقَ الْحَقِّ وَإِزْهَاقَ الْبَاطِلِ. ءَامِين.

وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللهَ أَمَرَكُمْ بِأَمْرٍ عَظِيمٍ أَمَرَكُمْ بِالصَّلاَةِ وَالسَّلاَمِ عَلَى نَبِيِّهِ الْكَرِيمِ فَقَالَ:

﴿إِنَّ اللهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ صَلُّواْ عَلَيْهِ وَسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا﴾

اللَّـهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى ءَالِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى ءَالِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ،

اللَّـهُمَّ بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى ءَالِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى ءَالِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ، اللَّـهُمَّ إِنَّا دَعَوْنَاكَ فَاسْتَجِبْ لَنَا دُعَاءَنَا فَاغْفِرِ اللَّـهُمَّ لَنَا ذُنُوبَنَا وَإِسْرَافَنَا في أَمْرِنَا

اللَّـهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَاتِ

رَبَّنَا ءَاتِنَا في الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

اللَّـهُمَّ اجْعَلْنَا هُدَاةً مُهْتَدِينَ غَيْرَ ضَالِّينَ وَلاَ مُضِلِّينَ

اللَّـهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِنَا وَءَامِنْ رَوْعَاتِنَا وَاكْفِنَا مَا أَهَمَّنَا وَقِنَا شَرَّ مَا نَتَخَوَّفُ.

عِبَادَ اللهِ إِنَّ اللهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاءِ ذِي الْقُرْبَى وَيَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغِي، يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ. اذْكُرُواْ اللهَ الْعَظِيمَ يَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوهُ يَزِدْكُمْ، وَاسْتَغْفِرُوهُ يَغْفِرْ لَكُمْ وَاتَّقُوهُ يَجْعَلْ لَكُمْ مِنْ أَمْرِكُمْ مَخْرَجًا، وَأَقِمِ الصَّلاَةَ.

الإمام أبو حنيفة النعمان رضي الله عنه Имам Абу Ханифа Ан-Ну'ман

إِنَّ الْحَمْدَ ِللهِ نَحْمَدُهُ وَنَسْتَعِينُهُ وَنَسْتَهْدِيهِ وَنَشْكُرُهُ وَنَسْتَغْفِرُهُ وَنَتُوبُ إِلَيْهِ،

وَنَعُوذُ بِاللهِ مِنْ شُرُورِ أَنْفُسِنَا وَمِنْ سَيِّئَاتِ أَعْمَالِنَا، مَنْ يَهْدِ اللهُ فَلاَ مُضِلَّ لَهُ،

وَمَنْ يُضْلِلْ فَلاَ هَادِيَ لَهُ، وَأَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، وَلاَ مَثِيلَ لَهُ وَلاَ شَبِيهَ لَهُ وَلاَ مَكَانَ وَلاَ جِهَةَ وَلاَ جُثَّةَ لَهُ، لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ.

وَأَشْهَدُ أَنَّ سَيِّدَنَا وَحَبِيبَنَا وَعَظِيمَنَا وَقَائِدَنَا وَقُرَّةَ أَعْيُنِنَا مُحَمَّدًا عَبْدُ اللهِ وَرَسُولُهُ وَصَفِيُّهُ وَحَبِيبُهُ، بَلَّغَ الرِّسَالَةَ وَأَدَّى الأَمَانَةَ وَنَصَحَ الأُمَّةَ، فَجَزَاهُ اللهُ عَنَّا خَيْرَ مَا جَزَى نَبِيًّا مِنْ أَنْبِيَائِهِ، صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَعَلَى كُلِّ رَسُولٍ أَرْسَلَهُ.

أَمَّا بَعْدُ فَأُوصِيكُمْ وَنَفْسِيَ بِتَقْوَى اللهِ عَزَّ وَجَلَّ فَاتَّقُوهُ،

قَالَ اللهُ تَعَالَى: ﴿وَمِنَ النَّاسِ وَالدَّوَابِّ وَالأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ، إِنَّمَا يَخْشَى اللهَ مِنْ عِبَادِهِ العُلَمَاءُ، إِنَّ اللهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ﴾ {فاطر:28}.

وَقَالَ سَيِّدُنَا عِيسَى عَلَيْهِ السَّلاَمُ في وَصْفِ عُلَمَاءِ أُمَّةِ مُحَمَّدٍ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «عُلَمَاءُ حُلَمَاءُ بَرَرَةٌ أَتْقِيَاءُ كَأَنَّهُمْ مِنَ الْفِقْهِ أَنْبِيَاءُ».

Мы восхваляем Аллаhа и покланяемся Ему, обращаемся к Аллаhу за помощью и прощению грехов. Просим у Аллаhа защиты от зла наших скверных деяний. Тот, кому Аллаh даровал быть на Истинном Пути, того никто не введет в заблуждение, а кому Аллаh не дал Истинного Пути, того уже никто не выведет из заблуждения и не сможет повести верным путем.

Просим у Аллаhа даровать ещё больше величия Пророку Мухаммаду, мир Ему, а также приветствуем всех Пророков и Посланников и всех тех, кто истинно следует по Их пути.

Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаhа – Одного-Единственного Создателя, не имеющего никаких соучастников и сотоварищей, не занимающего места в пространстве, и свидетельствую, что Мухаммад – раб и Посланник Аллаhа.

Дорогие единоверцы! Все мы – рабы Аллаhа. Призываю всех к богобоязненности! Выполняйте повеления Творца и не совершайте грехов!

Аллаh Всемогущий сказал, что означает: В мире существуют разные люди, разные животные, они отличаются друг от друга также по цвету. Воистину, самые богобоязненные из рабов Аллаhа – это ученые. Воистину, Аллаh Всемогущий и Прощающий грехи верующих.

Пророк 'Иса, мир Ему, так сказал об ученых из общины Пророка Мухаммада, мир Ему, что означает: ученые мудрые, терпеливые, культурные, добрые, внимательные, благочестивые и богобоязненные, истинные последователи Пророка, которые досконально знают религиозные науки и ничего не искажают.

Дорогие братья и сестры! Говорить о великих ученых не просто, ведь как бы мы ни старались, чтобы проникнуться их жизнью и описать их биографию, не хватит красноречия и знаний, а также пропустим много важного из их истории.

Биография великих людей ведущих ученых является лучшим примером, который будет побуждать наших юношей и девушек брать пользу из этого. А также важно, чтобы люди не теряли время и не проводили свою жизнь, занимаясь бесполезными делами, не имеющими ценности для общества, и никакого значения для истории.

Наша сегодняшняя проповедь о величайшем теологе звездной величины, который жил, посвятив религиозной науке, проявляя особое старание в изучении религии, относясь к религиозному образованию с особой любовью и дорожил этим великим даром Аллаhа. Он распространял религиозные знания так, что знания от него распространились по всему миру. Этот величайший теолог – имам Абу Ханифа Ан-Ну'ман ибн Сабит, да будет ему еще больше милости от Аллаhа. Имам Абу Ханифа родился в городе Куфа в Ираке в 80 году по hиджре. Его отец Сабит был благочестивым и очень богобоязненным человеком. Он был торговцем тканями. Он относился ответственно к воспитанию своего сына Ан-Ну'мана и сопровождал его в пути получения религиозных знаний для того, чтобы тот стал мусульманским ученым.

Сабит будучи еще маленьким был у четвертого халифа 'Али ибн Абу Талиб, тогда халиф 'Али читал Ду'а для Сабита и его потомства, чтобы им было даровано благословение. Так и случилось, Сабит и его сын получили великое благословение.

Имам Абу Ханифа получил большое количество Хадисов и других религиозных знаний из уст величайших мусульманских ученых, среди которых было шесть сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, непосредственно от которых он передал изречения Пророка, – это Анас ибн Малик, 'Абдуллаh ибн Анас, Уасилят ибн Аль-Аска', 'Абдуллаh ибн 'Ауф, 'Абдуллаh ибн Джуз` Аз-Забидий, Ма'каль ибн Ясар. А также более чем 200 величайших ученых – таби'ин – тех, кто последовал за сахаба.

Имам Аш-Шафи'ый говорил об имаме Абу Ханифа:

«النَّاسُ في الْفِقْهِ عِيَالٌ عَلَى أَبِي حَنِيفَةَ»

Это означает, что люди под опекой Абу Ханифы, то есть нуждаются в религиозной опеке и знаниях, так же, как те, кто на иждивении нуждаются в опеке и внимании со стороны тех, кто обеспечивает и содержит их. Язид ибн hарун сказал:

«مَا رَأَيْتُ أَوْرَعَ وَلاَ أَعْقَلَ مِنْ أَبِي حَنِيفَةَ»

Это означает, что не видел никого более благочестивого и более рассудительного и мудрого, чем Абу Ханифа.

Имам Абу Ханифа был действующим имамом, постоянно обучал людей. Из его учеников были такие великие теологи, как Мухаммад ибн Аль-Хасан Аш-Шайбаний, Абу Юсуф Аль-Кадый, Юсуф ибн Халид Ас-Самтий Аль-Бисрий, и многие, многие другие, да будет им ещё больше благословения от Аллаhа.

Он не сидел на одном месте, а ездил для того, чтобы пополнить знания и передать их другим, а также для того, чтобы отстаивать истину и противостоять сектантам, защищая народ от заблуждений. Так он ездил в Басру около 20 раз и там он в споре разбил в пух и прах му'тазилитов и даhритов, показав их заблуждения людям, опозорив, открыв их настоящее лицо. Тогда имам Абу Ханифа стал известным как самый сильный оратор, обладающий даром убеждать, приводя неоспоримые доказательства.

Кроме этой деятельности у имама Абу Ханифа была ткацкая мастерская по производству шелковой ткани, которая позволяла ему закрывать текущие необходимые расходы и кроме этого он жертвовал свое имущество на благотворительность.

Абу Ханифа каждый год в течение месяца Рамадан шестьдесят раз полностью прочитывал Священный Кур`ан. Также известно, что имам Абу Ханифа в течение тридцати лет время от времени при совершении Намаза за один рак'ат прочитывал весь Кур`ан. И каждую ночь имам совершал по 400 рак'атов дополнительных Намазов.

Имам Абу Ханифа сорок лет выполнял утреннюю Молитву – Ас-Субх с тем же омовением – Аль-Ууду`, которое совершил перед ночной Молитвой – Аль-'Иша`, – это говорит о том, что после ночной Молитвы ревностный в поклонении Аллаhу Абу Ханифа не ложился спать, дожидаясь рассвета – времени утренней Молитвы.

Имам Абу Ханифа был святым человеком и даже среди святых он имел очень высокую степень – абдаль или выше. Таких на свете всего 40 человек.

Шарик Ан-Нах'ий сказал, что Абу Ханифа был молчаливым, постоянно пребывал в размышлениях, редко отвлекаясь на разговоры о мирском.

Имам Абу Ханифа прославился тем, что оберегал мусульманское вероучение от искажений. Он написал много книг по основам истинного вероучения, это такие известные книги, как «Аль-Фикh аль-акбар», «Аль-Фикh аль-абсат», «Аль-'алим уаль-мута'аллим», «Ар-рисаля», «Аль-уасыйя», и другие.

Вот объяснение того пути, по которому следовал великий имам Абу Ханифа.

В книге «Аль-фикh аль-акбар» сказано:

«وَاللهُ وَاحِدٌ لاَ مِنْ طَرِيقِ الْعَدَدِ وَلَكِنْ مِنْ طَرِيقِ أَنَّهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ وَلَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدْ لاَ يُشْبِهُ شَيْئًا مِنَ الأَشْيَاءِ مِنْ خَلْقِهِ وَلاَ يُشْبِهُهُ شَىْءٌ مِنْ خَلْقِهِ».

Это означает, что Аллаh Всевышний – Один-Единственный не в значении числа, а в том, что у Него нет сотоварища. Он не родил и не был рожден, и нет соучастника Ему. Он не подобен никакому из Своих созданий. Никто и ничто из Его созданий не подобно Ему.

«لِقَاءُ اللهِ تَعَالَى ِلأَهْلِ الْجَنَّةِ حَقٌّ بِلاَ كَيْفِيَّةٍ وَلاَ تَشْبِيهٍ وَلاَ جِهَةٍ».

В книге «Аль-Уасыйя» сказано, что обитатели Рая воистину увидят Аллаhа без образа, без подобия и без направления. То есть обитатели Рая будут в Раю и увидят Аллаhа, Который не занимает места и не находится в каком-либо направлении.

В книге «Аль-Уасыйя» также сказано:

«نُقِرُّ بِأَنَّ اللهَ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى مِنْ غَيْرِ أَنْ يَكُونَ لَهُ حَاجَةٌ إِلَيْهِ وَاسْتِقْرَارٌ عَلَيْهِ وَهُوَ الْحَافِظُ لِلْعَرْشِ وَغَيْرِ الْعَرْشِ مِنْ غَيْرِ احْتِيَاجٍ، فَلَوْ كَانَ مُحْتَاجًا لَمَا قَدَرَ عَلَى إِيجَادِ الْعَالَمِ وَتَدْبِيرِهِ كَالْمَخْلُوقِ، وَلَوْ كَانَ مُحْتَاجًا إِلَى الْجُلُوسِ وَالْقَرَارِ فَقَبْلَ خَلْقِ الْعَرْشِ أَيْنَ كَانَ اللهُ تَعَالَى! تَعَالَى اللهُ عَنْ ذَلِكَ عُلُوًّا كَبِيرًا».

Это означает: «Подтверждаем, что Аллаh Всевышний – Властелин Аль-'Арша. Он не нуждается в Аль-'Арше и не утвердился на нем. Аллаh сохраняет Аль-'Арш и другие создания без нужды в этом. Если бы Он нуждался в этом, то не смог бы дать бытие Вселенной, а также каждому из созданных в отдельности. И если бы Он нуждался в восседании и утверждении, то где бы Он был до создания Аль-'Арша?! Хвала Аллаhу, Который превыше всех недостатков».

То есть до создания Аль-'Арша Аллаh существовал без места, Аллаh не меняется и после того, как Он создал Аль-'Арш, не занимает места и не нуждается в месте.

В книге «Аль-Фикh аль-абсат» имам Абу Ханифа сказал:

«كَانَ اللهُ وَلاَ مَكَانَ، كَانَ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ الْخَلْقَ، كَانَ وَلَمْ يَكُنْ أَيْنٌ وَلاَ خَلْقٌ وَلاَ شَىْءٌ وَهُوَ خَالِقُ كُلِّ شَىْءٍ».

Это означает: «Аллаh был и не было пространства, Аллаh существовал вечно без начала до того, как были созданы Его творения. Аллаh существовал и не было места, не было ни одного созданного, а всё, что есть в мире создал Аллаh!».

Вот каковы настоящие ученые мужи! Правдивые, честные и искренние! Их знания и благие деяния распространились по всему миру, принося огромную пользу человечеству. Но, несмотря на все это, мы до сих пор встречаем таких высокомерных людей, которые не признают учение великих ученых, отвергая их высказывания. Эти мракобесы, не находя никаких других доводов, заявляют: «И мы люди, и они тоже люди!».

А на самом деле необычайно велика разница между теми людьми, которые распространяли истину и этими, несущими раздор, распространяющими невежество и заблуждения.

Те были великими учеными, только при воспоминании которых радуются сердца и появляется особое стремление укрепиться на религиозном пути. А эти – так называемые мыслители – портится настроение от одного их вида и присутствия рядом.

Дорогие единоверцы! Обратите внимание на то, с каким уважением относились мусульманские ученые к имаму Абу Ханифа! Они объявляли об этом открыто, говоря о его превосходных качествах и величайшей культуре. Так ученый Аль-Хатыб Аль-Багдадий в книге «Тарих Багдад» («История Багдада») передал слова имама Аш-Шафи'ый, который сказал:

«إِنِّي َلأَتَبَرَّكُ بِأَبِي حَنِيفَةَ وَأَجِيءُ إِلَى قَبْرِهِ في كُلِّ يَوْمٍ (يَعْنِي زَائِرًا)، فَإِذَا عُرِضَتْ لِيَ حَاجَةٌ صَلَّيْتُ رَكَعْتَيْنِ وَجِئْتُ إِلَى قَبْرِهِ وَسَأَلْتُ اللهَ تَعَالَى الْحَاجَةَ عِنْدَهُ فَمَا تَبْعُدُ عَنِّي حَتَّى تُقْضَى».

Это означает: «Я благословляюсь имамом Абу Ханифой и посещаю его могилу каждый день. И когда у меня появляется нужда, делаю Намаз 2 рак'ата, затем подхожу к его могиле и прошу у Аллаhа Всемогущего то, что мне нужно, не проходит много времени, как Аллаh дарует мне то, что я прошу».

Ибн Аль-Аhдаль рассказывал, что правитель Абу Джа'фар Аль-Мансур перевел Абу Ханифу в Багдад, чтобы принудить его вступить в должность кадыя (судьи), но тот отказался и дал клятву, что никогда не согласится на это. Абу Джа'фар Аль-Мансур посадил Абу Ханифу в тюрьму и ежедневно посылал к нему гонцов, чтобы узнать, не передумал ли он, и пытался прельстить его всевозможными благами и вознаграждениями. Но, получая в очередной раз отказ, приказывал наказывать его десятью плетьми каждый день. Ибн Мубарак сказал об Абу Ханифе:

«أَتَذْكُرُونَ رَجُلاً عُرِضَتْ عَلَيْهِ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَا فَفَرَّ مِنْهَا»

Это означает: «Ему предлагали все богатства этой жизни, но он не прельстился ими».

Будучи в тюрьме, имам Абу Ханифа стал много читать Ду'а для спасения и не прошло много времени, как он умер мученической смертью от болезни живота. На его Джаназа было 50 тысяч человек и он был похоронен в Багдаде на кладбище Хайзуран. Это произошло в 150 году по hиджре, как раз в тот год, когда родился имам Аш-Шафи'ый, о котором мы расскажем в последующих проповедях, ин ша-Аллаh.

Дорогие мусульмане! Это малая часть из жизнедеятельности превосходного имама, знатока и теолога Абу Ханифа, который шёл по пути распространения религиозных знаний, отстаивая принципы справедливости и истины, он противостоял любому заблуждению и сектантам.

Он прожил свою жизнь скромно, будучи аскетом, благочестивым, щедрым, мудрым. Он был особо внимательным к тем, кто стремится к религиозным знаниям. Он проявлял терпение ко всем испытаниям, ниспосланным Аллаhом, не возмущался, а воспринимал покорно, с благодарностью. Он воспринял с терпением несправедливое отношение к нему, заключение его в темницу и бичевание. Всю свою жизнь он больше всего переживал за свою веру и поступал так, чтобы не ослабнуть в покорности Творцу.

У него было много прекрасных качеств и действий, перечислять которые мы могли бы очень долго, но главное, что он – достойный человек, принесший огромную пользу мусульманскому обществу с помощью Аллаhа Всемогущего.

Просим Аллаhа даровать ему больше милости и благословения! Просим у Аллаhа, чтобы даровал нам быть всегда стремящимися к получению религиозных знаний и их распространению. И чтобы весь наш жизненный путь был посвящен защите истины и восстановлению справедливости, а также противостоянию зла и угнетения. И чтобы все это мы делали с мудростью и искренне.

Настоящие ученые – это величайшие мусульманские теологи, как: Абу Ханифа, Малик, Аш-Шафи'ый, Ахмад ибн Хамбаль и другие, которые были ярким примером в культуре и знаниях, они были истинными учеными в богобоязненности, учеными в поклонении, учеными в аскетизме, благочестии и соблюдении Закона Божьего. Несмотря на их величайший уровень, их высоту и преимущества, они были сильными духом, чтобы ответить на то, чего не знали: «Я не знаю!».

Если они были в таком положении, задумайтесь о нашем положении, когда нас спрашивают о тех вопросах, которых мы или не знаем или не совсем уверены.

Просим Аллаhа даровать нам больше религиозных знаний, чтобы мы смогли лучше следовать примеру великих имамов и шли по их пути.

Пусть вся наша жизнь и внимание будут направлены на защиту принципов справедливости и распространения добра!

اللَّهُمَّ اجْعَلْ هَمَّنَا نَشْرَ الْعِلْمِ، وَدَأْبَنَا إِحْقَاقَ الْحَقِّ وَإِزْهَاقَ الْبَاطِلِ. ءَامِين.

وَاعْلَمُواْ أَنَّ اللهَ أَمَرَكُمْ بِأَمْرٍ عَظِيمٍ أَمَرَكُمْ بِالصَّلاَةِ وَالسَّلاَمِ عَلَى نَبِيِّهِ الْكَرِيمِ فَقَالَ:

﴿إِنَّ اللهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ صَلُّواْ عَلَيْهِ وَسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا﴾

اللَّـهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى ءَالِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى ءَالِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ،

اللَّـهُمَّ بَارِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى ءَالِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى إِبْرَاهِيمَ وَعَلَى ءَالِ إِبْرَاهِيمَ إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ، اللَّـهُمَّ إِنَّا دَعَوْنَاكَ فَاسْتَجِبْ لَنَا دُعَاءَنَا فَاغْفِرِ اللَّـهُمَّ لَنَا ذُنُوبَنَا وَإِسْرَافَنَا في أَمْرِنَا

اللَّـهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ الأَحْيَاءِ مِنْهُمْ وَالأَمْوَاتِ

رَبَّنَا ءَاتِنَا في الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

اللَّـهُمَّ اجْعَلْنَا هُدَاةً مُهْتَدِينَ غَيْرَ ضَالِّينَ وَلاَ مُضِلِّينَ

اللَّـهُمَّ اسْتُرْ عَوْرَاتِنَا وَءَامِنْ رَوْعَاتِنَا وَاكْفِنَا مَا أَهَمَّنَا وَقِنَا شَرَّ مَا نَتَخَوَّفُ.

عِبَادَ اللهِ إِنَّ اللهَ يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَالإِحْسَانِ وَإِيتَاءِ ذِي الْقُرْبَى وَيَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَالْبَغِي، يَعِظُكُمْ لَعَلَّكُمْ تَذَكَّرُونَ. اذْكُرُواْ اللهَ الْعَظِيمَ يَذْكُرْكُمْ وَاشْكُرُوهُ يَزِدْكُمْ، وَاسْتَغْفِرُوهُ يَغْفِرْ لَكُمْ وَاتَّقُوهُ يَجْعَلْ لَكُمْ مِنْ أَمْرِكُمْ مَخْرَجًا، وَأَقِمِ الصَّلاَةَ.

Источник: http://islamyat.org/pyatnichnye-propovedi/imam-abu-xanifa-an-numan.html

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий