понедельник, 16 января 2012 г.

Роль религиозной библиотеки в образовании и воспитании

За последнее время у части населения нашей страны значительно возрос интерес к религии, в частности – к Исламу. Люди больше хотят знать об истории нашей религии, значении и роли Ислама в воспитании духовности, нравственности, отношении к окружающему нас миру, народам, религиям, культуре, семейно-бытовым и другим проблемам, то есть, всему тому, чем живет человек и человечество.

Эти потребности в некоторой степени удовлетворяют вновь открытые религиозные организации, действующие при них курсы, школы по изучению основ Ислама; медресе, институты, университеты по подготовке профессиональных религиозных кадров. Определенную лепту в это благородное дело вносят и средства массовой информации, действующие при религиозных организациях.

В то же время появились и активно действуют десятки организаций имеющие в своем названии слова ислам, исламский, мусульманский, но не занимающиеся истинной религиозной деятельностью. Они лишь под прикрытием религиозности пытаются решать свои корыстные интересы, которые часто вносят сумятицу, противостояние и зачастую наносят значительный ущерб нашей религии, отталкивают часть верующих от Ислама, вносят сомнение и разлад в души верующих и интересующихся Исламом.

Мусульманскую библиотеку комплектовали выдающиеся мусульманские просветители

Мусульманская библиотека в Уфе комплектовалась целенаправленно. В нее собирались книги о России, Востоке и вся исламоведческая литература, выходившая за рубежом. Фонды библиотеки пополнялись за счет покупки книг и подаренной литературы. Первоначальную основу Фонда составило большое количество книг, пожертвованных Р.Фахретдиновым. Особенно ценными пополнениями явились дары из личных библиотек З.Расулева (1833-1917), Г.Расулева (1881-1950), М.Хасанова (1865-1924), З.Камалетдинова (1873-1942) и т.д.

В 1925 году в ней насчитывалось более 30 тысяч томов книг, которые следующим образом распределялись по отделам: беллетристики (произведения Ахмета Мидхата (1844-1913), Г.Тукая (1886-1913), М.Гафури (1880-1934) и др.), истории (труды Ибн-Хальдуна: «Тарих» (1284 х.) в семи томах, «Тарджематель Мукаддимата» в трех томах; «Всеобщая истории» М. Мурада, «Великая всеобщая истории» А.Рафика, «История» Г.Джаудата в 12 томах (1309 х.); «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казн ва Булгар» и «Вафийат аль-аслаф ва тахийат аль-ахлаф» Ш.Марджани; труды В.В.Бартольда в переводе на турецкий язык и др.), истории литературы (труды профессора М.Ф.Купрелезада (1890-1966), Г.Газиза (1887-1938) и Г.Рахима (1891-1942) и др.), естествознанию и математике; философии, лингвистике, педагогике; географии; исламской юриспруденции и богословию (корановедение и хадисоведение)…

Особую ценность представлял газетно-журнальный фонд: многие хранившиеся издания хронологически относились к 1906-1908 гг. Читателями библиотеки в свое время состояли не только жители Уфы, но и других городов России. Ими были ученые, студенты, учащиеся, изучающие восточные языки и литературы. Большую ценность представлял рукописный фонд («Вакигатуль муфтиин» — Основы Исламской юриспруденции, 362 стр.; «Аль васаиль Валь Джауб» — Вопросы и ответы юриспруденции, 380 стр.; «Мусталяхуль хадис» — Завещания пророка – 90 стр.)…

В 70-е годы библиотека была разграблена

В 70-е годы из-за безнадзорности богатейший фонд библиотеки подвергся расхищению; часть успели передать в институт истории, языка и литературы, лишь малая часть осталась в Центральном духовном управлении мусульман (ЦДУМ). К настоящему времени библиотека ЦДУМ располагает книжным фондом в 4 тыс. томов. Фонд регулярно пополняется ценнейшими отечественными и зарубежными изданиями религиозной, общественно-политической и философской литературы.

В числе многочисленных работ об Исламе, о Коране, появившихся после Октябрьской революции, следует назвать работы академика А.А.Бартольда «Ислам», «Мусейлима», «Коран и море», «К вопросу о призвании Мухаммеда», «О Мухаммеде», и др.; мастерские исследования московской арабистики К.С.Кашталевой, посвященные объяснению терминологии, языка и стиля Корана, а также статьи профессора И.Н.Винникова о признании Пророка Мухаммеда и о толковании ряда стихов Корана; прекрасные исследования Е.А.Беляева (перу доктора исторических наук Беляева Е.А. принадлежат свыше 150 работ по Исламу, и около 30 трудов вышло в свет под его редакцией); труды Л.И.Климовича, Г.М.Керимова, Р.Р.Мавлютова; М.Т.Степанянц, Л.И.Шайдуллиной, А.В.Сагадеева, Е.А.Дорошенко, И.Гильфанова, Н.Байрамсахатова, Д.А.Патрушева и многих других. Остальные библиотеки, можно сказать, пропали бесследно и безвозвратно.

Мусульманские библиотеки воссоздаются

Сейчас крупные религиозные организации, особенно в городах и райцентрах, начали воссоздавать религиозные библиотеки. Но это дело без методической, религиоведческой экспертизы литературы, без хорошей библиографической помощи духовных управлений, правильно организовать невозможно. Зайдите в любой книжный магазин – сотни книг об Исламе никому не известных авторов — сейчас только ленивый не пишет об Исламе. И зачастую во многих этих изданиях проводится мысль о несостоятельности нынешнего мусульманского духовенства возродить Ислам в России; одна часть духовенства противопоставляется другой, вбивается в головы читателей невозможность сосуществования мусульман с последователями других религий, отвергаются любые контакты с органами государственной власти. Такие материалы всеми способами бесплатно раздаются, или продаются по низким ценам. И многие берут эти брошюрки, газеты, читают, о содержании пересказывают другим.

Мы, в первую очередь, руководство духовных управлений, имам-мухтасибы, имам-хатыбы, должны бороться с такими поползновениями открытых и скрытых врагов нашей религии, именно мы должны быть первыми в распространении истины священного Корана, в действительном возрождении Ислама, в воспитании высокой духовности, настоящей религиозной образованности.

Один мудрец в свое время сказал: «Не вини источник, что вода в нем нечиста, если черпаешь грязным сосудом». Не книги виноваты в возникающих смутах в душах верующих; а мы, с нашей бездеятельностью, с нашим нежеланием, связанным с общей и религиозной безграмотностью.

В мечети «Ихлас» около 15 тысяч книг

Трудное дело сформировать библиотеку мечети. У нас в мечети «Ихлас» различных книг около 15-ти тысяч. Книги мы покупаем, принимаем в дар от людей, по нашим связям получаем из Египта, Саудовской Аравии, Турции. А в последние годы начали издавать сами в издательстве мечети «Ихлас». Вот и в настоящее время вышел сигнальный экземпляр нового издания «Коран», авторы У.З.Шарипов и Р.М.Шарипова – ученые Института востоковедения Российской академии наук. Каждую книгу, брошюру, поступившую в мечеть, проверяем по содержанию. Если есть какое-то сомнение, то откладываем куда подальше.

Литературу – часть получают для использования преподаватели курсов по изучению основ Ислама (20 аттестованных преподавателей, до 400 слушателей), часть даем муэдзинам, членам исполнительного органа – мутаваллията, часть оставляем для обучающихся на курсах, часть выставляем на стендах. Скоро открываем просторную библиотеку с читательским залом на 30 мест.

Мы видим свою задачу в привитии навыков работы с книгой, умения выбирать из множества книг нужную, полезную, в выработке у читателя желания, потребности читать. Наши педагоги поощряют, когда в мечети несколько человек читают вместе, вслух, тут же сами вместе комментируют прочитанное, а если что-то не совсем понятно, то разбираются вместе с педагогом.

«Книга всегда будет оставаться Книгой»

Конечно, сейчас есть и аудиокниги, есть и Интернет. Но книга всегда есть и будет Книгой. Ведь сам Всевышний Аллах в первой же суре «Галяк» — «Сгусток крови» в 3-5-х аятах, ниспосланной Пророку Мухаммеду (С.Г.В.), нам сказал:
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал.»

В мечети я неоднократно замечал такую картину. Сидит девятилетний мальчик со своей мамой, а перед ними на столе книга с арабской графикой. Сын водит пальцем по строке и спрашивает маму, что это за буква. Та отвечает, что не знает. Мальчик говорит, что он уже знает, и даже может прочитать все слово.

Сын читает, а у мамы на глазах слезы – слезы радости и гордости. Дети на курсы ходят вместе с одним из родителей, и, наверное, только в мечети можно увидеть, как дети учат родителей читать, читать Коран. Читай! И ты узнаешь то, что еще не знал.

Надо научить имамов работать с книгой

Я вижу одну из важнейших задач духовных управлений мусульман в том, что надо научить имамов мечетей работать с книгой, иначе они никогда не смогут привить любовь к чтению религиозной литературы остальных. Имамы должны быть подготовлены всесторонне, и они должны заниматься самообразованием, самосовершенствованием. Ведь даже самый высокий маяк может погаснуть и остаться бесполезным истуканом, если постоянно не подливать масло.

Конечно, работа с книгой – это лишь одно из средств и способов религиозного образования и воспитания, которое будет эффективным наряду с наличием хороших учителей, умением социально адаптироваться, постоянно самосовершенствоваться и целым рядом других составляющих в их единстве. Но это уже достойные темы для других выступлений.

Имам- хатыб мечети «Ихлас» Мухаммет Галлямов

Источник: Исламский объединенный центр мусульманских организаций России

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий