вторник, 10 января 2012 г.

Мазхабы в исламе

Прежде чем перейти к основной теме нужно вкратце дать определение слову «мазхаб» и немного коснутся истории появления мазхабов.

Слово «мазхаб» происходит от арабского слова, «захаба», означающего «идти», «направление». В терминологии правоведов «мазхаб» означает учение и направление ученого–правоведа (т.е. факиха), достигшего степени ижтихада. Ученый, достигший этого уровня, называется мужтахидом, имамом, а его правовая школа — мазхабом. Однако, мазхаб не является трудом одного ученого–основателя мазхаба, так как ученые–последователи имама, тоже вносят свой вклад в развитие мазхаба, придерживаясь основных принципов и основ имама.

Ученые Ислама, тщательно изучив Коран и Сунну Пророка Мухаммеда (с.а.в.), и, учитывая эти сходства и отличия, систематизировали полученные знания в богословско-правовые школы – мазхабы. В настоящее время существует четыре официально признанные мазхабы. Каждый мазхаб носит имя своего основателя-имама.

Основателем первого мазхаба является Абу Ханифа б. Нуман б. Саббиталь-имам аль-Агзам. Имама Абу Ханифа считается первым, кто начал разрабатывать методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Он обосновалвозможность использования норм обычая (урф) как одного из источниковправа. Основатель второго мазхаба — Малик б. Анас Аль-Асбахи. Основатель третьего аш-Шафии абу Абдаллах Мухаммад б.Идрис и четвертого Ахмад б. Ханбал Абу Абдаллах.

Решая, какие то правовые вопросы и делая иджтихад, ученые мазхабов не расходились в основах исламского вероучения. Основы вероучения как указывалось выше, у всех мазхабов едины, а различия касаются лишь незначительных вопросов (фуру). Все основатели мазхабов, использовали одни и те же источники Шариата, основами которых являются Коран и Сунна. А второстепенные, такие как, иджма (согласованное мнение), кыяс (суждение по аналогии), истихсан (предпочтительное мнение), урф (применение обычного права), и др., каждый из них использовал по своему усмотрению, в соответствии с собственной логикой, системой методов и приемов, используемых им при исследовании. Мнения ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества, они объясняют смысл Корана и Сунны и решения, вытекающие из них, в доступной для понимания форме. Следуя богословско-правовым решениям одного из мазхабов, мусульмане считают остальные три мазхаба также верными, истинными. Между мазхабами существуют прочные связи и на уровне ученых-богословов, и среди простых мусульман. Некоторые различия в способах поклонений не мешают им с любовью относиться друг к другу, ибо это именно те различия, о которых Пророк (с.г.в.) сказал, что они являются милостью от Аллаха людям.

Стоит также отметить, что мазхаб — это неотъемлемый и очень важный элемент исламской системы, целостная система знаний, передаваемая от учителя ученику, и именно это является наследием Пророка (с.а.в.) и знание, которое передавали табиины от сахабов, а те – от Пророка (с.а.в.).[1]

Причины существования мазхабов – в том, что они дают надежные, научно обоснованные ответы на вопросы мусульман о том, как поклонятся и совершать ритуальные обряды.[2]

Главная функция мазхаба – адаптация Ислама к разным социо-культурным средам и условиям, придание Исламу гибкости и выживаемости в многообразном мировом пространстве. Мазхабы, как говорят великие ученые ислама, это милость Аллаха, это Его дар умме. Мазхабы никак не являются источником внутриисламских проблем, они не отдаляют мусульман друг от друга, а наоборот, усиливают и укрепляют мусульманскую общину, давая ей возможность функционировать в разных политико-экономических, природно-географических и других условий.

Так в чем же состоит эта милость Всевышнего, который даровал нам быть последователями этих великих ученых Ислама. Чтобы наиболее лучше прочувствовать это, стоит обратится к примеру, который широко распространен как в социальной сети, так и на устах. Предположим что, один начальник велит своим подчиненным построить для себя дома. Он объяснит им, где можно, а где нельзя строить, и как строить. Например, он скажет, что нельзя строить на горе или в овраге. Также объяснит, что для того, чтобы войти в дом, следует сделать дверь, а чтобы в дом проникал свет, необходимо вставить окно. И они, по повелению начальника, начали строить дома. Если поставить дом не на горе и не в овраге, как указал начальник, сделать дверь и окно, не захватывать землю более дозволенного, то этот человек будет считаться построившим дом на законных основаниях.

Допустим, среди строителей появились разногласия по поводу указаний хозяина. Тут появились четыре инженера, за которым следуют все остальные инженеры, и с ними согласны все подчиненные начальника. Они приступили к анализу указаний и требований, данных строителям хозяином стройки, или к обсуждению того, как извлечь максимальную пользу из его слов, но так, чтобы не переступить обозначенные рамки.

К примеру, хозяин сказал, чтобы поставили дверь, окно, крышу, и ничего более не добавил. Теперь перед инженерами встал вопрос, как и какие дверь, окно и крышу поставить. Один говорит, что вставить следует большое окно, чтобы света было больше. Другой же утверждает, что если вставить большое окно, тогда зимой в дом будет проникать больше холода, а летом – тепла, поэтому окно лучше оставить небольшим. Также и с дверью. Все четверо приходят к единому мнению по поводу размера: большого и маленького. Один предложил вставить окна и двери обращенными в сторону кыйблы (направление моления в сторону Каабы в Мекке). Другой добавил, что так должно быть, однако если нет такой возможности, тогда можно вставить так, как получается. Возник вопрос и по поводу стен. Один сказал, что строить следует из камня, другой – из кирпича, третий – из самана. А четвертый сказал, что если строить из самана, тогда углы должны быть из камня. Если не будет возможности достать весь этот материал, тогда для строительства стен можно будет использовать дерево или камыш. Что касается крыши, один предложил присыпать ее землей. Другой сказал, что будет лучше, если ее покрыть шифером. По мнению третьего, необходима черепица. Четвертый же предложил, что можно строить из того, что есть, лишь бы внутрь не проникала вода. Также возник вопрос о том, что делать, если нет места, кроме как на горе или в овраге. Один предложил строить, сравняв гору, другой сказал, что можно засыпать овраг, а третий стал возражать. Также разногласия появились по поводу внутреннего устройства домов, каждый предложил согласно широте своего разума.

Данные разногласия являются милостью для мусульман, как говорят сами ученые, ведь человек попадает в различные ситуации, живет в разных странах с различными условиями и обычаями, и если был бы один мазхаб, то это поставило бы его в затруднительное положение.И также, к примеру,взгляды четырех ученых на одну и ту же вещь с разных сторон, что открывало большое пространство для вынесения подходящих решений. Поэтому, существование разных мазхабов, правовых школ является богатством исламского наследия и доказывает способность ислама отвечать потребностям человека. И если мы будем подходить к вопросам мазхабов, руководствуясь правилом — «нет порицания в спорных вопросах», как это делали сподвижники, мы научимся уважать мнения других и работать во благо религии. И сегодня некоторые группы, течения предлагают оставить все это богатейшее наследие и вернутся к тому исламу, который был в первые века, считая данные школы неприемлемыми новшествами (бидатом). Это очень большая опасность, которые представляют группы, которые отрицают мазхабы, направленные на потерю огромного запаса исламских знаний накопленного за многие века и погружения мусульманского сообщества в состояние смуты и раздора. К примеру, основоположник учения ваххабизма Мухаммед ибн Абдуль Ваххаб признавал только ханбалитский мазхаб, приравнивая остальные три мазхаба к недопустимым нововведениям. Именно из-за того что мазхабы несут в себе столь большой багаж знаний, последователи саляфитско-ваххабитского толка столь яро совершают нападки на мазхабы. Мазхаб уже внутри себя подразумевает развитие и никоим образом не мешает прогрессу ислама, сохраняя при этом основы и традиции.

На сегодняшний день в Татарстане на официальном уровне закреплено положение о том, что религиозные обряды и богослужения должны проводиться в соответствии с ханафитским мазхабом. Ведь именно ханафитский мазхаб был принят нашими предками, как наиболее подходящий к нашим условиям, имеющий под собой рациональную аргументацию законов Всевышнего. И на сегодняшний день он так же актуален, так как, закладывает основу для толерантного отношения к другим религиям, которые существуют и взаимодействуют друг с другом на территории России более тысячи лет.

Литература:
Опасность отпадения в лжерелигию. – Казань: «Иман», 2005. – 28 с.
Мухаммад Саид Рамадан аль-Бути. Путь размечен. Отказ от мазхабов — опаснейшее из нововведений, угрожающих исламскому Шариату. Издательство «Ансар», 2005. – 144 с.
Суфийская энциклопедия. Юсуф Хаттар Мухаммад. – Казань: «Иман», 230 с.

[1]Опасность отпадения в лжерелигию. – Казань: «Иман», 2005. – 28 с.

[2] См.: Там же.

Источник: altinurta.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий