вторник, 24 января 2012 г.

Маулид ан-Наби

«И не воздал я Мухаммаду хвалы словами своими, но лишь честь оказал словам своим именем его»
Хассан ибн Сабит (радыяллаху анху) — сподвижник пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

23 января 2012 года с заходом солнца наступил третий месяц по мусульманскому календарю Раби аль-авваль 1433 года по хиджре, с его приходом мы вступили в особый месяц, благословенное время – месяц рождения пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, когда весь мусульманский мир празднует и обращается с мольбами к Всевышнему Аллаху, прося Его благословить пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

На маджлисах, посвященных этому торжеству, звучат аяты Корана и хадисы связанные с историями из жизни пророка (салляллаху алейхи ва саллям), произносятся салаваты (благословения пророку), чтобы потом услышанное практиковать и стараться быть похожим на гордость миров Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Аллах Всевышний в Коране говорит: «Воистину Аллах и Его ангелы не перестают воздавать благословения пророку. О, вы, которые уверовали, благословляйте и приветствуйте его (Мухаммада)». (Сура «аль-Ахзаб», 56)

Во все времена празднования по случаю года рождения пророка (салляллаху алейхи ва саллям) почти во всех Исламских странах представляют собой одно из основных положений социальной и религиозной сфер жизни.

В словаре слово Мавлид означает место и время рождения. В исламской литературе применяется как день рождения пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и ежегодные празднования в честь его рождения.

Посланный Аллахом для человечества Пророк является чудесным явлением и празднование даты его рождения большой праздник для верующих. В этот день надо быть очень радостным, помогать бедным и немощным, читать Коран и восхваления в честь Пророка, надевать новые наряды и т.п.

Совершение Мавлидов одобрено такими выдающимися авторитетными учёными как аль-Хафиз ибн Хаджар Аскаляни, аль-Хафиз ас-Сахави, аль-Хафиз ас-Суюти и другие.

Аль-Хафиз ас-Суюти, говоря об отношении Шариата к проведению Мавлидов, сказал: «Основой для проведения Мавлидов является сбор людей, чтение отдельных сур, рассказы о тех знаменательных событиях, которые происходили в жизни Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). И это является одобряемым с точки зрения Шариата, так как проводится для возвеличивания Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)». Также в хадисе сказано: «Основоположнику благого для Ислама запишется вознаграждение и за тех, кто будет следовать ему до Судного дня» (имам Муслим).

Проведение Мавлида несёт в себе очень много пользы – это собрание мусульман для выражения радости, усиление братства и любви между верующими, раздача милостыни, способ получения знаний о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям).

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал: «Пророк у верующих дороже их собственных жизней». (Сура «аль-Ахзаб», 6)

Сказал имам Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах): «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был более любим для нас, чем наше имущество, отцы, дети и матери наши, больше, чем холодная вода во время нестерпимой жажды».

Мусульмане Пензенской области со своими братьями, живущими во всех уголках мира ежегодно отмечают это событие. Благодарят Аллаха за великую милость – пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Мавлид в Пензенской области – религиозный обряд. Проводится практически повсеместно в местах проживания татарского населения. Во время проведения Мавлида читаются Коран, касыды – стихотворения поэмы на арабском или старотатарском языках, в том числе специально посвященные Мавлиду. Самая популярная из арабоязычных касыд – «Касыда аль-Бурда», написанная Шарафуддином Бусайри, знаменитым арабским поэтом и каллиографом. В «Касыда аль-Бурда» выражена глубокая и горячая любовь к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), а такая любовь является условием веры.

«Касыда аль-Бурда» была признана большей частью исламского научного мира как одно из величайших свидетельств любви к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Её читают во всем исламском мире, от Востока до Запада, уже на протяжении нескольких веков. Существует множество комментариев к этой книге, написанных величайшими учеными Ислама.

А самая популярная из тюркоязычных касыд – знаменитый Мавлид Сулейман Челеби, который был написан в 812 (1409) году в Османском халифате.

«Василят ан-наджат», написанная Сулейманом Челеби, является прекрасным произведением, именно оно широко используется в торжествах в честь Мавлида.

Сулейман Челеби в своем стихотворном произведении «Василят ан-наджат» вылил в поэтические строки вселенскую радость, вызванную явлением в мир Света Бытия – посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям):

«Мир Тебе, о Благороднейший Султан!

Мир Тебе, о Кладезь знаний об Аллахе!

Мир Тебе, о Истины Знаток!

Мир Тебе, о Жизни Эликсир!

Мир Тебе, о Милость для Миров!

Мир Тебе, о грешников Заступник!..»

В восточных странах вместо него читаются другие произведения, написанные на местных языках. Помимо официальных мероприятий в связи с маулидом в сельской местности издавна получило широкое распространение чтение подобных касыд и стихотворений. Можно говорить о многих томах поэтических произведений, написанных с целью восхваления посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и напоминания о его высочайших качествах, достоинствах и дарах, которые он принес человечеству.

Касыды, как правило, читаются по старотатарским книгам «Мавлид ан-набий» или же, что более распространено, по их рукописным спискам с транслитерацией на кириллицу. Последнее явление возникло в связи с произошедшими в советское время утратой основными массами населения татарского алфавита, основанного на арабской графике, и невозможностью приобрести указанные книги в печатном виде. Во время Мавлида также произносится прославления пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) – салаваты, нашиды (мунаджаты). Исполнения касыд, салаватов, мунаджатов проводится в течение всего месяца Раби аль-авваль, тогда же проводятся меджлисы, посвященные Мавлиду.

Мавлид проводится религиозными деятелями – имамами, муэдзинами, мугаллимами и другими грамотными в области Ислама людьми; в советское время проводился неофициальными муллами.

Традиционными компонентами ритуала Мавлид являются раздачи садака, подарков, сладостей, угощение шербетом, накрытие праздничных столов с угощениями, поздравления родственников, друзей, соседей, односельчан (последнее распространено и в городе среди выходцев из одного села). На меджлисах, посвященных Мавлиду, а также хутбах — проповедях в мечети проводящие их имамы разъясняют значимость Мавлида, объясняют эпизоды из жизнеописания пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) – сиры, проповедуют искреннюю любовь к пророку, благодарят Всевышнего Аллаха за пророческую миссию Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).

Саид Нурси говорил: «Чтение Мавлида является хорошим и полезным исламским обычаем. В нём — общение между верующими, поучительный урок для их веры, пробуждение в сердцах людей любви к Всевышнему и посланнику Его, Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям)».

Пророк милосердия (салляллаху алейхи ва саллям), имея в виду самозабвенную любовь его последователей, говорил: «В будущем появятся такие люди, которые будут готовы отдать свои жизни и пожертвовать всем имуществом, только за то, чтобы увидеть меня» (Хаким, Мустадрак, 4, 95).

Хотелось бы, чтобы в данный благословенный месяц уста наши наполнились салаватом, а сердца – чувством искренней любви, радости и ликования, отражая благодарность Всевышнему Аллаху.

Пользуясь тем, что данная статья приурочена к «Мавлид ан-набий» — благословенному дню рождения пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), я поздравляю всех читателей сайта с этим знаменательным событием.

Муфтий Единого духовного управления мусульман Пензенской области, Председатель Пензенской региональной общественной организации «Просвещение»

Абдуррауф-хазрат Забиров

Источник:islam-penza.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий