понедельник, 9 января 2012 г.

Имам Малик

Самым знаменитым трудом Малика является свод хадисов «Муватта»

С расширением Халифата многие сподвижники покинули Медину и отправились проповедовать Ислам среди жителей отдалённых областей. В период правления Али бин Абу Талиба город Медина утратил статус политического центра Халифата. Несмотря на это, он оставался крупнейшим центром исламской мысли, и раз­личные учения, зарождавшиеся в Басре, Куфе и других областях мусульманского мира, не получали поддержки среди его жителей. Большая заслуга в этом принадлежала правоведам Медины, среди которых особо выделяется Малик бин Анас аль-Асбахи (713-795).

Имам Малик был родом из известного йеменского племени Химьяр. Его прадед был славным сподвижником и принимал участие во многих сражениях Пророка (мир ему и благословение), а его дед Малик был одним из авторитетных учёных Медины при жизни Усмана бин Аффана. Большим уважением за свои глубокие знания пользовался и его дядя Абу Сухайл.

Имам Малик обучался религиозным дисциплинам у десятков выдающихся богословов, включая своего отца и дядю. Он был признан имамом в области хадисоведения и правоведения и приобрёл известность далеко за пределами Медины. Его учениками были такие известные богословы, как имам аш-Шафии, Мухаммад аш-Шейбани, Суфьян ас-Саври, Ибн аль-Мубарак и другие, каждый из которых сыграл большую роль в развитии исламского богословия. По мнению многих комментаторов, именно на имама Малика указывают известные слова Пророка (мир ему и благословение): «Близко то время, когда люди будут подгонять верблюдов в поисках знаний и не найдут никого более знающего, чем учёный из Медины».

Современники описывали имама Малика как очень богобоязненного и благочестивого человека, посвятившего всю свою жизнь служению религии Аллаха. Он обладал прекрасной памятью, отличался глубокими познаниями в области грамматики и лексики арабского языка. Выказывая уважение к религиозным наукам, он избегал общения с теми, кто вступал в богословские дискуссии ради приобретения славы. Он, да смилуется над ним Аллах, так и необычайно сильно почитал религиозные знания, что даже когда он собирался давать уроки по хадисам, то прежде совершал омовение, садился на самое высокое место, причесывал бороду, умащивал себя благовониями, усаживался с выражением серьезности и почтения и только затем принимался говорить о хадисах. Его спросили об этом, и он ответствовал: «Я желаю возвеличить хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение)».

Самым знаменитым трудом Малика является свод хадисов «Муватта».

Имам Малик говорил: «Знание – свет, и Аллах вкладывает его в кого пожелает, и не посредством передачи множества хадисов». И такое уважение и почтительность к наукам указывают на высоту его степени познания Всевышнего Аллаха и его знаний о будущей жизни.

А что касается его намерения путем знания трудиться ради Аллаха, то на это указывают его слова: «Спор в религии – бесплоден». И на это также указывают слова аш-Шафи'и, да смилуется над ним Аллах: «Я был свидетелем того, как Малику задали сорок восемь вопросов, и на тридцать два из них он ответил: "Не знаю"». Кто желает путем знания служить другому, а не Всевышнему Аллаху, тот не позволит себе признаться в том, что он не знает. И поэтому аш-Шафи'и сказал: «Если вспоминаются ученые, то Малик – сияющая звезда, нет никого благодатнее дарами знания для меня, чем он». Рассказывают, что халиф Абу Джа'фар аль-Мансур запретил ему (имаму Малику) рассказывать хадис о расторжении брака под принуждением, потом тайком подослал к нему человека, который спросил его об этом, и Малик перед всем народом сказал: «Расторжение брака по принуждению недействительно». Халиф избил его кнутом, но он продолжал рассказывать этот хадис. Малик, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Если человек правдив в речах своих и не лжет, то будет наделен разумом, и даже в старости его не поразят телесные страдания и слабоумие».

Вот таково было отрешение от мирского Малика в этой жизни. Когда к нему стало стекаться много богатств из разных уголков мира по причине широкого распространения его знаний и учеников, он расходовал их на благотворительные цели. Эта щедрость Малика свидетельствует о его отрешении от мирского и его нерасположении к бренному миру. Отрешение от мирского (неприхотливость) – это не отсутствие богатства, суть отрешения от мирского – отсутствие в сердце любви к нему. Так, Сулайман, мир ему, будучи царем, был отрешенным от мирского. И на его Малика презрение к преходящей земной жизни указывает то, что передано со слов аш-Шафи'и, да смилуется над ним Аллах, который поведал: «Я увидел у ворот Малика табун скакунов из Хорасана и мулов из Египта, красивее которых мне не доводилось видеть. И я сказал Малику, да смилуется над ним Аллах: "Как они прекрасны!" А он в ответ молвил: "Это – подарок тебе от меня, о Абу 'Абдаллах!" Я ему сказал: "Оставь себе одного из них, будешь ездить на нем!" Он ответил: "Воистину, мне стыдно перед Всевышним Аллахом топтать землю, в которой покоится Пророк Аллаха (мир ему и благословение), копытами животного"». Такова была его щедрость, ведь он даровал все это разом, и на его уважение к земле Медины, в которой покоится Пророк (мир ему и благословение)!

В прошлом последователи имама Малика имели влияние не только в Аравии, но и в Ираке, Египте, Северной Африке и Андалусии. В настоящее время маликитского мазхаба придерживаются мусульмане Северной и Тропической Африки. Некоторое количество маликитов проживает в странах Персидского залива.

Автор: Мухаммад Фахрудин

Источник:islam.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий