воскресенье, 29 января 2012 г.

Идеология такфира

Они будут появляться каждый век.
После обретения независимости бывших Республик СССР бурно развились процессы возрождения духовности. В поисках толерантности и определения своей идентичности преобладающая часть общества обратилось к Исламу. Однако духовный вакуум в постсоветском пространстве и недостаточность достоверных знаний об Исламе привели к тому, что различные деструктивные течения и секты, а также различные «джамааты», пропагандирующие заблудшие толкования догматов Ислама, стали приобретать популярность среди неискушенных людей.

Одним из них является такфир — деструктивное сепаративное течение, обвиняющее в неверии любого мусульманина, либо всё общество, политическую верхушку, всех кто правит и выносит решения не на основе Корана и Сунны. А также, призывающее немедленное введение шариата, допуская даже применение силы, если это «потребуется».

Сегодня идеология такфира в той или иной степени распространена в среде мусульманской молодежи страны. Приверженцы течения создают обособленные группы, не признающие и агрессивно относящиеся к остальной части мусульманской общины, вносят смуту, хаос и раскол в единство исламской уммы, опровергают все существующие общественно-политические порядки, тем самым порождая у населения исламофобию и ненависть к Исламу. Все это является тревожным признаком растущей радикализации некоторой части населения Казахстана и опасности возникновения религиозно-политического экстремизма.

Очагом распространения смут и заблуждений является группирование слабо осведомленных людей вокруг различных представителей, считающих себя знатоками исламской религии. Именно разговоры о религии без определенного знания приводят к заблуждениям. Ведь ученые говорили: «Если бы замолчал тот, кто не обладает знанием, то исчезли бы разногласия!». Поистине, понимание религии — это великая милость, которую Аллах дарует только Своим искренним рабам, стремящимся к Нему. Всевышний сказал: «Мы сделали Коран легким для поминания, но есть ли поминающие?» [54:17].

Каждый мусульманин, прежде чем следовать каким-либо идеям, должен знать истинное положение вопросов и проблем. Для мусульманской уммы во все времена важно руководствоваться теми заповедями, которые заложены в основах нашей благословенной религии — Священном Коране и Сунне Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует). Кто станет слушать и перенимать знания из первоисточников Ислама, избежит беды по милости Аллаха. Каждый же, кто оставит учение и станет следовать своим собственным суждениям, опираться только на известные ему малочисленные хадисы или же последует за выскочками, невеждами, а порой аферистами, обязательно попадет впросак.

И раскрытие сущности такфира может уберечь молодежь от тлетворного влияния этого течения. В настоящее время становится необходимым всестороннее использование огромных духовных возможностей Ислама в сотрудничестве с государственной политикой. Требуется ознакомить население Казахстана с основами вероучения, обладающего значительным сплачивающим и созидательным содержанием.

Краткая история возникновения течения такфир

Такфир — это, прежде всего, идеология, суть которой заключается в циничном обвинении мусульман в неверии, в частности тех, кто правит и выносит решения не в соответствии с религией, и тех, кто согласен с этими решениями; обвинение в неверии всех, кто не входит в этот блок и не поддерживает его утопические идеи. При этом объектами обвинения, т.е. кафирами называются, как ни странно, именно мусульмане, будь то отдельный человек или все общество.

Слово «такфир» происходит от арабского «куфр» — безбожие, неверие. Также нередко переводят как «отлучение» или «анафема». Появление идей такфира в Исламе является древней и сомнительной смутой, которую организовала одна из исламских сект, известная в истории под названием «хариджиты».

Термин «хариджит» (мн. ч. — хауаридж) — происходит от слова «хариджа» (араб. мятежники, раскольники, выскочки). Хариджиты были прозваны так по причине своего выступления против лучших людей общины — сподвижников Пророка (с.а.с.), правителей мусульман, которые были единогласно выбраны народом.
Посланник Аллаха (c.а.с.) укрепил исламское государство в Медине, где шариатские законы заняли свое прочное место, и объединил мусульман вокруг единой основы. И между ними не было никаких разногласий ни во времена Посланника (с.а.с.), ни во времена правления Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах). Сподвижники обладали одним вероубеждением (акида) и одной методологией (манхадж).

Хариджизм является первой в истории Ислама раскольничьей сектой, впавшей в идеологическое заблуждение, и взявшей на себя смелость обвинения всех и вся в неверии (такфир). Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Они будут появляться каждый век, и последние из них выйдут с Даджалем».

Как сказано в хадисе, хариджиты не исчезли, они существовали тогда, есть сейчас и будут существовать всегда, вплоть до Судного дня. И даже одна группа из них выйдет вместе с Даджалем. Их мазхаб вращается около трех вещей: обвинение в неверии мусульман; выход из подчинения правителя мусульман; дозволение пролития крови мусульман. Если человек имеет указанные убеждения, то он становится хариджитом, даже если не будет говорить вслух об этом, и не будет делать ничего из этого.

Али бин Абу Талиб (р.а.) говорил: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В последние времена появятся люди молодые в годах и бестолковые в умах, которые станут произносить слова лучшего из созданий (пророка), однако они отойдут от Ислама подобно выпущенной из лука стрелы».

Впервые признаки хариджитских взглядов в некоторых людях проявились еще при жизни благородного пророка Мухаммеда (с.а.с.). Основоположником этой секты и первым из их числа является Зуль-Хууайсара ибн ат-Тамим. О нем Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Поистине, свои молитвы и посты по сравнению с их молитвами и постами вы будете считать ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их горла их чтение не пойдет, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!».

Однако их фактический мятеж и выход из джамаата мусульман произошел во времена правления четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах (34-39 годы хиджры /656-661) после события, именуемого «ат-Тахким». Так именуется договор, который заключили между собой сподвижники, выбрав судьями Абу Мусу и Амра ибн аль-Аса (р.а.). Хариджиты посчитали это принятием решения не на основании ниспосланного Аллахом и назвали сподвижников Пророка (с.а.с.), неверными. Несмотря на то, что лидеры этой группы принимали участие в убийстве халифа Усмана бин Аффана (р.а.), их первое восстание и неповиновение произошло именно при четвертом халифе.

После провозглашения Али (р.а.) халифом ему присягнули все провинции за исключением Сирии. Ее правитель Муавия ибн Абу Суфьян (будущий халиф и основатель династии Омеййадов) воздерживался от присяги, выставляя халифу несколько предварительных условий. Для того чтобы оказать давление на Муавию (р.а.), халиф Али (р.а.) в 35 г. х. /657 двинулся с верными ему войсками в Сирию. У населенного пункта Сиффин произошло сражение, в ходе которого Али сумел значительно потеснить силы Муавии. Но в решающей фазе сражения сирийцы нанизали на свои копья аяты Корана, призывая Али (р.а.) к прекращению кровопролития и решению вопроса посредством третейского суда.

Али (р.а.), не желая продолжать кровопролитие, согласился на третейский суд. Это решение было встречено у части его сторонников с большим неодобрением. Они требовали от Али (р.а.) решительных действий против Муавии. Но Али объяснял свое решение Кораном. В знак своего несогласия с действиями Али большая часть его вооруженных сторонников покинула его. Они заявили, что не признают решение третейского суда в связи с тем, что судить вправе только Аллах (Ля тахким илля лиллахи — Суд принадлежит только Аллаху). Вначале они обосновались у населенного пункта Харура. Поэтому, первоначально, их называли харуритами.

Али (р.а.) сражался с ними и после битвы Сиффин в Шаме, когда он вернулся в Куфу. Когда он вошел в Куфу, от его армии откололась одна группа. Упоминается, что их численность составляла 16 или 12 тысяч человек. Они подняли мятеж. По этой причине они назвались хариджитами. Они были недовольны некоторыми действиями Али (р.а.), вследствие чего Али отправил к ним Абдуллаха ибн Аббаса, для того, чтобы тот внес ясность. Абдуллах ибн Аббас дискуссировал с ними на многие темы, и ответил на все их сомнения. Он сказал им: «Я пришел к вам от сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует — мухаджиров и ансаров, и сына его дяди Али. Коран был ниспослан им, и они лучше вас знают его значение, а среди вас нет ни одного из них!». Когда они удостоверились в ошибочности своих убеждений, то многие раскаялись и отошли от этого пути, а некоторые слепо продолжали упорствовать.

Упоминается также, что и сам Али (р.а.) отправился на встречу с ними и обсудил с ними те вопросы, которыми они были недовольны, после чего они отошли от своих убеждений и вошли с ним в Куфу.

Однако, затем, нарушив договор, они вновь вернулись к своим прежним убеждениям. Они призывали друг друга на свой путь под лозунгом «побуждения к одобряемому и запрещение порицаемого» (амр биль-маруф уа наха аниль-мункар). Затем отправились в местность под названием ан-Нахрауан. Почти сразу эта секта превратилась в мощную политическую силу, и на протяжении последующих десятилетий была главным дестабилизирующим фактором в Халифате. В борьбе со своими противниками хариджиты использовали любые средства, включая и политический террор.

В последующие годы они вели вооруженную борьбу с халифом Муавией и его наследниками, к которым перешел халифат после смерти Али (р.а.). Борьба хараджитов выражалась в сепаратных войнах, в которых погибало немало самих мусульман, во благо которых и развязывалось кровопролитное противостояние. В ходе боевых действий у них сформировался культ мучеников, к отмщению которых они призывали. В повстанческой деятельности они использовали методы партизанской войны, совершая стремительные налеты, и, в случае подхода войск халифа, отходили в безопасные места.

От рук этих боевиков и фанатиков пали многие тысячи мусульман. Понимая, что убийство единоверцев — богопротивное деяние, раскольники стали искать теологическое оправдание своим поступкам. Для этого им требовалось доказать, что убиваемые ими мусульмане вовсе не мусульмане, а неверные, изгои общества и враги Всевышнего.

Одним из исторических предпосылок возникновения такфира стало то, что еще при правлении халифа Усмана (р.а.) жители Ирака, будучи недовольными действиями некоторых родственников халифа Усмана опорочили его. Жители Ирака отправили от себя делегацию к Усману (р.а.) для того, чтобы выразить несогласие с его политикой и изложить свои претензии и требования. Не добившись выполнения своих требований, эти люди устроили осаду дома Усмана, не позволяя ему выходить и блокируя поступление в дом еды и питья. Когда накал событий достиг крайнего предела, некоторые мятежники напали на Усмана (р.а.) в его собственном доме и убили его. Эти действия спровоцировали восстание. В дальнейшем убийцы Усмана тоже примкнули к хариджитам.

В названии «Ат-Такфир уа аль-Хиджра» сформулирована программа организации — обвинение в неверии того общества, в котором живут члены группировки, и изоляция от него в результате хиджры (переселения) подобно тому, которое совершил в VII веке Пророк Мухаммед (с.а.с.). В их понимании переселение означает отделение от невежественного общества. Также они делят переселение на две категории — разделение с точки зрения пространства и сознания. Они утверждают, что период нахождения в Мекке Посланника Аллаха (с.а.с.) и его сподвижников (р.а.) является формой переселения с точки зрения сознания и, если в такой ситуации будет принесена присяга руководителю, то это и будет истинным исламским образом жизни.

Характеристика приверженцев такфира
Основами идеологии такфира (как сказано выше) являются: 1.Обвинение в неверии мусульман; 2. Дозволение пролития крови мусульман; 3. Выход из подчинения правителю мусульман.

Наиболее известный принцип приверженцев такфира — обвинение в неверии мусульман, в Коране или Сунне называемое куфр, за совершение которого человек может попасть в Ад. Однако среди приверженцев такфира были и такие, кто обвинял в неверии мусульман за все грехи: большие, малые и даже сомнительные.
Мусульман, которые не совершают намаз, они считают кафирами. Тех же, кто был не согласен с их взглядами, они также объявляли неверными. Шейх Салих ас-Сухайми говорил: «Они оставляют поклоняющихся идолам и убивают мусульман. Они читают Коран, но ниже их глоток он не опускается. Пророк, да благословит Аллах его и приветствует, назвал их «собаками Огня». Они убивают мусульман в исламских странах, считая эти страны землей неверных! Своими действиями они спровоцировали агрессию неверных в отношении Ислама и позволили завладеть им некоторыми мусульманскими городами».

Хариджиты предвзято думают о других и хорошего мнения о себе, даже претендуют на провидение и знание о намерениях людей и того, что содержат их сердца.
Усама ибн Зайд рассказывал: «В свое время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил нас в поход против рода аль-хурака племени джухайна, и мы напали на них утром возле их колодцев. Я и еще один ансар стали преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: «Ля иляха илля-Ллах!» Услышав это, тот ансар перестал преследовать его, я же нанес ему удар копьем и убил его. Когда мы вернулись обратно в Медину, об этом стало известно Пророку (с.а.с.), и он спросил меня: «О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал «Ля иляха илля-Ллах»?!» Я сказал: «О посланник Аллаха, но ведь он сказал это для того, чтобы спастись!», — на это Пророк (с.а.с.) сказал: «Разве ты раскрыл его сердце, чтобы узнать, от сердца он говорил это или нет?!». Имам аль-Хаттаби говорил: «Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Разве ты раскрыл его сердце» являются доказательством того, что людей следует оценивать только по внешним делам, а что касается скрытых дел сердца, то это остается только Аллаху».

Ради достижения своих целей хариджиты прибегают ко лжи, часто меняют свои мнения. Хотя они первые посчитали ложь неверием, выводящим из веры, современные такфириты дозволяют ее, оправдывая это тем, что ложь в их деятельности является вещью необходимой. Они прикрываются благородными призывами и возвышенными лозунгами, такими как преграждение порицаемого и джихад. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наступят в моей общине разногласие и раскол, а затем появятся люди, которые будут произносить красивые слова, но совершать плохие дела».

Одним из их действий является опорочение и обвинение в неверии ученых. И это при том, что в их рядах отсутствуют настоящие ученые, и именно это привело их к тому бедственному положению, в котором они оказались. Когда образовались первые такфириты, то среди них не было ни одного сподвижника, а, следовательно, ученого, поскольку учеными того времени были именно сподвижники Посланника Аллаха (с.а.с.). Но ни один из сподвижников не примкнул к этим недальновидным мятежникам. Всех этих доводов уже было достаточно, чтобы раз и навсегда покончить с данной сектой.

Они констатируют: «Аль-уаля уаль-бара», т.е. дружба и непричастность. (Слово «аль-уаля» — араб. «быть близким». Используется в значении дружба и близость с мусульманами, оказание им помощи, поддержка их в борьбе с врагами, проживание рядом с ними. Слово «аль-бара» — араб. «разрывать, резать», означает разрыв отношений с другими верующими, питать к ним ненависть, враждовать с ними, проживать рядом с ними только в случае крайней необходимости). Огульно обвинив мусульман в неверии, объявляют им «аль-бара», а «аль-уаля» проявляют только к своим сторонникам.

Для оправдания своих убеждений они используют неоднозначные и сомнительные доказательства. Первое нововведение, а именно нововведение хариджитов, появилось по причине их неправильного понимания Корана. Они своим невежеством вошли в противоречие Корану и Сунне!

Всевышний Аллах сказал: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты (мухкам), составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными (муташабих). Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться иного толкования, несмотря на то, что иного толкования не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом» [3:5-7]. Слова Аллаха: «желая посеять смуту» означают, что они желают ввести верующих в заблуждение.

Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что когда Абу Умаму спросили: «Кто те, о ком упоминается в этом аяте?» Он ответил: «Это хариджиты!». Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал этот аят и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, о которых поведал Аллах, поэтому остерегайся их!».

Необходимо знать, что не все аяты и хадисы можно понимать, опираясь на их внешнее значение. В некоторых из них имеется в виду совсем не то, что может показаться на первый взгляд, ибо существуют другие шариатские тексты, не позволяющие применять такие аяты или хадисы в их буквальном смысле. Хариджиты же, не обращая внимания на множество других шариатских доводов, используют внешние значения некоторых аятов Корана.

Именно, таким образом, опираясь на внешний смысл слов Всевышнего: «Суд принадлежит только Аллаху», они обвинили Али (р.а.) в неверии. Абу Рафи рассказывал, что, когда хариджиты выступили против Али они все время повторяли аят: «Суд принадлежит только Аллаху», «Суд принадлежит только Аллаху»! И Али (р.а.) сказал: «Говорят слова истины, подразумевая ложь!».

К большому сожалению, в нашей стране идеология такфиров, в той или иной степени, распространена в среде мусульманской молодежи. Увидев усердное поклонение со стороны, показной аскетизм или же благой нрав кого-либо, молодежь обольщается этим, не подозревая, что все это еще не является показателем правильного вероубеждения (акиды) и верного пути (манхаджа).

Одурманенные идеологией хариджитов, они приобрели некоторые их качества и признаки, часто не зная об этом. Они придерживаются сомнительных тезисов: «Кто не с нами, тот — кафир»; «если ты не считаешь кафира кафиром, то сам — кафир».
Тому, кто попытается выйти из этой секты, объявляется «аль-бара». Они не посещают мечети, имам которой, по их мнению, назначен неверной властью. А, главное, проводят свой «шариатский» самосуд. Некоторые члены этого течения отказываются, в конце концов, от родителей, семьи, если последние не принимают их воззрения. Несомненно, что такие крайне агрессивные убеждения в сознании людей являются питательной средой для распространения идей ненависти и экстремизма.

Община такфира и хиджры приобретает знания друг у друга на особых собраниях, а шаги в направлении просветительской деятельности называют «иудейским призывом» и утверждают, что цель этого состоит в направлении людей к ложным наукам и отдалении их от истинного исламского пути. А руководители этой общины самоуверенно и наивно утверждают, что они дошли до уровня «муджтахидов».

Райхан ШИНТАСОВА, Гульмира ЖОЛТАЕВА, религиоведы
Ученые ахлю-Сунна считают, что хариджиты — это первые люди, которые стали обвинять в неверии мусульман. Они обвиняли тех, кто не соглашался с их нововведениями, считая жизнь и имущество этих мусульман дозволенными для себя.
Землю, на которой проживают мусульмане, они называют землей неверных! Они дозволяют убийство людей, находящихся в мирном договоре с мусульманами (муахадов), несмотря на то, что по отношению к ним запрещены такие действия, как по отношению к мусульманам. Они также считают дозволенным совершение террактов. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Кто убьет муахада, тот не ощутит благоухания Рая, хотя аромат его будет ощущаться на расстоянии сорока лет».

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий