вторник, 10 мая 2011 г.

Фикхический плюрализм детерминирован самим Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует)

Известен хадис об икенде (аср), провозглашающий, что обе группы правы. На основе его в Исламе возникло исключительно интересное явление — понятие о правоверности четырех мазхабов, несмотря на достаточно большое различие в трактовке практических действий, да и в мировоззрении. В сборнике достоверных хадисов «Сахих» Муслима в главе «О переносе начала сражения на более раннее время, и о выборе наиболее приемлемого решения их двух взаимопротиворечащих» в хадисе № 1770 говорится: « Мне также передал Абдуллах Ибн Мухаммад Ибн Асма Аль-Добый: «Нам передал Джувайрия Ибн Асма от Нафи, от Абдуллы, сказавшего: «Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, провозгласил нам в день, когда вернувшись со сражения Аль-Ахзаб: «Чтобы каждый исполнил послеполуденную молитву только в поселении племени Бану Курайза!» Люди побоялись, что время для молитвы может выйти, и поэтому совершили эту молитву до того, как вошли в селение племени Бану Курайза.

Остальные же сказали так: «Мы исполним молитву только там, где нам и повелел Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, даже если для неё и выйдет время». Он сказал: «И он не сделал выговора ни той, ни другой группе».
Этому плюрализму способствует и мусульманский календарь — да, могут различаться расстановка месяцев внутри лунного года, однако, Луна все равно начинает год для всех в одно и то же время.
Таким образом, нацеленность на компромисс — реальное достижение исламского шариата, допустимость множества мнений и решений по одному вопросу.
В то же время эта разница во мнениях не может разбегаться бесконечно, она все равно сосредоточена на определенной смысловой площадке. Например, могут быть разные варианты исполнения намаза касательно жестов, но очевидно, что намаз не может не быть пятикратным в сутки и т.д. Есть разница между абсолютизацией логики у христиан Запада, когда они умственные конструкции любят доводить до абсурда, например, постулат о равенстве полов, забывая их природную разницу, ведь ясно, что материнство — монополия женщин и что в этой связи полное равенство невозможно в принципе. Ислам же, мусульманское мышление более гибко, оно не доводит до крайности идеальные умственные конструкции, признавая и видя некую границу, за которой начинается абсурд, и так во многих вопросах. Естественная природная позиция Ислама выигрышнее и ближе к счастливой точке — золотому сечению человеческого счастья. Если не придерживаться этой естественной мусульманской позиции, то всегда есть опасность лицемерия и двойных стандартов. Так, известна критика «реформаторов» в отношении шариатских установлений по роли женщин в общественной жизни, но почему тогда не критикуется существование отдельных чемпионатов в спорте для женщин и мужчин? Даже если отбросить физиологию, почему шахматные состязания на Западе проводятся по отдельным, дифференцированным по полу лигам? Разве является это разделение в шахматах угнетением или оскорблением женщин. Нет, это сделано в их интересах. Именно такова позиция по отношению к женщине и в шариате. Цель шариата — возвышение женщины, защита ее интересов. Просто мусульмане, не стесняясь и не лицемеря, открыто заявляют о реальном существовании половых различий, вытекающих отсюда разных социальных ролях и задачах, делается это именно для защиты интересов самих женщин.
Многих современных исследователей Ислама смущает кажущаяся «жестокость» наказаний за грехи в Исламе. Притчей во языцех стала проблема побивания камнями за прелюбодеяние. Но забывается, что условием доказанности этого прелюбодеяния является совершение его не менее чем при четырех свидетелях. Понятно, что сознательное прелюбодеяние фактически публично не совершается людьми, боящимися наказания. Были прецеденты побивания камнями кающихся грешников, которые сами клялись в совершении грехов, что ими двигало? Желание искупить грех в этом мире и не быть наказанным в том. Современное атеизированное мышление не трудится представить ужасы потусторонних мук, уготованных грешникам. Но ведь для верующих эти муки реальны, они не разделяют свое бытие сиюминутное и вечное, они знают о вечном существовании своей души. Поэтому они шли на наказание — конечно, более легкое в этом мире — побивание камнями, чем более жесткое в том мире. Конечно, сегодня у грешников современности нет такой возможности — их побить камнями некому. Тем более должны быть осмотрительными современные люди, т.к. даже если они захотят искупления здесь, они его не смогут получить, им придется выдерживать расчет только после смерти.
Как видим, «жестокость» наказания — только на первый взгляд, на самом деле это предоставление возможности человеку выбора, который он делает сознательно, т.к. обусловливание доказанности «зина» четырьмя свидетелями делает практически невозможным шанс застать врасплох совершающих прелюбодеяния. Кроме того, если некто заявит о чьем-то прелюбодеянии без четырех свидетелей, то шариат требует побивания палками в 70 ударов этого заявителя. Таким образом, даже если три человека увидят прелюбодеяние, они вынуждены будут молчать из-за угрозы побития палками.
Очевидно, что система наказаний в Исламе при комплексном и сознательном его применении очень эффективна и недостойна критики. Сегодня никто не предлагает ее внедрять на практике, это просто религиозный идеал, о котором нужно знать, но это не значит, что его можно бездумно критиковать.
Некоторые современные исследователи ставят в вину Исламу его позицию по женскому вопросу и особенно их оскорбляет наличие упоминаний о рабстве. Хотя всем известно, что о рабстве написано в священных текстах всех религий. Нужно отметить, что только в Исламе были разработаны правила бытования рабства для переходного периода. Ислам абсолютно ясно декларировал цель уничтожения рабства, так известно высказывание халифы Умара, спросившего, как можно сделать человека рабом, если все матери рождают детей свободными. Любопытно, что правила торговли, разработанные в раннесредневековом фикхе в разделах рабства, сегодня вполне легально используются в Европе в сфере спортивного бизнеса. Поэтому некоторые реформаторы спешат прокричать об устарелости фикха Абу Ханифы на очередном научном симпозиуме, а после него идут на стадион наблюдать за игрой южных спортивных звезд, в принципе приобретенных по правилам, получается, бессмертного неувядаемого фикха, востребованного, как оказывается, во все эпохи и времена.
Таким образом, обсуждая и оценивая религиозные установления, нужно рассматривать их только конкретно-исторически и в категориях не только личной справедливости, а и общественной, суммарно-человеческой.
Историю человека пронизывает мечта о справедливости, о справедливом обществе. Всегда есть крайности в человеческой природе — одни талантливы, другие не очень, одни здоровы, другие больны, одни красивы, другие не очень. Где найти ту золотую середину, которая позволит обществу блюсти меру справедливости. А такая мера необходима, чтобы успешные члены общества могли самореализоваться, а неуспешные могли бы выживать и иметь достаточно сносный уровень жизни. Существует ли императив в людском поведении, который мог бы подвигнуть конкретных людей к поступкам в таком алгоритме действий, в результате которого и образовалось бы общество с приемлемой мерой справедливости? И были ли в истории человеческих сообществ такие прецеденты, такие образцы, хотя бы близкие к этому идеалу? При беспристрастном анализе человеческой истории станет ясно, что такие сообщества были в рамках исламской цивилизации. Ведь то же одевание хиджаба — необходимый элемент меры-усредненности для того, чтобы все женщины или большинство были востребованы для создания семьи и рождения детей.

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий