воскресенье, 1 мая 2011 г.

Национальные обычаи-традиции и хадисы

Многие, наверное, обращали внимание на частоту встречающихся хадисов о необходимости соблюдения кровнородственных отношений. В одном своем изречении Пророк (с.) даже говорит, что он послан для восстановления (освящения) соблюдения уз родственников. Этот мотив призыва к соблюдению родственных уз очень настойчив. Современные читатели, выросшие в маленьких семьях, понимают эти тексты со своего опыта. Но ведь очевидно, что Пророк (с.) их говорил в то время, когда наличествовал в Аравии патриархальный, родоплеменной строй и под этими узами им (с.) подразумевались именно такие широкие связи, а не только лишь локальные семьи, как могут это воспринять современные читатели. Это по сути призыв к соблюдению племенных обычаев, подчинению авторитету старейшин, продолжению традиций этих родственных конгломератов.
Немаловажно и использование понятий племени и в исламском правоведении. Так, возмещение за убийство возлагается Пророком (с.) на весь состав родственников убийцы, именно они должны солидарно уплачивать штраф-возмещение за убийство и другой вред. Как видно Пророк (с.) вводит в оборот это понятие — племенное членение общества, он (с.) выступает за сохранение такого института и всячески в многочисленных высказываниях освящает этот общественный институт в призывах к соблюдению родственных обязанностей и уз.


Таким образом, надо стараться при прочтении хадисов понимать смысл слов адекватно, т.е. в духе обстановки той эпохи, только тогда возможно извлечение правильного значения. Иначе существует реальная опасность впадения в сектантство и соответственно выпадения из Ислама.
Ведь исторически так сложилось, что собирание аятов и комплектование их в Коран сильно отличалось от собирания хадисов. Муфассиры и Корановеды четко знают, какие аяты были ниспосланы раньше, какие позже, существует наука причин ниспослания — «сабабун-нузуль», есть четкая градация отмененных аятов. К сожалению, такого порядка в хадисах достичь не удалось. Ученые-мухаддисы собирали хадисы лишь с точки зрения их достоверности. Главным и единственным критерием их отбора была только принадлежность к надежному источнику. Из хадисов нельзя понять их хронологии, стадийности в появлении, и, соответственно, отсутствует градация «мансух-насых».
Что из этого следует? Традиционные ученые, основываясь на Коране и сунне, вынуждены были создать специальные научные дисциплины, скрупулезно анализируя проблемы отмененности хадисов и их возможности использования в практике; и так появились мазхабы, аккумулировавшие в себе методологию использования священных текстов. Однако в последнее время появились сектанты, пытающиеся заставить мусульман следовать любым достоверным хадисам, не признавая критерия отмененности. Очевидна опасность этого невежественного подхода. Ведь если отказаться от этого критерия в отношении к аятам, то можно впасть во многие запрещенные поступки — пить алкоголь и т.д.
Поэтому так важна и актуальна для нас задача при противоречии хадисов и хукмов мазхаба, следовать хукмам имамов фикха, т.к. есть опасность впадения в грех следования отмененному хадису, тем более, что
Абу Ханифа, будучи табигином, оперировал исключительно достоверной сунной.
При чтении хадисов нельзя не заметить, что часто они описывают случайные, а то и единичные случаи, которые не могут быть образцом для подражания. Некоторые события из биографии Пророка (с.) были просто вынужденно произошедшими, они описаны в хадисах, но не для того чтобы мы им подражали, а чтобы знали биографию Пророка (с.), т.к. эти случаи были уникальными, неповторявшимися. К сожалению, непонимание таких простых вещей приводит к многим недоразумениям.
Итак, необходимо различать, условно говоря, «вынужденную» сунну и обычную «добровольную». Что это значит? В хадисах приводится, что по 2 месяца в доме Пророка (с.) не зажигался огонь, т.е. не варилось горячей пищи, а ели лишь финики и воду. Это от бедности, от вынужденности — отсутствия еды. Это не есть приказ для нас делать так. В сборнике достоверных хадисов «Сахих» Муслима в хадисе под № 2973 приводится: «Нам передал Яхья Ибн Яхья: «Нам передал Абдуль-Азиз Ибн Абу Хазим от отца последнего, от Язида Ибн Румана, от Урвы, от Аишы, что она говаривала: «Клянусь тебе Аллахом, сын моей сестры! Мы, бывало, увидим один полумесяц, затем ещё полумесяц, и ещё полумесяц… Три полумесяца за два месяца. И (на протяжении всего этого времени) ни в одном из домов Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не разжигался огонь!» Он сказал: «Я спросил: «Тётя! Чем же вы питались?» Она ответила: «Двумя чернотами – вялеными финиками и водою. Однако, у Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, были соседи из числа ансоров, у которых был скот, молоко которого раздавалось бесплатно. Они, бывало, посылали к Послу Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, молока от них и мы поили его».
То же и с кунутом в утренней молитве, это было вынужденно и однократно, как и шевеление пальца — видимо, в тот раз шайтан, который обещал нападать на человека с 6 сторон, напал на Пророка (с.) со стороны колена и он (с.) ударял его пальцем в ташаххуде, т.к. он только в этот день шевелил пальцем. Сахабы его (с.) спросили о причине, он (с.) объяснил. Ясно, что это был единичный случай и более не повторялся, как и случай, когда Пророк (с.) отпрянул немного в намазе, когда шайтан пробовал опалить его огнем; конечно, этот жест не надо повторять, шевеление пальца — из этой же серии. Таким образом, ханафиты аккумулировали в богопоклонении «нормальную», т.е. невынужденную сунну и поэтому читают осмысленный намаз без случайных и даже нелепых одноразовых движений, которые по сути к настоящей сунне отношения не имеют.
Таким образом, в самой сунне есть части, которые носят обязательный характер, это установления, которые Пророк (с.) хотел, чтобы последователи делали, но есть и факультативная часть, которая не является обязательной для исполнения его последователей. Ведь нельзя всерьез думать, что Пророк (с.) по два месяца не зажигал огонь вынужденно, если по его просьбе целые горы готовы были обрушиться на Таиф, например. Его молитвы, очевидно, имели характер мустаджаба, поэтому он мог своим чудом, просьбами к Аллаху добыть пищу, но нет, он довольствовался отсутствием горячей пищи. Таким образом, эта сторона сунны не требует от нас прямого следования ей, так же как шевеление пальца, кунут в утреннем намазе может не исполняться так же как и приготовление горячей пищи раз в два месяца.
Непонятно все же, почему сторонники метода принятия к практическому использованию любого хадиса сахих поступают по отношению к хадисам как-то избирательно — любят кричать «аминь» в намазе, а не любят питаться горячей пищей раз в два месяца, хотя эти хадисы совершенно одинаковы по степени достоверности. Надо быть порядочными и честными до конца, если уж кричать «аминь», то и газ на кухне надо зажигать только однажды за два месяца.
Или же сделать осознанный выбор в пользу классического Ислама, заключенного в четырех мазхабах, в которых только и торжествует подлинная сунна.
Ведь известно, что имам Абу Ханифа и его ученики названы сторонниками рай' (мнения), т.к. они изучали риваяты не только с точки зрения достоверности, они изучали их и с других точек зрения тоже. Это и является истинным возвеличиванием хадисов. Поэтому слова о том, что якобы наши ученые противопоставляют хадисам кыяс и свое мнение является неверными. Наши ученые следуют сунне именно так, как это необходимо.
Абу Ханифа опирался на аят Корана, в котором сказано: «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (39:9). Этим он разъяснил, в чем причина предпочтения одного хадиса другому, несмотря на их одинаковую достоверность. Имам обращал внимание именно на знание, а не на степень человека, он давал понять, что главное не сама передача хадиса, а знание фикха, т.е. знание смысла и значения передаваемого хадиса.
Именно с конкретно исторической точки зрения и нужно интерпретировать хадисы, а не зацикливаться на их буквальной, внешней стороне. Например, известный хадис о рабыне, которую признали верующей. В сборнике достоверных хадисов «Сахих» Муслима приводится хадис под № 537, в котором говорится: «Нам передали Абу Джафар Мухаммад Ибн Аль-Саббах и Абу Бакр Ибн Абу Шэйба, пересказы текстов хадисов от которых были приблизительно похожи. Оба сказали: «Нам передал Исмаил Ибн Ибрахим от Хаджаджа Аль-Саввафа, от Яхьи Ибн Абу Кясира, от Халляля Ибн Абу Маймуны, от Аты Ибн Яссара, от Муавии Ибн Аль-Хакама Аль-Салямия, сказавшего: «Однажды, когда я молился вместе с Послом Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, кто-то из присутствовавших чихнул и тогда я произнес: «Ярхамукеллах!» Тут же народ бросил на меня свои взгляды и тогда я сказал: «Пусть все воды иссякнут! Чего вы смотрите на меня!» Но они захлопали ладонями себе по бедрам (у арабов этот жест равнозначен поднесению пальца к губам — п.п.) и, поэтому, когда я увидел, что они хотят, чтобы я замолчал, я замолк. А когда Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, домолился, то… Он мне как мать и отец! Я не встречал ни до, ни после него учителя обучающего лучше, чем он! Клянусь Аллахом — он не был ни раздражен на меня, и не ударил меня, и не обругал меня, а просто сказал: «Истинно, это – молитва и в ней не является годным хоть что-то из речи людей. Это только тасбих, такбир и чтение Корана». По-моему, Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал именно так. Я сказал: «Посол Аллаха, я мало пожил в дикости и вот, Аллах уже открыл Ислам. Среди нас есть мужчины, ходящие к чародеям». Он сказал: «А ты не ходи к ним». Я сказал: «Среди нас есть мужчины, усматривающие в предзнаменованиях правду». Он сказал: «Это бывает у них в груди, пусть же это не собьет их (с правильного пути)». Тогда как у Ибн Аль-Саббаха говорится иначе: «…пусть же это не собьет вас (с правильного пути)». Он сказал: «Я сказал: «Среди нас есть мужчины, которые чертят». (Относительно данной фразы есть несколько толкований, которые сводятся к тому, что это один из видов гаданий или попыток предсказать исход задуманного предприятия — п.п.) Он ответил: «Среди пророков был такой, который чертил и кто совпадет с его чертой, тот и есть». (Вариант перевода: «…то это так и есть». — П.п.) Он сказал: «Еще, у меня была служанка, которая пасла моих овец в стороне Ухуда и Аль-Джуваниййи. И вот, однажды, она взошла (на возвышенность и увидела), как волк унес одну из ее овечек. Я же (считаю себя) печалящимся, (понимающим человека), сыном Адама, но все-таки, я шлепнул ее по лицу и пришел (с этим известием) к Послу Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Он расценил это как весьма недобрый поступок, и я сказал ему: «Тогда я сделаю ее свободной!» Он сказал: «Приведи ее ко мне». Я привел ее к нему и он спросил ее: «Где Аллах?» Она ответила: «На небе». Он спросил: «Кто я?» Она ответила: «Ты — Посол Аллаха». Он сказал: «Отпусти ее на свободу, ведь она верующая».
Видимо, это случилось в Медине, когда еще не было конфликтов с евреями. Известно, что Пророк (с.) вначале был настроен к обладателям книги дружелюбно, т.к. была надежда, что они уверуют в Ислам. И они часто совместно противостояли идолопоклонникам: даже в войне Ирана и Византии — «книжные» сочувствовали Византии, а идолопоклонники Ирану, и были даже споры Абу-Бакра и Убая Ибн Халафа. Приведем здесь отрывок об этом событии из книги известного индийского ученого Р. Кайранви «Изхар-ул-хак»: «Святой Коран заявляет: «Побеждены Византия (Румы) в ближайшей земле, но они после победы над ними победят через несколько лет. Аллаху принадлежит власть и раньше, и позже, а в тот день возрадуются верующие помощи от Аллаха. Не меняет Аллах Своего обещания, но большинство людей не знает. Знают они явное в жизни ближней, но к будущей они небрежны». (30:1-7). Это относится к крупному поражению Восточной Римской Империи, возглавляемой Гераклием. Это было не простое поражение. Византия потеряла большинство своих азиатских территорий. Под «ближайшей землей» подразумевается Сирия и Палестина. Иерусалим был захвачен незадолго перед ниспосланием этой суры, то есть в 614-615 гг. Эта сура была ниспослана в Мекке, когда Персия разгромила Византию. Религией персов было огнепоклонничество, тогда как византийцы были христианами. Язычники обрадовались этой новости, так как полагали: раз огнепоклонники сумели разгромить людей книги, т.е. христиан, то и они, язычники, победят мусульман, которых мекканцы также считали людьми книги. Сам Святой Коран опроверг в вышеприведенном стихе их предположение и предсказал победу византийцев.
Абу Бакр Сиддик, преданный друг и товарищ Святого Пророка, сообщил жителям Мекки, что византийцы одержат победу над персами через несколько лет. Убаии Ибн Халаф обвинил его в лжи. Было решено выждать определенный период для подтверждения этого предсказания. Каждая из сторон намеревалась предложить по 10 верблюдов победителю, срок ожидания определили в 3 года. Когда Абу Бакр рассказал Пророку о заключении такого соглашения, Мухаммад (с.) заметил, что предсказание содержит слова бид'а (несколько), что означает период от 3-х до 9 лет и предложил ему увеличить количество лет и верблюдов. Абу Бакр отправился к Убаии и было решено, что каждый из сторон будет дано по 100 верблюдов и, что число лет увеличивается до девяти.
Убаии умер, когда возвращался со сражения Ухуд в 3 г. хиджры ровно через 7 лет после этого события византийцы одержали крупную победу над персами, что и было предсказано Кораном. Абу Бакр, выигравший это спор получил 100 верблюдов от наследников Убаии. Святой Пророк сказал, что полученные верблюды должны быть использованы в благотворительных целях».
Перенятие дня Гашуры из обычаев евреев — также свидетельствует в пользу этой версии. Пророк (с.) сказал, что прежние Пророки ближе к мусульманам, чем евреям. Так вот эта рабыня поскольку она верила не в каменные идолы, а в абстрактного Бога на небе, он (с.) сказал, что она верующая, но не уточнил какая, она могла быть христианкой или еврейкой. Здесь слово «верующая» может означать «немногобожница». Конечно, нельзя утверждать этого с уверенностью, но очевидно, что и такая трактовка хадиса возможна, хотя бы в качестве гипотезы. Как сказано в Коране, 2:256: «Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору».
Из аята четко просматривается, что главный признак верующего — это неверие в идолопоклонство. Также можно привести аят из мекканской суры «Йунус» (10): «Нет божества, кроме того, в кого веруют сыны Исраила».
Известно, что хадисы являются в основном вспомогательными текстами для разъяснения аятов Корана. В суре «Трапеза» (5-73) сказано: «Поистине, те, которые уверовали и которые исповедуют иудейство, и сабии, и христиане, — кто уверовал в Аллаха и последний день и творил благое, — нет страха над ними, и не будут они печальны». Скорее всего в соответствии с этим аятом эта рабыня признана верующей, но без уточнения ее религиозной принадлежности, указание же ею местонахождения Бога в небе свидетельствует в пользу ее иудео-христианского исповедания веры.
Многих сбивает с толку то, что рабыня назвала нашего Пророка (с.) посланником Аллаха. В этом нет признаков ее мусульманства, просто она повторила обращение, которое она слышала, для нее эта фраза вполне могла быть не более чем титулом руководителя государства. Известно, что когда татары до революции были в колониальном рабстве, они тоже называли русского царя «помазанником Божиим», это был чисто формальный вынужденный слоган для татар, и это отнюдь не означало для них изменения веры. Наш Пророк (с.) сам себя официально называл «Расулюлла», у него была и печать с таким текстом, да и подписывался он в письмах таким же образом. Поэтому нет ничего удивительного, что христиане и иудеи могли обращаться к нему (с.) по его официальному статусу и титулу, тем более если они были в положении рабыни.
Таким образом, вполне вероятно, что это хадис, описывающий случай в первые дни мединского периода бытования Ислама с его толерантностью по отношению к еврейским племенам. Ясно, что очень рискованно строить всю акыду лишь на таких хадисах, как это делают ваххабиты, т.к. можно впасть в веру другой религии.
Понятно, что впоследствии, когда все искренние иудеи и христиане перешли в Ислам, признали пророческую миссию Мухаммада (с.), среди оставшихся в иудаизме упорных отрицателей Ислама началась неприкрытая борьба и провокации против Пророка (с.), то отношение к ним было изменено и они уже не признавались в качестве верующих.
Для более четкого представления атмосферы взаимоотношений того короткого периода приведем еще один хадис из «Сахих» Муслима № 2190: «Нам передал Яхья Ибн Хабиб Аль-Харисий: «Нам передал Халид Ибн Аль-Харис: «Нам передал Шуба от Хишама Ибн Зэйда, от Анаса, что иудейская женщина принесла Послу Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ядовитую овечку и он поел её. И ту привели к Послу Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он спросил её о том, а та ответила: «Я захотела убить тебя». Он сказал: «Аллах не дал тебе власти на это». Он сказал: «Быть может, он сказал «надо мною». Он сказал: «Они сказали: «Почему бы нам не убить её?» Он сказал: «Нет». Он сказал: «Я не переставал узнавать её по язычку (отросту на нёбе во рту) Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». (Видимо, последствия отравления каким-то образом запечатлелись на нёбном язычке во рту Посла Аллаха, мир ему и благословение Аллаха – п.п.)».
Как видим, между мусульманами и евреями было хлебосольство, принесенное еврейкой мясо беспрепятственно поедалось. Но из-за козной самих евреев отношение к ним мусульман вынужденно изменилось.
Рассмотрим еще одну проблему, часто вызывающую споры. От Аиши р.а.г. сказано: «Ко мне пришел Абу Бакр р.а.г., когда у меня дома пели две рабыни, увидев их, он сказал: «Как ты можешь слушать свирель сатаны в доме пророка с.г.с.?», Пророк с.г.с. ему сказал: «У каждого народа есть свой праздник, это наш праздник». (Ахмад 6/134, Муслим 3/21, ибн Маджа 1/612, Ан-Насаи 3/196).
А это был день Бигас, в который за 3 года до принятия Ислама произошла битва между племенами Аус и Хазрадж, об этом сообщает Ибн Хаджар в «Фатх аль-бари» 8/77.
То есть Сабантуй — это татарский праздник, и он разрешен, т.к. в хадисе сказано, что у каждого народа должен быть свой праздник.
Более того, памятные даты, как, например, принятие Ислама булгарами в соответствии с этим хадисом вполне заслуживают торжеств. Если уж победа в локальной межплеменной войне отмечалась вполне легально арабами, то событие общенародного принятия религии Ислама всем татарским (тогда булгарским) народом тем более подпадает под разрешающее действие этого хадиса-сахих.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий