вторник, 10 мая 2011 г.

Внемазхабного Ислама не существует

История Ислама показывает, что перманентно протекал процесс конкуренции между собой исламских мазхабов, причём изначально этих мазхабов было больше, чем четыре. В результате этой конструктивной конкуренции, ведущейся в форме богословского спора, число мазхабов сократилось до четырёх. Немаловажно также, что многие народы и территории меняли приверженность тем или иным мазхабам и даже неоднократно. Так исторически сложилось, что в результате борьбы с ересями выкристаллизовалась исламская ортодоксия, поэтому сейчас из-за нежелания ассоциировать себя с этими ересями невозможно быть просто мусульманином, как во времена сахабов, мы вынуждены уточнять своё теологическое мировоззрение, т.к., к сожалению, мы окружены еретиками, которые громко и нахально называют себя мусульманами. Только поэтому мы уточняем свою принадлежность к «ахль ас-сунна валь-джамаа».

Очевидно, что ныне невозможно пребывать вне каких-либо мусульманских направлений. В истории Ислама были заданы простые вопросы, из-за ответа на которые неизбежно придётся определиться, какую из сторон предпочитаешь. Из перечня таких вопросов достаточно привести только самые известные, например, вопрос об отношении к проблеме сотворённости Корана, либо о локализации Бога в небе. Невозможно не отвечать на эти вопросы, поэтому и невозможно и пребывать вне мусульманских школ и направлений. Как видим, мы лишены роскоши и возможностей первых мусульман не отвечать на эти вопросы, т.к. мы живём в позднее время, после того, как они были сформулированы. Таким образом, отвечая на них, выбирая один из известных вариантов ответа, мы неизбежно избираем себе и принадлежность к какому-то из мусульманских направлений, которые и возникали из-за вариативного ответа на эти вечные вопросы. Иначе говоря самоидентификация в известных мусульманских мазхабах просто неизбежна.
Если кто-то ныне тем не менее претендует на внемазхабный статус, он, либо лицемерит, скрывая по каким-то причинам свою принадлежность к известным в истории мазхабам, либо созидает свой «оригинальный» мазхаб.
Эти достаточно простые вещи необходимо осознавать мусульманской молодёжи, которую многие обманывают, завлекая мнимым существованием безмазхабного, а значит «более лучшего» Ислама. На самом деле, уходя, например, из ханафитского мазхаба, они окажутся в другом мазхабе, гораздо менее адекватном, т.к. его конструировали лица, живущие в гораздо более позднее время, лишённые возможности подлинно адекватного понимания священных текстов сравнительно с табиином Абу Ханифой.

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий