среда, 11 мая 2011 г.

Имам Абу Ханифа

Ну'ман ибн Сабит Абу Ханифа (699-767 гг.; по хиджре 80-150 гг.) – выдающийся факих и мухаддис, основатель одного из четырех суннитских мазхабов. Некоторые относят его к первому поколению после Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) (ат-табиун). Другие считают, что он относится ко второму поколению (атба'у ат-табиун). Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Наилучшие из моих последователей – это те, из числа которых я был избран, затем те, кто следует за ними, а затем – следующие. После этих [трех поколений] появятся те, кто любит полноту, тучность и свидетельствует до того, как у них попросят об этом [говорят много пустого, бесполезно болтают, наговаривают]». Среди учителей Абу Ханифы были и сподвижники пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Отвергнув предложение халифа Мансура занять должность главного судьи Багдада, был заключен в тюрьму, где и скончался. Первый систематизатор фикха. Автор трактатов «Аль-фикхуль-акбар», «Муснад аби ханифа» и др.

Абу Ханифа сыграл в развитии мусульманского богословия и права роль, которую трудно переоценить. Он вошел в историю Ислама с титулом Имам Азам (величайший имам). Абу Ханифа родился во время правления омеййадского халифа Абдуль-Малика ибн Марвана в семье богатого торговца щелком, происходившего из среды иранских мавали – людей, получивших покровительство того или иного арабского племени. Абу Ханифа относился к племени Теймуллы ибн Салаба ибн Бакра ибн Ваиля.
По сообщению его современников, в возрасте 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил паломничество в Мекку (хадж), во время которого ему удалось увидеть последних оставшихся в живых асхабов – сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), в частности Абдуллаха ибн Хариса. От них будущий муджтахид мог услышать рассказы о том, как поступал или что говорил Пророк в той или иной ситуации. Также он встретил великого сподвижника Анаса ибн Малика, который с раннего возраста находился рядом с Пророком, помогая ему в повседневных делах. В юности Абу Ханифа получил блестящее общее и богословское образование на своей родине в Куфе. Среди его учителей были авторитетные ученые того времени – Ата ибн Рабах, Хишам ибн Урва, Нафи. В возрасте 22 лет он становится учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Сулеймана аль-Ашари. В его кружке Абу Ханифа провел восемнадцать лет, вплоть до смерти наставника. А затем на протяжении десяти лет возглавлял этот кружок, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. У него обучались и получали знания мусульманского права такие известные ученые, как Абу Юсуф аль-Кады, Мухаммад ибн аль-Хасан, Зуфар ибн аль-Хузайл, и другие. Многие сообщают, что Абу Ханифа был богобоязненным, щедрым, молчаливым, постоянно углубленным в раздумья, сторонящимся пустого, бесполезного общения. Ночи великий имам проводил в молитвах и дуа. Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа каждую ночь в одном ракяте полностью прочитывал Коран, порой совершал ночной и утренний намазы с одним омовением. Яхья аль-Хаманий передает со слов своего отца следующее: «Я сопровождал Абу Ханифу на протяжении 6 месяцев и ни разу не видел его совершающим утреннюю молитву, кроме как с омовением ночной». Супруга Абу Ханифы сказала: «Я не помню ночи, которую бы он провел во сне. Абу Ханифа летом спал между полуденной молитвой «Зухр» и послеполуденной молитвой «Аср» и в первую часть ночи зимой». Харижда ибн Муса сообщил, что Коран в одном ракяте был полностью прочитан четырьмя людьми: Усманом ибн Аффаном, Тамимом ад-Дарий, Саидом ибн Джубейром и Абу Ханифой. Асад ибн Амр сообщал: «Абу Ханифа совершал утреннюю молитву с омовением ночной на протяжении сорока лет. По ночам в одном ракяте он прочитывал весь Коран. И его плач был слышен настолько явственно, что соседи чувствовали в своих душах сострадание к нему».
Этот человек вобрал в себя ту мораль, к которой нас призывает Ислам. Примером тому является нижеприведенный случай.
Однажды некий человек сказал имаму: «Побойся Аллаха!» Имам вздрогнул, побледнел и, опустив голову, ответил: «Да вознаградит тебя Всевышний Аллах! Настолько сильно нуждаются люди в тех, кто говорил бы им это».
Абу Ханифа был одним из самых авторитетных богословов своего времени. Шаддад ибн Хаким сказал: «Я не видел более знающего, чем Абу Ханифа в его время». Великий имам аш-Шафии произнес следующие слова: «Люди черпают знания мусульманского права у Абу Ханифы» или «люди в мусульманском праве подобны детям при сравнении с Абу Ханифой».
Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа увидел себя во сне раскапывающим могилу заключительного Божьего посланника и собирающим его кости. Сон очень сильно напугал его, и он попросил у Ибн Сирина, являющегося одним из его друзей, растолковать увиденное. Ибн Сирин сказал: «Ты тот, кто соберет Сунну Пророка и воскресит ее».
Абу Ханифа четко придерживался Корана и Сунны Пророка в своем учении и при отсутствии того или иного решения вопроса в этих основных источниках прибегал к высказываниям сподвижников. Но если и среди них не было однозначного ответа, то Абу Ханифа следовал «идждихадур-рай» то есть он давал заключение посредством развития мнения, проистекающего из Корана и Сунны. Данное утверждение основано на следующем высказывании имама Абу Ханифы, услышанном Абу Исматом: «То, что передано от посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), бесспорно, принимаемо. То, что передано от сподвижников, мы применяем и не выходим за рамки сказанного ими. Что же касается того, что вне этого, то они – мужчины и мы – мужчины», то есть каждому Аллах дал право думать, анализировать и высказывать свое мнение. Ибн Хазм сказал: «Все приверженцы Абу Ханифы пришли к единому мнению о том, что в его мазхабе слабый по своей достоверности хадис (даиф) стоит выше, чем сравнительная технология (кыяс) и мнение, основанное на религиозных положениях (ра'й)». Да, Абу Ханифа в своих учениях в первую очередь опирался на Священный Коран и хадисы, высказывания сподвижников, а затем – кыяс и мнение.

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий