воскресенье, 1 мая 2011 г.

Соотношение мазхабов и шести сборников хадисов

В обстановке оголтелой атаки на наш ханафитский мазхаб нельзя не обсудить неизбежно возникающую проблему — соотношение мазхаба и шести канонических сборников хадисов. Действительно, ранее не было нужды обсуждать этот вопрос, так как никто до этого не ставил так серьезно само существование мазхабов под сомнение. Ведь в Исламе прежних веков были одинаково канонически признанными и четыре мазхаба, и шесть сборников, их равновеликое существование снимало сам вопрос об их сравнительном изучении. Сегодня же, когда идет искусственная критика ханафитского мазхаба, отрицание его необходимости вообще, в т. ч. наблюдаются непрерывные нападки на самих имамов мазхабов, — в этих условиях только и актуализируется задача обсуждения места 6 сборников в шариате, соотношения их с мазхабом. Нужно откровенно рассмотреть некоторых вопросы, которые критики мазхаба избегают. Например, где находится пречистая Сунна Пророка (с.)? Вся ли Сунна сосредоточена в 6 сборниках? Многие вопросы были очевидны по умолчанию, так как не было необходимости их обсуждать. Но сейчас, когда сама мусульманская ученость весьма ослаблена и молодежь без посторонней помощи не в состоянии разобраться, ситуация вынуждает обсуждать вслух некоторые вещи, которые очевидны были всегда по умолчанию.

И сунниты и шииты уверены в достоверности своих сборников хадисов. Однако вполне уместен вопрос о степени и границах, насколько они достоверны? Так же ли они достоверны, как аяты? Если нет, то насколько они различаются в уровне соответствия словам Пророка (с.)? Как это отражается при использовании их в теории исламията и усулутдина? Каков удельный вес хадисов из сборников в архитектуре научного Ислама, в архитектуре шариата? Эти вопросы уместно задать для того, чтобы не стать жертвой атакующих в последнее время классический Ислам со всех сторон сектантских проявлений, будь они из шиитского, ваххабитского, реформаторского батальонов «лукавого» воинства.
Всем известно, что Всевышний обещал сберечь от искажений Свое Слово — Священный Коран, и мы являемся свидетелями правдивости этого обещания. В то же время известно, что такого обещания по обереганию Сунны Пророка (с.) не было. При жизни Пророка (с.) долгое время существовал запрет на фиксацию хадисов для предотвращения путаницы их с аятами Корана. После его (с.) смерти многие искренние сахабы, боясь ответственности за возможные искажения хадисов, уничтожили свои собрания хадисов, в частности, Абу Бакр (р.). Существует проблема непреднамеренной ошибки, искреннего заблуждения, искажения слов Пророка (с.), сделанного непреднамеренно. Это, тем более, может исходить и из большой разницы культурно-образовательного уровня сахабов; большая их часть были обычными бедуинами пустынь, говорящими на отличных от курайшитского диалекта говорах арабского языка, который собственно и использовал Пророк (с.).1 Трансляция этими людьми высказываний Пророка (с.) не могла не страдать мутацией смысловых контекстов, усилением или же наоборот нивелированием существенных акцентов. Многие известные мухаддисы, например, Абу Хурайра (р.) не являлись факихами, в то же время он передал более 2 тысяч хадисов, признанных сахих, хотя им Ислам был принят лишь за два года до смерти Пророка (с.). И в то же время известно его высказывание о том, что он передает лишь половину хадисов, которые знает, иначе его немедленно бы убили. Это высказывание очень симптоматично для того, чтобы представить, какова была обстановка тех лет и какая часть подлинной сунны на самом деле попала в сборники сахих. Ведь очевидно, что половина хадисов Абу Хурайры (р.), которые он опасался высказать, тоже являются неотъемлемой частью всей полной Сунны.
Сахабы были людьми, а значит имели и недостатки и допускали ошибки, да и просто сбои в памяти.2 Нельзя исключать и намеренных

1 Сахих Муслим. Хадис № 1997. Нам передал Убайдулла Ибн Муаз: «Нам передал мой отец: «Нам передал Шуба от Амра Ибн Мурры: «Мне передал Задан, сказав: «Я сказал Ибн Умару: «Передай мне, какие напитки воспретил Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и растолкуй это мне на нашем языке, ведь у вас язык не такой как наш язык». И он произнёс: «Воспретил Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сосуд хантам, то есть глиняный, а также бахчевой, то есть тыквенный, и смоляной, то есть покрытый (каким-либо составом), и деревянный, то есть из пальмы, из которой плетут и в которой выдалбливают, и приказал держать набиз в бурдюках».
2 В отличие от некоторых сект, сторонники общины и согласия категорически воздерживаются от критики сахабов, ведь сам Пророк (с.) уподоблял их звездам на небе. Таким образом, следование им является страховкой от заблуждения. В независимости от любых их действий, совершенных ими после смерти Пророка (с.), мы считаем праведными их поступки, никого из них не обвиняем, так как сообщество сахабов названо Самим Всевышним «лучшей общиной, выведенной из людей».
Темой же нашего исследования является лишь рассмотрение проблемы границ аутентичности высказываний Пророка (с.), включенных в шесть сборников и сравнительный анализ в этой связи соотношения мазхабов и собраний хадисов.
искажений. Ведь через короткое время после смерти Пророка (с.) халифат стал всемирной империей, в которой с неизбежностью возник управленческий аппарат, привилегии и происходила концентрация богатств. Наиболее легкий способ получения соответствующих преференций заключался в артикуляции хадисов — это привлекало всеобщее внимание и обеспечивало льготы. Для иллюстрации этой позиции может служить пусть не очень достойный, но похожий пример из нашего недавнего прошлого. К 1970 году к 100-летнему юбилею Ленина более тысячи человек заявили о том, что именно они несли с ним бревно во время известного субботника в Кремле.
Человеческая природа неизменна. Поэтому Всевышний так настойчиво предупреждает нас о наличии лицемеров-мунафиков. В Коране очень велико число аятов, посвященных мунафикам. Известно из сиры Пророка (с.), как они досаждали ему (с.). Достаточно вспомнить, что весь шариатский раздел о наказаниях — по прелюбодеянию, в частности, по взаимопроклятию супругов, по воровству и другим греховным деяниям формировался на примерах поступков конкретных сахаба. При жизни Пророка (с.) известно наличие целых организованных групп заговорщиков-лицемеров, которые собираясь планировали провокации и козни против Пророка (с.), но они своевременно разоблачались Всевышним. Понятно, что это лицемерное подполье осталось действовать и после смерти Пророка (с.). Их активность в хадисотворчестве явно не могла быть никак уже обнаружена. Учитывая эти моменты, нужно воспринимать составленные спустя 200 лет после смерти Пророка (с.) сборники хадисов для адекватного понимания их места в исламском шариате и особенно соотношения с мазхабами, чтобы не нарушить баланс. Сборники хадисов важны, но они имеют свое законное место, нельзя его преувеличивать в ущерб другим компонентам шариата, иначе это будет уже не божественный, а очередной выдуманный людьми псевдошариат.
Свидетельствует ли все сказанное против имамов хадиса, составителей 6 сборников? Конечно, нет. Это были великие ученые — мухаддисы, исторической заслугой которых является то, что они зафиксировали сохранившуюся на то время Сунну. Если бы не они, то продолжал бы расти вал фальшивых, свежепридуманных хадисов. После них пропал смысл фабрикации высказываний Пророка (с.). Они зацементировали ту ситуацию вокруг Сунны, которую застали из-за позднего своего рождения. Но вся ли Сунна в 6 сборниках? Конечно, нет. Значительная, молчащая ее часть, связанная с конкретной практикой, с жизненным поведением мусульман сохранилась в рецептуре мазхаба Абу Ханифы. Существует ли гарантия 100% адекватности сунны в 6 сборниках? Такой гарантии, к сожалению, нет. Для иллюстрации этой мысли можно привести пример из сегодняшней жизни: мы готовимся встретить 1000-летие Казани, есть шесть сохранившихся гравюр и изображений средневековой Казани. Из них изображение путешественника Олеария — самое лучшее, несмотря на то, что все они недостаточно четкие, фрагментарные и мутные. Но, тем не менее, среди них одно — лучшее. Так и сборники хадисов — все они фрагментарны, неполны по сравнению с Сунной Пророка (с.), однако среди них сборник Бухари — лучший. Ясно, что эти сборники — лишь срез Сунны, лишь ее часть. Но они бесценны, так как не вернуть того, что не сохранилось. Это как гравюры средневековой Казани. Да, они не идеальны, нечетки, там нет всех подробностей Казани, а лишь общие черты. Но они бесценны, так как если бы их не было, невозможно было бы вообще ничего представить. Так же 6 сборников не охватывают всех высказываний Пророка (с.) и его праведных халифов. Это лишь часть того, что удалось спасти и записать, отказавшись от многих нужных хадисов только из-за того, что их передатчики были оклеветаны недоброжелателями. Пользуясь случаем необходимо воздать историческую дань справедливости по отношению к нашим суннитским ученым и их сторонникам — они не замарали себя вымыслами и клеветой на своих оппонентов: в 6 сборниках есть лишь десяток хадисов от Абу Бакра (р.), 3 десятка от Умара (р.) и сотни — от Али (р.). Ясно, что такой дисбаланс объясняется тем, что шииты целенаправленно дискредитировали и ставили под сомнение передатчиков хадисов от первых двух халифов, от чего чисты сунниты, так как они не ответили оппонентам тем же. Хадисы халифа Али (р.) представлены практически все, поэтому и были полностью включены в 6 сборников.
Сегодня мы не можем стать невольными жертвами козней давно умерших шиитов. Анализируя состав 6 сборников, нужно очень четко представлять, в каких конкретно-исторических условиях они формировались, какая жесткая идеологическая и не только шла война в то время. Считается, что составители сборников хадисов следовали методам отбора. Но если бы они были объективны, то результат у всех шести был бы одинаков. Таким образом, очевидно существование субъективных моментов в методах отбора и выбраковки хадисов. А ведь несмотря на наличие 23 секретарей в процессе фиксации Корана, результат оказался одинаковым, чего не наблюдается в фиксации хадисов. Тем более, сами имамы хадисов — ни Бухари, ни другие — не претендовали на свою безгрешность и не объявляли свои сборники каноническими. Поэтому удивителен наблюдаемый ныне феномен, когда люди, априори отвергающие человеческую святость и ее возможность в принципе, допускают безгрешность и безошибочность имамов хадисов. Если безгрешны и чисты от ошибок имамы хадисов — почему отвергается безгрешность имамов мазхабов?
Некоторые могут подумать, что из 600 тысяч хадисов, собранных Бухари, кроме 7 тысяч признанных им достоверными, остальные 593 тысячи были сфабрикованными или выдуманными. Это не совсем так, часть из них безусловно являлись подлинными высказываниями Пророка (с.), но имели недостаток в цепочках передачи, так как Бухари, причем совершенно справедливо отвергал хадисы, имеющие хоть какой-то намек на сомнительность в передаче. А в условиях, когда между сахабами шли войны, такая же ожесточенная схватка шла в идеологической сфере, происходила целенаправленная спланированная кампания по дискредитации невыгодных передатчиков хадисов для их исключения из практики и выигрыша в религиозных диспутах. Наличие у шиитов методов такии, т.н. «благочестивой лжи» приводили к печальным результатам.
В период жизни имама Бухари (810-870) все значительные мусульманские секты уже сформировались. Интересна в этой связи титулатура, которая используется при упоминании святых для мусульман персоналий. В сборнике Бухари по отношению к Фатиме, Али, Хасану и Хусейну (р.) иногда используется выражение «галейхиссалам».1
Эти прецеденты могут являться аллюзиями на неправоверные трактовки хадисов. В свете объективного анализа арсенала источников в Исламе и высвечивается роль и значение мазхабов, особенно ханафитского. Призыв следовать Корану и Сунне вовсе не означает отход от мазхаба в угоду позднейшим сборникам, наоборот, следование Корану и Сунне в том числе означает следование ханафитскому мазхабу, который является одним из средоточий пречистой Сунны, так как Абу Ханифа, будучи табиином, опирался на исключительно достоверные хадисы, ряд которых впоследствии хотя и был утрачен в сво-

1 Сахих Бухари, Китабуль таксыр 18, глава 5 «Якыр иза хараджа мин маудугихи»; Китаб ат-тахаджат 19, глава 5 «Тахридиун-наби с.г.с.», хадис № 1134; Китабуль-фадаиль, глава 10, хадис № 3752, глава 13, хадис № 3758; глава 25, хадис № 3793.
Сахих Муслим. Китабуль-фадаиль, глава 15 «Фатыма».
Сунан Тирмизи. Хадис № 4138, 4143.
Сунан Абу Дауд. Китабуль адаб. Глава 109 «Тасбих перед сном», хадис № 5066; глава 76, хадис № 4969; глава 133, хадис № 5158, глава 158, хадис № 5223.
ей словесной форме, но их практический смысл сохранен в рецептуре богопоклонения ханафитов. Статус табиина, которым обладал имам Абу Ханифа, возвышает наш мазхаб над другими, как подчеркивал Шигабутдин Марджани. Он, например, считал остальных имамов мазхабов — Шафии, Малика и Ханбала соответствующими уровню учеников Абу Ханифы — Абу Юсуфа и Мухаммада Шайбани. Самого же Абу Ханифу Марджани ставил на особый, более высокий уровень. Таким образом, адрес Сунны не исчерпывается 6 сборниками, она заключена и в ханафитском мазхабе.
Известно, что уже при жизни имам Абу Ханифа был признан современниками величайшим имамом — имамом Агзамом. Отстаивая правоверие, он стал врагом для всей сектантской мусульманской периферии того времени. И шииты, и хариджиты, и многие другие объединились в борьбе с ним, так как он олицетворял приверженность пути Сунны и согласия. Именно эти сектанты в течение 100 лет, прошедших после смерти великого имама в 767 г. до времени составления сборников сахих — середины 9 века, и сосредотачивали все свои усилия на дискредитации ключевых хадисов, которыми оперировал Абу Ханифа. Зачастую наши современники, пытаясь освободиться от нелюбимого ими таклида, почему-то на самом деле лишь заменяют таклид мазхабу и следование табиину Абу Ханифе на таклид мухаддисам имамам Бухари и Муслиму. А чем этот таклид лучше и предпочтительнее? Ведь известно, что они жили гораздо позже и не обладают достоинством не только табиинов, но и табгу-табиинов.
Откровенно говоря, разумный, обоснованный таклид они меняют на буквалистский, бездумный.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий