пятница, 27 мая 2011 г.

Братство и единство в Исламе

Каждый мусульманин должен свято хранить и оберегать единство, братство и взаимную любовь между верующими, в противном случае его вера не будет совершенной, а умма никогда не сможет быть единой.
Давайте остановимся на одном из завещаний Пророка (мир ему и благословение), в котором он призывает всех мусульман к братству: «Не порывайте друг с другом, не отворачивайтесь друг от друга, не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу и будьте, о рабы Аллаха, братьями! Не дозволяется мусульманину быть в ссоре со своим братом более трёх дней».

Этот хадис передал аль-Бухари, а также Муслим со следующим дополнением: «Они встречаются и отворачиваются друг от друга, но лучший из них тот, кто первым поприветствует другого, а тот, кто приветствует первым, раньше войдёт в Рай». Давайте же вникнем в слова этого великого завещания, смысл которых заключается в том, что Ислам немыслим и его существование невозможно, пока между его последователями не будет милосердия и сострадания и пока они не оставят ссор и взаимных обид. Только с любовью в сердцах друг к другу они смогут вкусить истинную сладость веры. Поэтому здесь будет полезным раскрыть суть и цель этого пророческого завещания, являющегося стержнем Ислама и имана. В начале своего священного завещания Пророк (мир ему и благословение) обращает наше внимание: «… вы не порывайте друг с другом». Это означает, что мы должны всегда оставаться крепкой и несокрушимой силой, неподвластной сатане в его стремлении столкнуть мусульман друг с другом и управлять ими посредством своих козней, которые были и остаются с первых времён человечества, когда Кабил (Каин) убил своего брата Хабила (Авеля). Это убийство стало основой всех смут и преступлений, очевидцами которых мы сегодня являемся, когда видим, с какой жестокостью некоторые мусульмане относятся к своим братьям, стремясь овладеть их имуществом и попрать их права. Это и предсказывал Пророк (мир ему и благословение) в своём хадисе: «Поистине, сатана потерял надежду на то, что ему будут поклоняться на Аравийском полуострове, но он не потерял надежды на то, что ему удастся натравить их друг на друга». Поэтому Всевышний повелевает нам сохранять единство: «И держитесь крепко все за религию Аллаха, и не разделяйтесь, и вспомните о Его милости к вам, когда вы были врагами друг другу, а он объединил ваши сердца, и вы стали братьями». Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) всячески препятствовал разжиганию розни и смут. Он говорил: «Пусть каждый вас поддержит другого, будь он притеснителем притесненным. Если он притесняет, то пусть запретит ему это, и это будет для него поддержкой. А если он угнетенный, то пусть поможет ему». Таким образом Пророк (мир ему и благословение) объясняет нам, чтобы мы не давали сатане ни малейшего шанса расколоть наши ряды, дабы не стать врагами друг другу и не потерять то милосердие, о котором он сказал: «Мусульмане подобны единому телу: если у него болит какой-то один орган, то болит и всё тело».

Далее в завещании Пророка (мир ему и благословение) говорится «…вы не отворачивайтесь друг от друга…». Это означает, что нельзя говорить что-либо за спиной братьев, клеветать и поносить их. В хадисе сказано: «Каждый понедельник и четверг поступки рабов представляют Аллаху, и прощает Аллах в эти дни всех, за исключением тех, кто придаёт Аллаху сотоварищей, и тех, кто находится ссоре друг с другом. Всевышний говорит о них: «Оставьте этих двоих, пока они не помирятся»». В хадисе, приведённом ат-Табарани, говорится: «В серединную ночь месяца шабан Аллах обращает взор на Своих рабов и прощает всем, кроме лицемеров и тех, кто враждует». Далее Пророк (мир ему и благословение) говорит: «…и не гневайтесь, друг на друга…», т.е. не вызывайте друг в друге причин, приводящих к гневу и злобе. Гнев и ненависть запретны, если они не ради Аллаха. Если же гнев ради Аллаха, т.е. если он вызван неподчинением Аллаху, если совершается запретное, то такой гнев даже обязателен, и он из признаков совершенной веры! Об этом сказано в хадисе: «Кто полюбит ради Аллаха и возненавидит ради Аллаха, и даст ради Аллаха, лишит ради Аллаха, тот усовершенствовал свою веру». Однако из этого не следует, что можно унижать людей, совершивших грех. Необходимо только порицать и запрещать то, что противоречит Шариату. Али аль-Хаввас сказал: «Наша неприязнь к тем, к кому нам повелел проявлять её Аллах, является шариатской, a личная неприязнь является природной, но счастье первой, а не в последней неприязни».

Абдуль Кадыр аль-Гилани сказал: «Когда ты находишь в своём сердце неприязнь к кому-либо или любовь, то сверь его поступки с Кораном и сунной. Если эти поступки порицаемы в них, то ты прояви неприязнь к нему, а если они будут похвальными в них, то полюби его, чтобы любовь твоя и неприязнь не определялись твоей страстью, ведь Всевышний сказал: «И не следуй своей страсти, ибо она собьёт тебя с пути Аллаха». По словам аш-Шаарани: «сущность любви ради Аллаха заключается в том, чтобы она не увеличивалась от добра и не уменьшалась от грубости», т. е. наша лю­бовь всегда должна быть ради Аллаха, а не зависеть от материальных благ.

А имам аль-Газали говорил: «Кто возлюбит алима, или праведника, или человека, стремящегося к знаниям, поклонению или добру, то, поистине, он полюбил его ради Аллаха, и чем сильнее его любовь, тем больше награда и воздаяние». В своём призыве Пророк (мир ему и благословение) запрещает нам распространение сплетен, ибо они вносят в общество смуту и озлобляют людей. Сплетни относятся к тяжким грехам, ибо Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не войдёт в Рай сплетник». Абу аль-Хасан аш-Шазали сказал: «Если кто-то доносит до вас какие-то разговоры, затрагивающие вашу честь, то предостерегите его, даже если он ваш лучший друг, и скажите: «Если ты и сам веришь этому, то ты и тот, от кого ты это доносишь, одинаковы. Более того, ты хуже него, потому что не он, а ты донес до нас эти сплетни. А если ты убежден, что это ложь и что мы далеки от этого, то зачем доносить их до нас?» В этом завещании Пророк (мир ему и благословение) также запрещает нам зависть, требуя от нас не завидовать друг другу. Зависть относится к тяжким грехам и порицаема всеми людьми. В одном из хадисов сказано, что зависть пожирает благие деяния завистника подобно огню, пожирающему дрова. Некоторые мусульманские богословы считают, что нет ничего вреднее зависти, ибо она подвергает завистника пяти наказаниям: бесконечной скорби, беде, за которую он не получит никакого вознаграждения, упрекам, гневу Господа и отсутствию Божьей помощи.

Рассказывают, что однажды сатана постучался в дверь Фараона.

– Кто там? – спросил он.

– Я, – ответил сатана. – Если бы ты был Богом, то ты бы знал, кто я.

– Войди, проклятый, – сказал Фараон.

Когда тот вошёл, Фараон спросил его:

– Знаешь ли ты того, кто хуже нас с тобой?

– Да, – ответил сатана.

– Кто же он?

– Завистник, – сказал сатана, – ибо зависть сделала меня таким.

Далее в завещании Пророк (мир ему и благословение) говорит: «…и будьте, о рабы Аллаха, братьями…», т.е. стремитесь к тому, что сделает вас братьями, сохраняя добрые отношения друг с другом. Аль-Куртуби сказал: «В сострадании и милосердии, в любви и равенстве, и в добром совете будьте как кровные братья»

Фудайл ибн Ияд сказал: «Проявлением истинного братства является почитание своего брата, ставшего бедным, после того, как он был богат». Умар передал слова Пророка (мир ему и благословение): «Поистине, среди рабов Аллаха есть такие, кто не является пророками и шахидами, однако им будут завидовать ангелы и шахиды из-за их степени перед Аллахом». Сподвижники спросили Посланника Аллаха (мир ему и благословение), кто же они. Он ответил, что это люди, которые полюбили друг друга ради Аллаха и которых не связывают родственные отношения и имущество. Их лица будут излучать свет. Они не будут страшиться тогда, когда остальные будут испытывать страх, и не будут опечалены тогда, когда другие будут в печали. Затем Пророк (мир ему и благословение) прочёл аят из Корана: «Поистине, приближённые рабы Аллаха (в Судный День) не будут испытывать страха и печали». И в конце своего завещания Пророк (мир ему и благословение) говорит: «И не дозволяется мусульманину быть в ссоре со своим братом более трёх дней». Это означает, что без допустимой по Шариату причины в течение трёх дней ссора является нежелательной, а более трёх дней – запретной. Поскольку Пророк (мир ему и благословение) завершает своё завещание словами: «… но лучший из них тот, кто первым поприветствует другого, а тот, кто приветствует первым, раньше войдёт в Рай».

Надеюсь, что каждый, кто прочтёт это завещание Пророка (мир ему и благословение), извлечёт пользу и будет стремиться быть первым в Раю.
Автор: Мухаммадрасул Саадуев

Источник: www.assalam.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий