пятница, 20 мая 2011 г.

Время понимать свой мазхаб

В последнее время, у нас в России издается много трудов по ханафитскому мазхабу. В мусульманских медресе и исламских университетах студенты изучают богатое наследие, которое оставил нам Имам Азам Абу Ханифа. Но ведь каких-то 15 лет тому назад, нам приходилось, в полном смысле, искать труды по ханафитскому мазхабу; имелись только турецкие и арабские источники, которые были не доступны простому студенту или прихожанину мечети. Сейчас ситуация кардинально изменилась и мы видим, как на нашем родном языке появляются тома книг по ханафитскому мазхабу, возрождаются работы наших татарских ученых, которые, безусловно, делали упор на ханафитский фикх, имеющий ряд существенных особенностей.

Зарождение мазхаба

Прежде, чем приступить к их разъяснению, обратимся немного к истории. Поймем с вами особенность местности, в которой зарождался мазхаб.

Ханафитский фикх начал формироваться в городе Куфа, который в 17 году по хиджре основал второй праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб. Он заселил город арабами, наделенными совершенными знаниями (афсахуль-араб) арабского языка. Отправил к ним самого знающего сподвижника Абдуллаха ибн Мас'уда. Как произнес по этому поводу сам Умар ибн аль-Хаттаб в своей проповеди перед жителями Куфы: «Не жалея себя я отдаю вам Абдуллаха ибн Мас'уда, для того чтобы он научил вас знаниям фикха и Корана». И как передают поздние источники – из его уст выучили Коран 4 тысячи куфийцев. Еще один исторический факт, который требует к себе внимания: в Куфе поселились 1,5 тысячи сподвижников! Здесь вспоминаются слова имама Шафи'ый, который произнес: «Люди ничтожны в своих знаниях фикха по сравнению с жителями Ирака, жители Ирака бедны в своих знаниях по фикху по сравнению с жителями Куфы, жители же Куфы бедны в своих знаниях по фикху, по сравнению с имамом Абу Ханифой».

Еще известно, что свою резиденцию расположил в Куфе и жил в ней четвертый праведный халиф Али ибн Абу Талиб, который не оставался в стороне передавать знания сподвижникам и тем людям, которые следовали после них. Масрук ибн Аждаг – ученый того времени восклицал: «Я понял, что знания пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сосредотачиваются в умах шести сподвижников, но меня поразило больше всего, что все эти знания можно приобрести было у двух из них: у Али ибн Абу Талиба и у Абдуллы ибн Мас'уда».

Все это свидетельствует нам о том, как была благословенна Куфа во времена Абу Ханифы, который был рожден, по воле Всевышнего, именно в ней. Думаю, после этого, не стоит недооценивать значимость места образования ханафитского мазхаба. Имам Бухари, заметьте, так отзывался о Куфе: «Я, даже не могу сосчитать, скольких людей я видел в этом городе, которые прекрасно разбирались в хадисах – изречениях пророка».

Если же останавливаться на личности Абу Ханифы, то, безусловно, он первые свои знания, и, на мой взгляд, основные, получил в Куфе. Но, как свидетельствует история, он также их получал в городах Басра и Мекка. Хотя, его основным учителем считался Хаммад ибн Абу Сулейман, ученые упоминают, что Абу Ханифа брал знания у 4 тысяч других ученых.

Передается, что когда аббасидский правитель Джафар спросил Абу Ханифу от кого он получил свои знания, Абу Ханифа ему ответил, что получал их от Хаммада ибн Абу Сулеймана и Ибрахима Нахгый, последователей Умара ибн аль-Хаттаба, Али ибн Абу Талиба, Абдуллы ибн Мас'уда и Абдуллы ибн Аббаса». После его слов, Джафар воскликнул: «Ты только укрепил свои знания – этим». Ибо он понял, какие великие имена произнес Абу Ханифа, доказывая истинность приобретенных знаний посредством передатчиков.

Но он еще при халифе не упомянул о том, что получал знания и Икримы, слуги Ибн Аббаса, у Нафи'а слуги Ибну Умара, а также у казыя Мекки 'Ата ибн Аби Рабаха, имена которых очень известны в мусульманской истории.

Если же судить по числу учеников, то Абу Ханифа оставил после себя 700 муджтахидов, 40 из которых написали свои произведения по ханафитскому фикху. К сожалению, большинство книг того времени не дошли до нас в силу ряда причин той эпохи.

Из ученых – учеников Абу Ханифы, можно привести в пример Абу Юсуфа, вскоре который был избран на должность первого в истории халифата верховного судьи, самого знающего в области фикха и хадисов – изречений пророка; Абдуллу ибн Мубарака, который передал около 20 тысяч хадисов; Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани, который является самым достоверным передатчиком книги имама Малика «Аль-Муватта» и у которого учился имам Шафи'ый, а когда у имама Ахмада ибн Ханбала спросили о том, откуда у него тонкие знания, на что он ответил, что из книг Мухаммада ибн аль-Хасана аш-Шайбани.

Именно эти люди были основоположниками ханафитского фикха, И не доказывают ли нам все эти факты сильные стороны ханафитского мазхаба?

Мусульманские ученые признают, что именно Абу Ханифа является родоначальником систематизации положений по фикху так, как мы с вами привыкли его изучать сегодня. Благодаря ему мы имеем с вами разбивку по темам для облегчения его понимания.

Отличительная черта мазхаба

Еще одной отличительной чертой ханафитского фикха является практическое применение теоретических вопросов. Абу Ханифа первым применил методы казуистического исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение схоластических разработок факихов с требованиями повседневной жизни. Как утверждают ученые, этому способствовало два основных фактора:

Во-первых, это смешение культур. Мусульмане начали сталкиваться с различными культурами того времени, и это не могло не влиять на процессы повседневной жизни. В Ираке кругом были распространены традиции различных античных и иранских философских школ. Появлялись вопросы из повседневной жизни, которые требовали ответа. Были случаи, когда ученым Медины задавали вопросы, и они отказывались отвечать на них, а у ученых Басры и Куфы люди спокойно могли находить ответы на свои вопросы.

Второй фактор – менталитет иракцев. Он был склонен к тому, чтобы пытливо задавать вопросы, так как между представителями различных мировоззренческих учений, которые были широко распространены, проводились диспуты – и это было обыденным явлением того времени.

Именно эти два связующих фактора и стали причиной зарождения «фикха аль-Ифтирадый», поиска ответа на вопросы, которые не имели места быть, но могли бы свершиться. Исторически так сложилось, что это особо начало проявляться именно в Ираке и именно во времена жизнедеятельности Нугмана бин Сабита. В таких вопросах Абу Ханифа основывался именно на свой иджтихад. Особенность Абу Ханифы заключалось в том, что он никогда не торопился с принятиями хадисов – изречений пророка. Он ставил для их принятия такие условия, которые другие имамы не требовали, например, знание арабского языка в совершенстве. Опираясь на свой иджтихад Абу Ханифа умел выходить из тех ситуаций, в которых не видели выхода другие ученые. Позвольте мне привести два интересных примера:

Однажды у Абу Ханифы спросили ответ на вопрос о семейной жизни. Смысл его заключался в том, что человек поклялся именем Аллаха в месяц Рамазан прикоснуться днем, в плане любви, к своей жене. Никто из ученых того времени не смог найти ответа на этот вопрос. Абу Ханифа следуя своему иджтихаду, помог данному человеку выйти из ситуации, не нарушая клятвы. Как вы думаете, каков был ответ Абу Ханифы?
Отправиться с женой в путь и не поститься в пути, а мы все знаем, что в пути пост мусульманину держать необязательно.

Также он помог сохранить семью своего ученика Абу Юсуфа. Однажды жена Абу Юсуфа дала слово своему мужу, что не будет разговаривать с ним. На что Абу Юсуф пообещал с ней развестись, если она не заговорит с ним до утреннего намаза. Жена обиделась на реакцию своего родного мужа и заперлась у себя дома. Абу Юсуф в отчаяние пришел к своему учителю и не знал, что ему делать, так как до утреннего намаза оставалось мало времени. Абу Ханифа посоветовал Абу Юсуфу попросить своего друга сказать Азан до наступления времени восхода зари рядом с домом Абу Юсуфа, то есть чуть раньше, чем наступит время утренней молитвы. Что и было сделано. Жена, услышав азан, подумала, что она разведена и заплакала от горя, а когда зашел Абу Юсуф, его жена начала раскаиваться в совершенном деянии. Каково же было удивление жены, когда она услышала настоящий азан на намаз.

Мне вспоминается история, которая демонстрирует нам, насколько тщательно Абу Ханифа опирался на Коран, сунну Пророка Мухаммада, да благословит его Всевышний, и мнение сподвижников в своем иджтихаде. Как-то один из виднейших ученых времен сподвижников и первых мусульман, видевших этих сподвижников Суфьян Ас-Саури, спросил об Абу Ханифе у жителей Ирака, на чем основывается его методология, на что они ответили словами Абу Ханифы, который произнес: «Прежде в своем мнении я опираюсь на книгу Аллаха, а затем на изречения Пророка, после чего на мнение сподвижников, если я не нахожу в их словах ответа, то предпринимаю свое усердие в ответе на вопрос, а что касается таких известных ученых моего времени Хасана Аль-Басри и Ибн Сирина, то они люди и мы люди, я также имею свое мнение…».

Султан Ахметов

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий