вторник, 8 ноября 2011 г.

Рациональные доказательства существования Аллаха из книги «Китаб ат – тавхид» («Книга единобожия») аль-Матуриди

Первый аргумент: Бог сам открыл нам (в Коране), что Он творец всех вещей. Это откровение было передано нам достоверным образом.

Второй аргумент: ни один человек ни разу не утверждал, что он существовал извечно (кыдам), но каждый знает, что человек рождается и медленно растет.Таким образом, собственный опыт и все человеческие предания показывают, что живые существа в мире не вечны, а существуют во времени.

Третий аргумент: наше чувственное восприятие свидетельствует, что все телесные субстанции по принуждению (фарура) или по потребности (хаджа) подчинены чему- то другому. Но зависеть от другого – это характерная черта временного, потому что то, что вечно, обладает самодостаточностью (гинан тагана), т. е автаркией.

Четвертый аргумент: то же самое можно заключить из наблюдения, что существование живого и мертвого взаимообусловлено. Одно без другого немыслимо. А то, что зависит от другого, может быть только сотворенным и временным.

Пятый аргумент: все чувственно воспринимаемые вещи объединяют в себе различные и противоположные натуры (табаи мухталифа ва-мутададда), особенность которых состоит в том, чтобы избегать друг друга (танафур) и удаляться друг от друга (табауд). Если же они вопреки этому остаются вместе в одной вещи, то это может только делом рук внешнего создателя. Итак, вещи сотворены и ограничены во времени.

Шестой аргумент: мир состоит из частей (аджза ва-абад). Об отдельных частях нам известно, что они появляются после того, как их не было раньше (хадисун бада ан лам йакун), и что они растут и становятся больше. То же самое должно быть справедливым и для всего мира, так как соединение конечных частей не может быть бесконечным (гаир мутанахин).

Седьмой аргумент: в мире соседствует хорошее и плохое, малое и великое, красивое и безобразное, свет и тьма. Противоположности являются признаками изменения и исчезновения. А то, что исчезает, не может состоять из самого себя.

Восьмой аргумент: как известно разуму, тело (джисм) может находиться либо в покое (сукун), либо в движении (харака). И то, и другое не может происходить одновременно, следовательно не может происходить вечно. Покой и движение возникают попеременно, а значит, они ограничены во времени. А если невозможно представить себе тела без покоя и движения, то и все тела, то есть весь мир, должны были появиться во времени.

Девятый аргумент: к тому же, неживые тела находятся в состоянии покоя или движения не сами по себе, а потому, что н них оказывается влияние извне, и потому, что таким образом они служат потребностям (хауа идж) или пользе (манафи) других тел. Но то, что служит другим, не самостоятельно, а, значит, сотворено. И живые тела, ивлекающие пользу от не живых, тоже могут быть только сотворенными.

Десятый аргумент: изменения, которым подвергаются материальные тела, доказывают, что как они сами, так и их различные состояния, возникли во времени. Даже если – пусть несправедливо – допустить существование извечной материи, то и это ничего бы не изменило. Это бы означало, что эта материя исчезла в момент возникновения мира, в то время как мир должен был появиться в этот (уловимый во времени) момент.

Одиннадцатый аргумент: возражать нам, будто мы допускаем, что телесные субстанции (айан) продолжают неограниченно существовать в постоянно изменяющихся состояниях (т. е движении или покое, в соединении или разделении и т. д.), принципиально неверно. Тем самым смешиваются два понятийных уровня, которые следует разделять. «Ограниченность во времени» (хадас) означает, что что-то существует после того, как раньше этого не было (аль-каун бада он лям-йакун). Таким образом, «ограниченность во времени» и «извечность» (кидам) исключают друг друга по определению. Последовательная «длительность» (бока), напротив, означает, что что-то продолжает существовать в постоянно обновляющемся времени (аль – каун фи мустанаф аль-вакт), а это может происходить только с чем- либо ограниченным во времени».

Двенадцатый аргумент: кроме того, о неограниченном во времени существовании творений нам сообщает предание, так что мы просто должны себя спросить, хотим мы верить преданию или нет.

Тринадцатый аргумент: к тому же мы знаем, что всякий ряд (например, ряд чисел или причинно – следственная цепочка) должен иметь начало, но не должен иметь конца. Иначе бы ничего не существовало.

Четырнадцатый аргумент: каждое движение означает конец предыдущего движения, каждая связь – конец предшествующей. То же справедливо и для других акциденций, так что им всем присущи начало и конец. Следовательно, они могли возникнуть только во времени.

Пятнадцатый аргумент: тело может существовать продолжительно лишь потому, что ему сообщается акциденция «длительность» (бака). Чтобы стать вечным, оно должно было получить соответствующую акциденцию. Но это противоречиво само по себе, так как акциденции (арад) являются временными по определению, и акт сообщения тоже может быть только временным.

Шестнадцатый аргумент: нам не известно ни одного письма без того, кто его пишет, и ни одного разделения без того, кто разделяет. То же самое можно сказать о соединении, движении, покое и обо всем остальном в мире. Следовательно, за каждым событием стоит его творец, так что мир тоже обусловлен, то есть сотворен.

Семнадцатый аргумент: каждая часть чувственного материального мира в отдельности дает понять тому, кто мыслит, что она не вечна, а произведена во времени. Не может быть неправильным думать об этом. Иначе бы мы совсем не получили такой способности.

Автор:Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий