среда, 9 ноября 2011 г.

Досточтимая Марьям

Досточтимая Марьям – мать пророка Исы (а.с.) – является единственной женщиной, упоминаемой в Священном Коране по имени. Ее имя проходит в общей сложности в тридцати четырех местах, в одном из них в виде местоимения, в двенадцати сурах Священного Корана. Но главное тут даже не в том, сколько раз ее благородное имя упоминается. Тут более важно то, что во многих аятах, которые ниспосылались в разные периоды времени, говорится о досточтимой Марьям. А в Новом Завете имя благородной матери пророка Исы (а.с.) упоминается девятнадцать раз1.

Имя Марьям дала ей ее мать. Хотя и высказывались мнения, что это имя использовалось в значениях «нежелающая, оставляющая место пребывания»2, и «прислуживающая»3, но мнение о том, что это имя в арамейском языке того периода означало «поклоняющаяся»4, представляется более разумным.

Отдача под опеку досточтимого Закарии
В аятах и хадисах неоднократно подчеркивается благородность ее семьи, ее избранность и многие ее личные добродетели. Одних только аятов Священного Корана достаточно для того, чтобы выразить степень ее избранности. Во-первых, по ее отцу Имрану, она происходит из очень знатной семьи. Во-вторых, ее мать является примером благочестия и праведности, чья молитва была принята Всевышним Творцом. Действительно, досточтимая Марьям является плодом ее молитвы Всевышнему, и в соответствии с обетом в этой молитве, она еще маленькой была отдана в храм для богослужения.

Она была еще маленькой, когда отошел в вечный мир ее благородный отец5. И тогда многие выразили желание стать ее опекуном, ибо опекать досточтимую Марьям было почетным долгом для них. В итоге, эта почетная обязанность досталась досточтимому Закарие6. Священный Коран так передает это событие: «Ты не был среди них, когда они бросали свои каламы, чтобы решить жребием, кто из них будет опекать Марьям. И ты не был среди них, когда они препирались» (Св. Коран, 3:44).
В Священном Коране, сразу после упоминания о том, как Аллах дарует досточтимой Марьям ее пропитание, приводится молитва досточтимого Закарии. Из этой мольбы досточтимого Закарии мы понимаем, что он постарел. Это означает, что он уже не может дальше опекать досточтимую Марьям. На основе этих его слов передавались некоторые слабые предания, что человеком, выигравшим жребий опекать досточтимую Марьям, был не досточтимый Закария, а священник по имени Джурейдж, или Юсуф7, или его родственник по имени Юсуф8. Но ни одно из этих преданий не имеет под собой основания. Ибо Всевышний Творец упоминает, что он отдал досточтимую Марьям под опеку досточтимого Закарии, чтобы он защищал ее и заботился об ее образовании9.

Пропитание без ограничения
Досточтимый Закария сделал для досточтимой Марьям михраб,10 чтобы она могла поклоняться своему Господу11. В период всего ее пребывания там Всевышний Аллах одаривал ее пропитанием без ограничения. Известно также, что когда она родила досточтимого Ису (а.с.), им было чудесным образом даровано пропитание в виде свежих фиников и воды. Священный Коран передает, что при каждом своем посещении ее покоев досточтимый Закария находил при ней пропитание: «Каждый раз, когда Закария входил к ней в покои, находил при ней пропитание и однажды спросил: «О Марьям! Откуда у тебя это?» Она ответила: «Это – от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения» (Св. Коран, 3:37)12. Также существуют достоверные предания, в которых говорится, что подобный случай произошел и с досточтимой Фатимой – дочерью Пророка Мухаммада (с.а.с.)13.
Передается, что и в христианских источниках есть сведения о том, как досточтимой Марьям было даровано пропитание14. Но упоминаемые сведения должны, скорее всего, быть в апокрифических текстах, т.е. в произведениях, не включенных в канонический текст Библии и отвергаемых церковью как недостоверные. Ибо в Новом Завете, до момента прихода ангела и его провозвещении о даровании ей пророка Исы (а.с.), не встречается упоминания о жизни досточтимой Марьям. В противоположность этому, в апокрифических текстах существуют некоторые сведения о раннем периоде жизни досточтимой Марьям. Например, встречаются различные сведения о месте ее рождения, и есть также примерные предположения о дате ее рождения. В Протоевангелии, являющимся апокрифическим текстом, даются некоторые дополнительные сведения15, которых никак не найти в канонических текстах (признаваемых церковью).

Пребывание в храме и сознание рабства перед Богом
В период опекунства досточтимого Закарии над досточтимой Марьям она росла под беспрестанной защитой и помощью Всевышнего Творца и с каждым проходящим днем увеличивала свои поклонения Господу. Особое положение, которое занимала досточтимая Марьям, так описывается в Священном Коране: «[Вспомни, Мухаммад,] как ангелы сказали: «О Марьям! Воистину, Аллах избрал тебя, очистил [в вере] и возвысил над женщинами миров. О Марьям! Будь покорной Господу твоему, падай ниц и поклоняйся вместе с теми, кто поклоняется» (Св. Коран, 3:42-43)16.
Упоминаемое в данном аяте выражение «очистил тебя» толковалось с таких разных точек зрения, как «очищение от неверия и греха», «очищение от крови после месячных и родов, избавление от физических недостатков» и «очищение от прикосновения мужчины». Иными словами, тут указывается на духовное, нравственное и физическое очищение. Выражение «над женщинами миров» почти все толкователи Священного Корана понимают как «над всеми женщинами своего времени»17. В толкованиях также присутствуют и детали, связанные с ее поясным поклоном, земным поклоном и вообще формой ее богослужения. Но важнее всего было то, что досточтимая Марьям беспрекословно повиновалась божественному приказу: «Будь покорной Господу твоему, падай ниц и поклоняйся вместе с теми, кто поклоняется». И ведь она не только повиновалась, она повиновалась всей душой своей, всем существом! И это очевидно из следующего аята: «[Назидательным примером служит] также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла свое лоно. Мы вдули в него частицу Нашего духа, и она приняла как истину слова своего Господа и Его писаний, и была она покорной Ему» (Св. Коран, 66:12).

Священный Коран также свидетельствует о том, что она является праведной женщиной.18.

Превосходство над всеми женщинами миров
Аят о превосходстве досточтимой Марьям над всеми женщинами миров19 можно найти почти во всех толкованиях Священного Корана. Также есть некоторые хадисы, изложенные во многих местах в Кутуб-и Тис’а. В этих хадисах благословенный Пророк сказал следующее о добродетели досточтимой Марьям:

1. «Самой добродетельной из всех женщин своего времени была Марьям,20 дочь Имрана, а самой добродетельной женщиной этой уммы является Хадиджа, дочь Хувайлида»21.

2. «Многие из мужчин достигли зрелости (совершенства). А из женщин никто не достиг зрелости, кроме Марьям, дочери Имрана, и Асии, жены Фирауна. Превосходство досточтимой Аиши над женщинами подобно превосходству тирида (мясное блюдо) над всеми другими блюдами»22.

3. «Каждого новорожденного ребенка в момент рождения обязательно подергивает шайтан. Ребенок кричит и плачет от беспокойства, причиняемого им. Досточтимая Марьям и ее сын, пророк Иса (а.с.), защищены от этого беспокойства»23. Некоторые передатчики этого хадиса передают со слов Абу Хурайры, что это было особой милостью, дарованной досточтимой Марьям и ее сыну пророку Исе (а.с.), и это является ответом Всевышнего на мольбу матери досточтимой Марьям: «Я молю Тебя, о Господь, о ее защите и защите ее потомков Тобой от зла проклятого шайтана!»24

4. «В качестве примера тебе достаточно знать досточтимую Марьям, досточтимую Хадиджу, досточтимую Фатиму и досточтимую Асию с точки зрения добродетельности и служения религии25.

5. «Самые добродетельные женщины рая – это досточтимая Хадиджа, досточтимая Фатима, досточтимая Асия и досточтимая Марьям»26.

6. «Фатима является госпожой женщин рая. Если, конечно, не считать возвышенного состояния досточтимой Марьям»27.

7. «Женщины курайшитов являются самыми добродетельными женщинами. Они умело ездят на верблюдах, полны любви и нежности к детям, и внимательны в защите имущества мужа»28. Передается, что Абу Хурайра говорил следующие слова, когда он передавал этот хадис: «Марьям, дочь Имрана, никогда не садилась на верблюда». И это является самым важным преданием, связанным с добродетелью досточтимой Марьям. Согласно Навави и Ибн Хаджару, целью слов Абу Хурайры не было подчеркивание того, что досточтимая Марьям садилась или не садилась на верблюда. Он использовал это выражение, чтобы пояснить, что у нее были особые, личные добродетели29. Иными словами, он хотел указать на то, что езда женщины на верблюде не делает ее добродетельной. Ибо досточтимая Марьям добродетельна, хотя она и не ездила на верблюде. Значит, она обладает личными достоинствами, каких нет у других».

Как видно из этого, толкователи хадисов и ученые, занятые пояснением хадисов, отталкиваясь от этих преданий, сделали разные оценки о порядке перечисления вышеупомянутых женщин по степени их благодетели. Тут следует обратить внимание на одну общую характеристику во всех этих преданиях: досточтимая Марьям является общим героем во всех преданиях, где все остальные лица меняются. Даже одного этого обстоятельства достаточно для показа ее добродетели.

Есть люди, считающие досточтимую Марьям пророком
Некоторые ученые, отталкиваясь от вышеперечисленных преданий, пришли к выводу, что среди ниспосланных пророков были и женщины. Из-за этого возникли различные мнения по двум вопросам: Были ли женщины-пророки, в общем? И в частности, была ли досточтимая Марьям пророком? Ученые, которые придерживаются мнения, что досточтимая Марьям была пророком, пришли к такому выводу на основе следующих обстоятельств: В суре «Марьям» Священного Корана при перечислении имен многих пророков упоминается имя и досточтимой Марьям, и в конце этого перечисления говорится следующее: «Все они принадлежат к тем, кого облагодетельствовал Аллах из числа пророков потомков Адама, из тех, которых Мы переправили [через пучину] вместе с Нухом, из числа потомков Ибрахима, Исраила, тех, кого Мы направили на прямой путь и кого избрали. Когда им читают аяты Милостивого, они падают ниц и бьют челом, рыдая» (Св. Коран, 19:58). То, что ангел приносил ей откровение; ее одаренность необычными вещами; избрание Аллахом, очищение и возвышение над всеми женщинами миров; использование в преданиях слова «достигла зрелости (совершенства)»; и ее признание госпожой женщин рая30. Но общепризнанным мнением является то, что женщин, как пророков, не ниспосылалось31.

Среди христиан также есть некоторые теологи, которые считают досточтимую Марьям пророком. В общем, в христианстве признается, что досточтимая Марьям стоит на степень ниже пророка Исы (а.с.), но выше остальных женщин и всех праведников32. Также в христианской литературе приводится много возвышающих ее выражений, где подчеркиваются ее такие добродетели, как послушание, терпение, скромность, набожность, вера, надежда, чувство сострадания, целомудрие и т.д.33

Пример целомудрия
В Священном Коране следующим образом описывается момент, когда она забеременела пророком Исой (а.с.):

«Ангелы сказали: «О Марьям! Воистину, Аллах словом Своим сообщает тебе радостную весть: [ты родишь сына]. Имя его Масих «Иса», сын Марьям. [Он будет] почитаем в этом и будущем мире и приближен [к Аллаху]. Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и взрослым будет он из числа праведников». Она сказала: «Господи! Как может быть у меня ребенок, ведь не касался меня ни один мужчина». Сказал [ангел]: «Именно так! Аллах создает то, что пожелает. Когда Он решит, чтобы какое-либо дело [свершилось], то Он только скажет: «Свершись!» и оно свершается» (Св. Коран, 3:45-47)34.

А в суре «Марьям», где этот вопрос излагается более пространно, рассказывается о том, как она забеременела, родила и как развивались последующие события:

«Помяни [, Мухаммад,] в Писании (т. е. Коране) Марьям, о том, как она ушла от своих родных в восточном направлении [от дома] и укрылась от них за завесой. Мы послали к ней дух Наш, и он воплотился пред ней в пригожего человека. Она сказала: «Воистину, я уповаю в защите от тебя на Милостивого [Господа], если ты богобоязнен». [Джибрил] ответил: «Воистину, я – только посланник Господа твоего и пришел даровать тебе пречистого мальчика». [Марьям] воскликнула: «Как может у меня родиться мальчик, если меня не касался мужчина, и не была я блудницей?» [Джибрил] сказал: «Так оно и будет. Твой Господь изрек: «Это для Меня не представляет труда. [И это ради того,] чтобы [твой сын] был для людей знамением и милостью от Нас». Это было уже решенное дело. [Марьям] забеременела им (т.е. Исой) и удалилась с ним подальше [от людей]. Она подошла к стволу пальмы и, не в силах терпеть родовые схватки, воскликнула: «Как бы я хотела умереть раньше и быть навсегда забытой!» Тогда [Иса] воззвал из лона: «Не тревожься, твой Господь заставил течь возле тебя ручей. Так [пригни] к себе ствол пальмы и потряси его – на тебя посыплются свежие финики. Ешь, пей и радуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: «Воистину, я дала Милостивому обет поститься и не стану сегодня ни с кем говорить». [Марьям] пришла к своим родным, неся [новорожденного]. Они сказали: «О, Марьям! Ты совершила беспримерную оплошность. О, сестра Харуна! За твоим отцом не водилось дурных склонностей, да и мать твоя не была женщиной распутной…». Она показала на младенца, и они спросили: «Как мы можем разговаривать с дитятей в колыбели?» [Иса] сказал: «Воистину, я – раб Аллаха. Он даровал мне Писание и послал пророком. И где бы я ни был, Он сделал меня благословенным [для людей], вменил мне в обязанность молитву и искупительную милостыню, пока я буду жив; сделал меня почтительным к матери моей, и Он не создал меня не внемлющим [Господу своему], лишенным [Его] благословения. И будет мне покой и в день, когда я родился, и в день смерти, и в [Судный] день, когда буду воскрешен к жизни» (Св. Коран, 19:16-33)35.

С другой стороны, Всевышний Творец объявляет, что сделал досточтимую Марьям и ее сына, пророка Ису (а.с.) знамением для миров и поселил их в укромном месте на холме, где протекал ручей36. И действительно, Всевышний Творец напоминает пророку Исе (а.с.) как об этой, так и других дарованных ему и его матери милостях: «О, Иса, сын Марьям! Помни о милости, которую Я оказал тебе и твоей матери» (Св. Коран, 5:110).

Хотя и существует много преданий и толкований, в частности, толкований преданий и пояснений хадисов, передающих даже самые мельчайшие детали о беременности и протекании родов досточтимой Марьям37, в этой статье мы не будем останавливаться на них. Ибо в этом вопросе важнейшим обстоятельством является то, что в этом процессе беременности и родах досточтимой Марьям есть и стороны, о которых мы не можем знать.

Вкратце, важнейшей истиной о процессе беременности досточтимой Марьям, которую невозможно проигнорировать, является следующее: Досточтимая Марьям, представляющая собой эталон целомудрия, будучи девственницей, забеременела как проявление чуда Всевышнего Творца38. В Священном Коране особенно подчеркивается, что досточтимая Марьям сохранила свою невинность и честь:

«Помяни также ту, которая сохранила свое целомудрие (Марьям). Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибриля) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (Св. Коран, 21:91). «Для тех, кто уверовал, привел Аллах как назидательный пример также Марьям, дочь Имрана, которая сберегла свое лоно. Мы вдули в него частицу Нашего духа, и она приняла как истину слова своего Господа и Его писаний, и была она покорной Ему» (Св. Коран, 66:12).

В Священном Коране говорится, что каждое произнесенное слово, которое не соответствует вышеприведенным словам, является большой клеветой на нее и тот, кто клевещет на нее, будет наказан бедами, и сердце его будет запечатано39.

Ее смерть и могила
В аятах и хадисах не приводится никаких разъяснений о смерти и могиле досточтимой Марьям. Подробности по этому вопросу в основном основаны на христианских источниках или некоторых исторических источниках. Их не найти в синоптических Евангелиях (от Матфея, Марка, Луки). Только в Евангелии от Иоанна можно найти сведения о чуде Кана досточтимой Марьям40 и событии с крестом41. В «Деяниях пророков» указывается, что после вознесения на небеса пророка Исы (а.с.) досточтимая Марьям молилась вместе с апостолами,42 но в Евангелиях нет никакой информации о ее последующей жизни, смерти, возрасте и внешнем виде.

Помимо предположения, что в момент ухода из этого мира пророка Исы (а.с.) ей было около пятидесяти лет, обсуждались также и предположения, что она умерла в возрасте пятидесяти шести, семидесяти, семидесяти двух лет или же в очень престарелом возрасте. Также темами споров были такие вопросы, как «где и как она умерла, где захоронена, была ли она захоронена или вознесена на небеса»43. Оставим все эти споры в стороне и скажем, что сведения о продолжении ее жизни в поклонении Всевышнему Творцу44 более подходят для ее общего профиля.

Хотя христианские источники утверждают, что нет сведений о месте захоронения досточтимой Марьям, все-таки существуют разные предположения, что ее могила может находиться в Иерусалиме, Эфесе или Антакии. В Эфесе нет места, указывающего на то, что это ее могила. Но в Иерусалиме есть две церкви, одна в ущелье Джеошафат (или Кедрон) между горой Зейтин и холмом Храма, а вторая в саду Джесмании,45 которые, по утверждениям, являются местами, где она может быть захоронена. Есть и мнения, утверждающие, что она захоронена на горе Синай46. А Ибн Асакир, историк-специалист по истории Шама, утверждает, что могила досточтимой Марьям находится на кладбище аль-Фарадис в Шаме47.

Сноска
1 Тумер. Досточтимая Марьям в христианстве и исламе, с. 65.
2 Абу Бакр ар-Рази. Мухтарус-Сихах I. с. 112.
3 Wensinck, A.J. Meryem. MEB IA, VII, 781-782; Тумер, с. 153.
4 Замахшари, I, 142; Багави, I, 295; Байдави, II, 31.
5 Хаким, Мустадрак, II, 646; Табари, III, 235; Замахшари, I, 142.
6 См. Св. Коран, 3:37, 44; также см., Ибн Хишам, III, 121; Табари, III, 242-244.
7 Ибн Хишам, III, 121; Schleifer, Aliah. Досточтимая Марьям ислама, с. 35.
8 Ибн Кясир, Бидая I, 68; Алуси, III, 165; XVI, 80.
9 См. Св. Коран, 3:37; также см. Табари, III, 241-244; Куртуби, IV, 71-86.
10 Здесь слово михраб дается в значении «место для отдыха и поклонения, самое почетное и святое из таких мест, место борьбы с шайтаном». Ибн Манзур, Лисануль-Араб. Часть «х-р-б». (I, 306).
11 Табари, III, 245; Вахиди, I, 208; Байдави, II, 34.
12 Также см. Табари, III, 244-246; Багави, I, 297; Фахруддин ар-Рази, VI, 283.
13 Замахшари, I, 143; Ибн Кясир, I, 361.
14 Wensinck, VII, 784; Тумер, стр. 157.
15 Тумер, с. 68-69.
16 Также Новый Завет, Евангелие от Луки 1:26-28; 41-42.
17 Табари, III, 262-264; Вахиди, I, 210.
18 Св. Коран, 5:75. В данном аяте слово «сыддыка» означает «надежная, честная, искренняя в вере и религии, подтверждающая правоту своих слов своими деяниями». Ибн Манзур. Часть «с-д-к», X, 193.
19 Св. Коран, 3:42-43.
20 Такие ученые как Кади Ияз и Куртуби поняли это в более общем смысле и истолковали это выражение как «над всеми женщинами всего мира». Навави, Шерху Муслим XV, 198; Авни, Умдатуль-кари XVI, 23.
21 Бухари, Анбия 45; Муслим, Фадаиуль-сахаби 69.
22 Бухари, Анбия 32, 46; Муслим, Фадаилус-сахаби 70.
23 Бухари, Бедуль-халк 11; Муслим, Фадаил 146, 147.
24 Бухари, Анбия 44; Муслим, Фадаил 146.
25 Тирмизи, Манакиб, 61; Ахмад бин Ханбаль, III, 135.
26 Ахмад бин Ханбаль, I, 293, 316, 322.
27 Тирмизи, Манакиб, 60, 63; Ахмад бин Ханбаль, III, 64, 80.
28 Бухари, Анбия 46; Муслим, Фадаилус-сахаби, 201.
29 Навави, XVI, 80; Ибн Хаджар, VI, 473-474, IX, 125.
30 Навави, XV, 198; Айни, XV, 308.
31 Навави, XV, 198; Байдави, II, 38; Ибн Касир, II, 82; Айни, XV, 308. Люди, которые придерживаются данного мнения, основывают свое мнение на следующих аятах: «И задолго до тебя Мы направляли [посланниками] с откровением только [смертных] мужей из их же селений» (Св. Коран, 12:109), «До тебя [, о Мухаммад,] Мы посылали посланниками только [смертных] мужей, которым внушали откровение. Если вы не знаете этого [, о неверные,] то спросите людей Писания» (Св. Коран, 16:43) и «Мы и до тебя [, о Мухаммад,] отправляли посланниками только мужей, которым внушали откровения. Спросите знатоков [Таурата и Инджила], если вы не знаете этого» (Св. Коран, 21:7).
32 Тумер, с. 47, 96.
33 Тумер, с. 95-98.
34 Также см. Св. Коран, 19:20-22; 66:12. Новый Завет, Евангелие от Луки, 1:26-38.
35 Также см. Св. Коран, 3:47; 66:12. Новый Завет, Евангелие от Луки, 1:34.
36 Wensinck, VII, 781. Западный исследователь Wensinck говорит, что пятидесятый аят суры 23 (Верующие), который был ниспослан ранее, можно считать первым намеком на то, что досточтимая Марьям родит пророка Ису (а.с.).
37 Schleifer, с. 33-51; Тумер, с. 157-163.
38 См. Св. Коран, 3:47; 19:20; 21:91; 66:12. Также см. Ахмад бин Ханбаль, I, 202, 461, V, 291; Таялиси, Муснад, стр. 46; Абд бин Хумайд, Муснад, с.193.
39 См. Св. Коран, 4:155-158.
40 Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 2:1-11.
41 Новый Завет, Евангелие от Иоанна, 19:25-27.
42 Новый Завет, Деяния пророков, 1:14.
43 Для множества предположений по этой теме см. Тумер, 78-83; Schleifer, стр.53; Wensinck, VII, 783, 785; Табари, Тарих, I, 585; Хаким, II, 651.
44 Schleifer, стр. 52; Тумер, 31.
45 Как передают Евангелии, этот сад является местом, куда пророк Иса (ас.) пришел, чтобы помолиться, перед тем как его схватили. Новый Завет, Евангелие от Матфея, 17:1-3; Новый Завет, Евангелие от Марка, 14:32-42; Новый Завет, Евангелие от Луки, 22: 39-46.
46 Тумер, стр. 84-93; Schleifer, с. 54.
47 Ибн Асакир, Тариху Димашк II, 337, 411.

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий