понедельник, 28 ноября 2011 г.

Примеры понимания сунны Абу Ханифой в вопросе молитвы

Вопрос: У вечерней (магриб) молитвы есть два времени, начальное и конечное. Малик и аш-Шафии по этому поводу утверждают, что у этой молитвы только одно время и приводят слабые хадисы. Мы же приводим достоверный хадис от пророка саллялЛаху алейхи ва саллям: «Воистину у каждой молитвы есть начальное и конечное время», после чего пророк саллялЛаху алейхи ва саллям перечисляет, когда и какая молитва читается. В другом хадисе приводится, что один из мусульман спросил у пророка саллялЛаху алейхи ва саллям о времени молитв, и пророк саллялЛаху алейхи ва саллям сказал ему: «Поживи немного вместе с нами. В первый день пророк саллялЛаху алейхи ва саллям велел Билялю радыялЛаху анх произнести камат на вечернюю молитву, когда скрылось солнца, а на второй день, незадолго до завершения шафака, а после этого[1] велел, призвать на ночную (иша) молитву. После этого пророк саллялЛаху алейхи ва саллям спросил: «Где тот, кто спрашивал о времени молитв? Знайте, молитва совершается в промежутке между этими двумя моментами», ат-Тирмизи сказал, что это хороший достоверный хадис. В риваяте Муслима сказано: «Ее время между этими двумя моментами». В другом хадисе от Муслима сказано, что пророк саллялЛаху алейхи ва саллям совершал все молитвы в один из двух моментов. Еще в одном хадисе сказано: «Если вам подали ужин, то употребите его перед вечерней молитвой, не спешите ее читать», приводится у обоих имамов.

Вопрос: Предпочтительность совершения утренней молитвы после того, как немного рассветет. Аш-Шафии утверждает, что более предпочтительно читать эту молитву в предрассветных сумерках. В доказательство своей позиции он приводит хадис о том, что кто-то спросил у пророка саллялЛаху алейхи ва саллям: «Какое из деяний считается наилучшим?» и он ответил: «Своевременное совершение молитвы». Хотя данный хадис и приводится у обоих имамов, доводом он не является, ведь речь идет о более предпочтительном времени. В другом хадисе, не приведенном у двоих известных имамов, сказано: «Начало времени – это довольство Аллаха, а конец – это Его прощение», данный хадис не является достоверным, и даже приводится в числе выдуманных. Еще в одном хадисе, от Айши, сказано: «Верующие женщины, завернувшись в свои плащи, совершали молитву вместе с пророком саллялЛаху алейхи ва саллям, а затем возвращались домой, и никто не мог их узнать в предрассветных сумерках», этот хадис также не является доводом. Да, мы не отрицаем, что в это время тоже можно читать утреннюю молитву, но ведь речь то идет о более предпочтительном времени. Еще в одно хадисе сказано: «Пророк саллялЛаху алейхи ва саллям совершал добровольные молитвы утром, когда мы уже узнавали сидящих по соседству с нами». Однако, данный хадис является доводом в нашу пользу, а кроме него мы можем привести хадис, где сказано: «Совершайте утреннюю молитву, когда немного просветлеет, в этом случае ваша награда будет больше». Ат-Тирмизи сказал, что это достоверный хадис. Хадис имеет очень ясный смысл, поэтому и действие согласно его указаниям является более предпочтительным.

Вопрос: Мы утверждаем, что средняя (аль-вуста) молитва – это предвечерняя (аль-аср), а имам аш-Шафии утверждает, что это утренняя молитва. В доказательство своей позиции он приводит хадис пророка саллялЛаху алейхи ва саллям: «Заботьтесь о своевременности своих молитв, и средней молитвы, и предвечерней молитвы (аль-аср)». В достоверном хадисе от Муслима сказано: «Заботьтесь о своих молитвах и предвечерней молитве», позднее эти хадисы были отменены аятом «Будьте внимательны [к совершению вовремя] обрядовых молитв, и [особенно] средней молитвы. Стойте перед Аллахом смиренно» 2:238. Мы же приводим хадис из достоверного сборника Муслима, в котором сообщается о том, как язычники устроили шпионские атаки против мусульман во время предвечерней молитвы, и пророк саллялЛаху алейхи ва саллям, с гневом, сказал: «Они отвлекли нас от средней молитвы, да наполнит Аллах их чрева и могилы огнем». Также передается, что пророк саллялЛаху алейхи ва саллям в день битвы у рва сказал: «Да наполнит Аллах огнем их дома и могилы, ведь они отвлекли нас от средней предвечерней молитвы, и солнце успело сесть», приводится у обоих имамов.

Вопрос: «Бисмиллях»[2] не является частью коранических сур. Имам Ахмад считает, что она является аятом из суры «аль-Фатиха», а имам аш-Шафии считает, что она является первым аятом каждой из сур Корана. В доказательство своих слов он приводит слабые хадисы, которые не могут считаться доказательством. Мы же опираемся на хадис пророка саллялЛаху алейхи ва саллям, где сказано: «Аллах сказал: «Я разделил молитву между Собой и Своим рабом на две части и дарую Своему рабу то, что он просит. Если Мой раб скажет: «Хвала Аллаху господу миров», то Аллах ответит: «Мой раб восхвалил Меня»», приводится только у Муслима. В другом хадисе, приведенном у Муслима и аль-Бухари от Анаса радыялЛаху анх сказано: «Я совершал молитвы и за пророком саллялЛаху алейхи ва саллям, и за Абу Бакром радыялЛаху анх, и за Умаром радыялЛаху анх, и за Усманом радыялЛаху анх, ни один из них в молитве, ни читал «Бисмиллях» вслух», а в другом варианте: «ни один из них не начинал «аль-Фатиху» словами «Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего»». Ад-Даркутни по этому поводу сказал: «Среди риваятов от пророка саллялЛаху алейхи ва саллям о чтении «Бисмиллях» вслух нет ни одного достоверного, а среди риваятов от сподвижников есть и достоверные и слабые.

Вопрос: В отличие от имама Ахмада и аш-Шафии мы заявляем, что молитва без прочтения аль-Фатихи является действительной. Они в доказательство своей позиции приводят хадис: «Нет молитвы у того, кто не прочел в ней аль-Фатиху», приводится у обоих имамов. В другом риваяте от Муслима сказано: «Она подобна выкидышу, с его недостатками». Мы же опираемся на хадис, приведенный в обоих достоверных сборниках, согласно которого пророк саллялЛаху алейхи ва саллям, обучая одного человека молитве, сказал: «Произнеси такбир[3], а затем читай из Корана то, что тебе легко». Использование этого хадиса является более предпочтительным поскольку он соответствует аятам Корана. Что же касается хадисов, приведенных ими, то они лишь сообщают о том, что молитва имеет изъян. Да, мы признаем, что чтение аль-Фатихи в молитве является ваджибом, но ведь оставление ваджиба не портит молитву, она портится только при оставлении фарза. Тем более, что наша позиция подкрепляется вторым хадисом наших оппонетов: «Она подобна выкидышу, с его недостатками», то есть она имеет изъян. Мы придерживаемся этого мнения и считаем его более предпочтительным, поскольку оно согласует в себе все хадисы, а также коранический аят.

Вопрос: Лучшим ташаххудом по нашему мазхабу является ташаххуд Ибн Масгуда радыялЛаху анх, который выглядит следующим образом: «ат-Тахияту лилляхи вас-салавату ват-тайибату ас-саламу аляйка айюха ан-набию ва рахматуллахи ва баракатуху…» и так далее, этот вариант ташаххуда приводится в обоих достоверных сборниках. Аш-Шафии сказал, что лучшим ташаххудом является ташаххуд Ибн Аббаса радыялЛаху анх, который выглядит следующим образом: «ат-Тахияту ал-мубаракату ас-салавату лилляхи…» и т.д., ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис хороший, но странный (гариб)», поэтому более предпочтительным является следование хадису, приведенному нами. Кроме этого ат-Тирмизи сказал: «Наиболее достоверными хадисами о ташаххуде являются хадисы от Ибн Масуда, с этим согласны большинство ученых из числа сподвижников и табигинов».

Вопрос: Если молящийся начал сомневаться относительно числа совершенных ракаатов, то ему необходимо исследовать это сомнение[4], если ему не удастся найти наиболее вероятное число, то следует продолжать молитву, на основе того числа ракаатов, относительно которого он уверен[5]. Аш-Шафии по этому поводу сказал, что нет необходимости делать исследование, а следует сразу же прибегнуть к числу, относительно которого есть уверенность. В доказательство своей позиции он приводит хадис пророка саллялЛаху алейхи ва саллям: «Если кто-либо во время молитвы забыл число совершенных ракаатов и не знает, совершил он один или два, то пусть выберет один, если не знает два или три, то пусть выберет два, если не знает три или четыре, то пусть выберет три, в любом случае пусть в конце молитвы совершит два дополнительных земных поклона», ат-Тирмизи сказал: «Это достоверный хадис». В другом хадисе сказано: «Если кто-либо из вас сомневается относительно числа совершенных ракаатов, то пусть прибегнет к уверенности» приводится только у Муслима. Мы же отдаем предпочтение хадису: «Если кто-либо из вас во время молитвы засомневался относительно числа совершенных ракаатов, то пусть он ищет истину» приводится в обоих достоверных сборниках, а, следовательно, более предпочтителен.

Вопрос: Во время нахождения солнца в зените запрещается совершать добровольные молитвы. Аш-Шафии по этому поводу сказал, в пятницу в это время добровольные молитвы разрешены. Он ссылается на хадис: «Не желательно совершение молитвы в полдень, кроме пятницы». Абу Дауд сказал, что этот хадис мурсал, а Абу Халиль, один из передатчиков этого хадиса, никогда не встречался с Катадой. Мы же отдаем предпочтение хадису о том, что пророк саллялЛаху алейхи ва саллям запретил совершать молитву в это время, этот хадис приводится в обоих достоверных сборниках.

Вопрос: Чтение дуа кунут в утренней молитве не является сунной. Аш-Шафии заявляется, что его чтение является сунной, и в доказательство своей позиции приводит недостоверные хадисы. Мы же опирается на хадис от Анаса: «Пророк саллялЛаху алейхи ва саллям в течение месяца читал дуа кунут после рукуа, проклиная в нем арабские племена, но позднее перестал это делать», приводится в обоих достоверных сборниках.

Вопрос: Наиболее предпочтительным является чтение дуа кунут перед рукуом, точно такого же мнения придерживается и Малик. Что же касается имама Ахмада и аш-Шафии, то они считают, что после рукуа, и в доказательство своей позиции приводят хадис от Анаса: «Пророк саллялЛаху алейхи ва саллям в течение месяца читал дуга кунут после рукуа», приводится в обоих достоверных сборниках. Мы же отдаем предпочтение хадису, где сказано, что Асым аль-Ахваль спросил у Анаса: «Когда читается кунут до рукуа или после него?» и Анас ответил: «Перед рукуом». Асым сказал: «Они говорят, что пророк саллялЛаху алейхи ва саллям читал его после рукуа», Анас ответил: «Они лгут», приводится в обоих достоверных сборниках. В целях устранения разногласия хадисов мы заявляем, что кунут после рукуа совершался в утренней молитве, а до рукуа во время молитвы витр, что касается первого риваята, то Анас радыялЛаху анх отверг его.

Вопрос: Разрешается совмещение молитв в Арафате, и не разрешается во время путешествия. Аш-Шафии сказал: «Разрешается совмещение молитв и в путешествии и вне его», Ахмад сказал: «Разрешается во время путешествия». В доказательство своей позиции они приводят хадис о том, что пророк саллялЛаху алейхи ва саллям, выходя в путешествие до поднятия солнца, отсрочивал дневную молитву до времени предвечерней, а затем читал их совместно. Если же он не успевал выйти в путь ранним утром, то вначале читал дневную молитву, а затем выходил в путь. В другом хадисе, от Ибн Аббаса радыялЛаху анх, передается: «Пророк саллялЛаху алейхи ва саллям попарно совмещал молитвы, вечернюю и ночную, дневную и предвечернюю», приводится в обоих достоверных сборниках. Однако, эти хадисы не могут служить в качестве довода, в первом сказано, что пророк саллялЛаху алейхи ва саллям откладывал дневную молитву до предвечерней, то есть читал дневную в конце ее времени, а предвечернюю в самом начале ее времени. Наше мнение подтверждается и тем фактом, что ученые единогласно не допускают совмещение утренней и дневной молитв. Мы же опираемся на хадис от Ибн Масуда: «Пророк саллялЛаху алейхи ва саллям всегда совершал молитвы вовремя, только однажды он совместил вечернюю и ночную молитвы, и в тот же день совершил утреннюю раньше ее времени», приводится в обоих достоверных сборниках.

Вопрос: Согласно нашего мазхаба, ни до, ни после праздничной молитвы, не совершаются добровольные. Точно такого же мнения придерживался Ахмад, а аш-Шафии сказал: «Совершаются». Мы опираемся на хадис о том, что пророк саллялЛаху алейхи ва саллям совершил праздничную молитву праздника разговения, но ни до, ни после нее не совершал добровольной молитвы. Этот риваят принадлежит Ибн Аббасу. В другом риваяте, от Ибн Умара сказано: «Пророк саллялЛаху алейхи ва саллям совершил праздничную молитву и ничего не читал ни до нее, ни после: «ат-Тирмизи сказал, что оба эти хадиса достоверные.

Вопрос: Молитва по умершему не совершается во время восхода солнца, во время зенита и во время захода. Такого же мнения придерживался Ахмад, а аш-Шафии сказал, что это допустимо. Мы в данном вопросе опираемся на хадис Укбы бин Амира: «Есть три времени, когда пророк саллялЛаху алейхи ва саллям запретил нам совершать молитвы и хоронить покойных», приводится только у Муслима.

Вопрос: Не желательно садиться до тех пор, пока не будут опущены на землю носилки с покойным. Такого же мнения придерживался Ахмад, а аш-Шафии сказал, что это не является нежелательным поступком. Наша позиция основывается на хадисе: «Если вы увидели носилки с усопшим, то встаньте и следуйте за ними, и не садитесь до тех пор, пока носилки не будут опущены на землю», приводится в обоих достоверных сборниках.

[1] Т.е. после совершения вечерней молитвы – п.п.

[2] Слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милующего» – п.п.

[3] Слова «Аллах велик» – п.п.

[4] То есть постараться вспомнить, либо число ракаатов, либо какой-либо отличительный признак в молитве, по которому он сможет восстановить число совершенных ракагатов – п.п.

[5] Т.е. взять минимум, например, если сомнение между 2-мя и 3-мя ракагатами, то за основу следует взять 2 ракагата – п.п.

из книги «ал-Интисар ва ат-тарджих лил-мазхаб ас-сахих» автор Абу Мазфар Джамалуддин Юсуф бин Фаргал бин Абдулла аль-Багдади (ум. 654г. (1256г.)

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий