воскресенье, 5 июня 2011 г.

Отрицание мазхабов – мост, ведущий к безверию

Праведные предшественники и их особенности.

Всевышний выделил этих людей, их последователей (табиинов) и тех, кто следовал за ними (табиу-т-табиинов), тем, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) засвидетельствовал, что они являются лучшими людьми лучшей общины. Поэтому мусульмане стали называть их «саляфу-с-салихин» (праведные предшественники).

Те знания и деяния, которые переданы от них, – это лучшая основа, а то, что противоречит им – это иллюзия и плоды сомнений. Четыре имама в фикхе – Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад (да будет доволен ими всеми Аллах) – были самыми видными учёными тех веков.

Более того, они были предводителями учёных, следующих своим знаниям, и праведников в те благословенные столетия. Они унаследовали знания табиу-т-табиинов, которые, в свою очередь, унаследовали знания сподвижников, а сподвижники – знания Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Как же хороши завещатель и его наследники! В качестве свидетельства об их истинности достаточно следующих слов Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям):

قولُ رسول الله صلى الله عليه وسلم: "خير الناس قرني، ثم الذين يلونهم،ثم الذين يلونهم"

«Лучшие люди – это моё поколение, затем те, кто следует за ними, и затем те, кто следует и за теми»[1].

Из-за этой особенности люди впоследствии признали их своими религиозными имамами, стали изучать науки, переданные от них, составленные и упорядоченные ими, разделили правила и второстепенные вопросы (фуру), установили столпы и основы, определились, в чём они единогласны и в чём их мнения разошлись, следуя тому, что выбрали сподвижники, их последователи или учёные своего поколения.

Они разъяснили, какими решениями и доводами руководствовался каждый имам, и чем он отличается от своих братьев-имамов. Назвали путь каждого из них мазхабом, и этим мазхабам стала следовать вся умма. Каждый в умме выбрал следование тому, кого счёл лучшим и достойным, или чей мазхаб ему легче изучить, придерживаясь при этом хорошего мнения и об остальных имамах. Ибн Таймийя [2] сказал: «В этих вопросах среди саляфов и имамов были разногласия, и каждый из них признавал иджтихад другого. Тот, кто считал правильным следование имаму аш-Шафии, не отрицал того, кто считал правильным следование имаму Малику, и тот, кто следовал имаму Ахмаду, не отрицал того, кто счёл правильным следование аш-Шафии»[3].

Таково было их состояние. И только немногие невежды с презрением относились к другим мазхабам и вели споры, в которых было не важно, где истина, важнее было показать себя и одержать победу. Богобоязненные, искренние и праведные учёные каждого мазхаба старались сдержать фанатиков и не дать им разделить мусульман. Так продолжалось на протяжении всей истории Ислама.
Появление людей, отрицающих мазхабы.

В последнее время среди мусульман появилась группа людей, обвиняющих большинство уммы в том, что она, следуя этим четырём мазхабам, отошла от пути саляфу-с-салихин, живших в первые три века. Как будто праведные предшественники, основывались на чём-то другом, а не на тех решениях Шариата, которые четыре имама унаследовали от сподвижников и табиинов, а их ученики систематизировали в соответствии с методом имамов. Отрицающие мазхабы кричат: «Оставьте четыре мазхаба, следуйте по пути саляфов, поистине, оставление пути саляфов является плохим новшеством!».

С их позволения скажем им: «Поистине, основатели четырех мазхабов – Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии и Ахмад относятся к числу саляфу-с-салих тех самых трёх благословенных веков, которые восхвалил Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Его спросили: «Какие люди лучшие?». Он сказал: «Моё поколение, затем те, кто следует после них, а затем те, кто после них»». Но те, кто отрицает мазхабы, не соглашаются с этим и говорят: «Следованием за саляфами не считается следованием одному из них, нужно следовать всем саляфам».
На чём сходится мнение всех саляфов?

Да будет нам позволительно сказать: «Если вы нас призываете следовать тому, в чём единогласны саляфы, то это (чего придерживаемся и мы) единогласно признание ахлю-с-Сунна, это есть в четырёх мазхабах. И следование одному из мазхабов будет означать следование тому, в чем единогласны саляфы».

Однако некоторые не признают это и говорят: «Вы противоречите саляфам в том, в чём они были единогласны, вы совершаете намазы у могил, читаете дуа возле них, делаете тавассуль посредством тех, кто там похоронен, читаете Коран за них, а этого не делали саляфы».

Ответ на это будет следующим:

Утверждение, что в этих вопросах саляфы были единогласны, является безосновательным, и об этом свидетельствуют позиции некоторых имамов:

- О намазе возле могил имам Малик в книге «Мудавванату-ль-Кубра» (1\90) сказал: «Нет плохого в совершении намаза на кладбище». А имам Малик – это один из великих имамов-саляфов. Имам Муслим также передал, что Айша «совершала намаз в своей комнате» (№ 2493), а в ней находятся три могилы. Ибн Таймийя сказал: «На кладбище и в загоне верблюдов намаз считается действительным, согласно достоверному мнению» («Аль-Фатава», 21\304). Каково же единогласное мнение (иджма) саляфов?!

-Дуа возле могил – это сунна Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Муслим передал от Бурайды, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) учил их говорить по дороге на кладбище: «Я прошу у Аллаха благополучия для нас и вас» (№ 975). Это дуа посетителя для себя и для покойных. И где же единогласное мнение (иджма) саляфов?!

- О чтении Корана Ибн Таймийя в «Аль-Фатава» сказал: «Что касается поста, добровольного намаза, чтения Корана за него (покойного), то есть два мнения учёных: первое – покойный от этого получает пользу. Это мазхаб имама Ахмада, Абу Ханифы, а также некоторых сподвижников имама аш-Шафии и других» (24\315). Также он сказал: «Они расходились в вопросе о том, доходят ли телесные деяния, такие как пост, намаз или чтение Корана, и правильное мнение заключается в том, что всё это доходит до них» (24\366). Так где же иджма саляфов?

В этих вопросах саляфы высказывали разные мнения или вообще не говорили об этом. Какое же из этих мнений нужно считать единогласным мнением саляфов, которому мы должны следовать?! Невозможно, чтобы одно из двух мнений было путём саляфов, а другое – нет, если они высказывали два мнения. Напротив, всё это является путём саляфов.

Продолжение следует…

_________________________________________________________________________

[1] Сахих Бухари, № 6282; Сахих Муслима, № 2533.

[2] Мнение Ибн Таймийи приводится в качестве довода для тех, кто ставит его выше мнения всех учёных, потому что в основном именно его последователи в наше время отрицают мазхабы.

[3] Ибн Таймийя.Маджму фатава. 20\292.

Автор: Абу Саид Мухаммад. Источник: sufizm.org.

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий