понедельник, 27 июня 2011 г.

Булгарский джиен в золотоордынской столице – ошибка или закономерность?

История – наука, как известно, интересная и запутанная. Особенно история этническая, изучающая возникновение и развитие народов. Именно она содержит наибольшее количество мифов и легенд. Каждый норовит перевернуть ее на свой лад – сделать свой народ «самым культурным, цивилизованным», произвести его непосредственно «от Адама и Евы» (впрочем, все мы оттуда происходим). И сказочников хватает в любом народе. Это понятно и где-то даже правильно, плохо только то, что нередко при этом мифы одних этносов начинают очернять народы другие.

Как известно, у одних народов история была богата многочисленными перемещениями и миграциями, другие же на протяжении веков и тысячелетий никуда особо не двигались. Одни строили государство за государством, империю за империей (надэтничные государства), другие ограничивались союзом сельских общин. Понятно, что история первых из них сложнее и многообразнее, чем вторых.

К числу подобных народов-государствостроителей на территории современной России относится и татарский народ (не единственный в таковом качестве в нашей стране). Естественно, что многочисленные перемещения, наличие развитой государственности, активные ассимиляционные процессы, направленные на включение в свой состав представителей иных этносов не могли не оставить отпечатка на всем ходе истории татар. Как-то раз мы попробовали с этнографом Ф.Л. Шарифуллиной посчитать количество этнических компонентов в татарском народе – досчитали до 25 и на этом остановились. Отсюда и вопросы – булгары мы или татары, или вообще кыпчаки, от кого мы происходим, наши предки построили Волжскую Булгарию или Золотую Орду?

В настоящее время существует два основных лагеря – булгаристы и татаристы. Одни пытаются доказать, что наше все – Великая Булгария Кубрат-хана и Волжская Булгария «от моря до моря», татары сибирские, астраханские, мишари et cetera – все суть булгары, только сами этого не понимающие. При этом адепты этого движения начисто вычеркивают хазарский период истории нашего народа (что, по меньшей мере, странно, потому что между Великой и Волжской Булгариями пролегают сотни километров и три века истории). И каким образом «белые калмаки» (группа в составе сибирских татар) – потомки принявших ислам телеутов могут являться потомками булгар, тоже не понятно. А таких групп в составе татар немало.

Другая группа не уступает им в оригинальности, начисто игнорируя доордынский период истории. Это тоже неверно, ведь были и булгары, и хазары, и разные племена кыпчаков, и буртасы, а еще принимавшие ислам финны, угры, балты и славяне, и все они становились татарами. И веками жили на этих землях, в том числе и до Золотой Орды. А, кроме них, тысячи переселенцев из Хорезма, Закавказья, население дагестанских и магрибинских кварталов в золотоордынских городах. Пожалуй, роль Золотой Орды и ее имперской надэтнической культуры и состоит в том, что она сумела всех их объединить в одно целое, сплотить в один народ, который сегодня и носит имя татар.

Джиен в Булгаре с каждым годом собирает все больше людей со всех концов страны – Поволжья, Урала, Сибири, Центральной России. Люди собирались здесь и раньше – зафиксированы посещения этих мест в XVII и XVIII веках, не прекращались они даже в период советской власти. С начала 1990-х годов полуразрушенные здания начали восстанавливать – сначала силами энтузиастов, впоследствии на государственном уровне. Что же тянет людей сюда – история, осознание своего единства, возможность прикоснуться к чему-то сакральному, высокому?

Поначалу Булгар и джиен в него кажется чем-то странным. Здесь заключена причудливая смесь булгарской и золотоордынской культуры, их истории. Первая столица Волжской Булгарии, расположенная на месте именьковского селища, она потом прекратила свое существование в данном качестве. Но именно здесь Бату-хан делает свою первую столицу, печатает первую золотоордынскую монету. Вскоре столица Орды была перенесена в Нижнее Поволжье, но здесь осталась столица улуса. Люди приезжают в булгарскую столицу, где все здания ордынской постройки, смотрят на «булгарские» могильные камни, традиция производства которых начинается лишь в XIV веке. Чем-то напоминает абсурд? Или же, напротив, поиск идеи, способной объединить эти два начала – местное булгарское, ведущее начало из северного Причерноморья, и имперское ордынское, синтезированное из того же булгарского с хорезмийским, нижневолжским и многим другим? Скорее, второе, ведь другого выхода просто нет, а Булгар, как нельзя лучше, способен соединить два этих основных компонента.

Зачем это татарам, вопрос излишний. Объединяющее начало нужно любому народу, именно оно делает британцев – британцами (кельты + англы + саксы + норманны), а немцев, говорящих на разных диалектах и совсем недавно имевших разную государственность – немцами.

Зачем это России, на самом деле вопрос тоже излишний. Создание российской мусульманской идентичности – единственный способ как борьбы с реальным и потенциальным сепаратизмом, так и инструмент действительной, а не бутафорской адаптации мигрантов. Понятно, что это аргумент для государственников, а не для тех, кто прикрывается интересами страны для решения своих личных проблем.

Что касается религиозной стороны, то здесь взято правильное направление – на хутбах объясняют, что посещение Булгара не имеет отношения к хаджу, ни к малому, ни к какому. Непосредственно в самом заповеднике распространяют материалы, показывающие, какие действия запрещены (обращение с мольбой к камням и строениям, возложение монет на могильные камни и т.д.). Конечно, эту часть работы стоит усилить, и тогда в этом действительно будет баракат.

А пока мы ездим на булгарский джиен в золотоордынскую столицу, смотрим на здания XIV века, чтобы прикоснуться к событиям века X. Оживляем историческую память и просто любуемся красотами. Размышляем об ахырате и вспоминаем о судьбе народа, ведь Всевышний сказал нм, чтобы мы путешествовали по земле и наблюдали Его знамения.

Ахмед Макаров

Ответственный редактор энциклопедического словаря «Ислам в Российской Федерации»

Источник: http://islamrf.ru/news/umma/reportages/16565/

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий