среда, 3 августа 2011 г.

Каир и Тегеран нащупывают пути сближения

В последние месяцы в Египте обсуждается возможность восстановления дипломатических отношений с Ираном в полном объеме. Каир уже сделал ряд острожных шагов в этом направлении. Тегеран также заявляет о готовности нормализовать отношения с Египтом

Еще до январской революции в октябре прошлого года возобновилось авиасообщение Каир – Тегеран. Спустя полтора месяца после победы январской революции в Египте министр иностранных дел страны Набиль Араби неожиданно заявил, что египетское правительство больше не рассматривает Иран в качестве враждебного государства.

С июля Араби занимает пост Генерального секретаря Лиги арабских государств. Ранее Высший совет вооруженных сил Египта, пришедший к власти после свержения президента Хосни Мубарака, дал разрешение на проход через Суэцкий канал в Средиземное море двух иранских военных кораблей – фрегата «Аль-Фаид» и корабля сопровождения «Хардж». Это произошло впервые с момента падения шахского режима в Иране и разрыва дипломатических отношений между двумя странами в 1979 году. В октябре прошлого года возобновились регулярные авиарейсы между Каиром и Тегераном.

Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи, которого цитирует газета Tehran Times, заявил, что его страна готова развивать отношения с Египтом, «не дожидаясь выполнения формальностей». В первый день августа стало известно, что власти Египта отказали во въезде в страну вдове иранского шаха Фарах Диба. Она намеревалась принять участие в церемонии в память шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, который скончался в изгнании в Египте в 1980 г. Некоторые наблюдатели расценили это как жест, показывающий Ирану определенные изменения в подходах Египта к старым проблемам.

«Народная дипломатия» наводит мосты

Двусторонние отношения были разорваны после того как Египет, во главе которого стоял президент Анвар Садат, предоставил политическое убежище свергнутому шаху Ирана и заключил мирное соглашение с Израилем. Египет также поддержал Ирак в ирано-иракской войне 1980-1988 гг. Убийство президента Садата в 1981 году группой заговорщиков во главе с Халедом Исламбули было встречено в Иране с ликованием. В Тегеране появилась улица имени Исламбули. Отношения не были восстановлены и с приходом к власти в Египте президента Хосни Мубарака. В 1992 году, стороны установили отношения на уровне секций защиты интересов, но до открытия посольств в Каире и Тегеране дело так и не дошло.

Сейчас контакты между Тегераном и Каиром развиваются по линии «народной дипломатии». В июне Иран посетила делегация египетской общественности в составе 45 человек. Делегация летела в Тегеран одним самолетом с выдворенным из Египта сотрудником представительства интересов Ирана в Египте Касемом аль-Хосейни, который был арестован по обвинению в шпионаже и попытке создания агентурной сети из египтян и граждан Ирака, проживающих в Египте.

Будущее отношений между двумя странами обсуждались на семинаре «Новый взгляд на египетско-иранские отношения в свете египетских национальных интересов» в Каирском университете. Один из учредителей либеральной партии «Аль-Адль» (Справедливость) Мустафа Наггар рассказал, что визит в Иран привлек внимание иностранных дипломатов.

«По возвращении нашей делегации из Ирана со мной дважды связывались представители посольства США. Они интересовались итогами нашего визита и были очень удивлены, что представители либеральной партии «Аль-Адль» посетили Иран даже раньше представителей египетских исламских партий! Таким образом, этот фактор будет влиять на будущее наших отношений с Ираном. Оно во многом бут зависеть от степени независимости египетской стороны в принятии политических решений после революции 25 января»,- полагает Мустафа Наггар.

Главе секции защиты интересов Ирана в Египте Меджтаби Амани пришлось разъяснять позицию его страны в связи с опасениями по поводу усиления иранского влияния в регионе, включая поддержку приверженцев шиитского направления в исламе:

«Иран не стремится к распространению шиитского мазхаба где бы то ни было. Это запрещено по указанию верховного руководителя страны. Тем более, беспочвенны любые разговоры о том, что иранские туристы могут способствовать распространению шиизма. Скажу вам, что каждый год около 8 миллионов иранцев выезжают за рубеж. Однако нигде не слышно о том, чтобы эти туристы кого-то обратили бы в шиизм! Вас обманывают, когда говорят, что иранский турист, который даже не говорит по-арабски, едва оказавшись в Египте, может так легко обратить людей в шиитский мазхаб», – добавил Меджтаби Амани.

Геополитический расклад и возможные сценарии

Процесс восстановления отношений Египта с Ираном вызывает комплекс вопросов об их влиянии на расстановку сил в регионе, включая политику США и Израиля. Их суммировал исполнительный директор Международного Центра футурологических и стратегических исследований ICFS доктор Адель Сулейман:

«Нужно, чтобы было достигнуто понимание того, насколько могут продвинуться отношения между Египтом и Ираном. Страны Персидского залива не будут выступать против того, чтобы в Каире и в Тегеране были открыты полноценные посольства двух стран. Однако в этих странах выражают сильное беспокойство в связи с тем, что могут возникнуть стратегические взаимоотношения и даже союз между Каиром и Тегераном, которые могут угрожать их собственным интересам, или интересам США и Израиля. Америка также внимательно наблюдает за происходящими контактами, в особенности после победы январской революции в Египте. Это сверхдержава, и никто не может отрицать ее роли».

Он подчеркнул, что сейчас ни одна страна региона не способна в одиночку заполнить возможный политический вакуум. Странам Ближнего и Среднего Востока необходимо искать пути взаимодействия, иначе этот предполагаемый вакуум будет заполнен извне.

Некоторые наблюдатели в Израиле с настороженностью следят за попытками сближения Египта, с которым его связывает мирный договор, и Ирана, чей президент не признает права еврейского государства на существование. Об этом говорит Главный редактор издательского Дома «Новости недели» в Израиле Леонид Белоцерковский объясняет, что может означать для его страны нормализация отношений Ирана и Египта:

«На сегодняшний день вместо власти в Египте уже полгода царствует анархия. Поэтому установление дипломатических связей с анархией мне представляется достаточно сложным даже для иранских правителей. Опасностью для Израиля является огромное рядом расположенное государство, с которым у нас имеется мирный договор и сам по себе мирный договор, в связи с тем, что происходит в Египте, находится под угрозой. И, несомненно, если иранцы смогут влиять на политику Египта, то это ускорит ликвидацию тех достижений, которые были достигнуты путем заключения мирного договора двух стран».
источник:rus.ruvr.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий