среда, 17 августа 2011 г.

От зубрежки к сознательному пониманию

В городе Мекка (Саудовская Аравия) 23-25 июля 2011 года состоялась конференция «Исламский мир: проблемы и решения». На встрече присутствовали муфтии и ученые со всего исламского мира. Республику Татарстан представлял муфтий Илдус хазрат Файзов. Работа конференции прошла в нескольких секциях, таких как «Исламский путь в борьбе с фитной», «Мусульмане между религией и современными проблемами», «Понятие диалога, его основы и реализацияв исламе», «Диалог и решение социально-политических проблем», «Диалог и единство мусульманской уммы». Также в рамках конференции муфтий Татарстана Илдус хазрат встретился с королем Саудовской Аравии Абдуллой ибн Абдель Азизом.

– На конференции присутствовало более 150 участников, – рассказывает Илдус хазрат редакции газеты «Умма», – среди которых были известные ученые, ректоры исламских вузов, руководители мусульманских центров из Туниса, Египта, Саудовской Аравии, Пакистана, Индии, Великобритании, США, Бразилии, Дании, Германии и других стран.

Эта конференция уникальна тем, что впервые была затронута тема революций. Этой темы не было в повестке дня, но из зала часто доносились реплики, касающиеся ее. Кроме этого, ученый из Индии, решив расширить обзор проблем мусульманской уммы и роли Саудовской Аравии в их разрешении, высказал мнение о том, что самая первая проблема уммы – это наличие процентных банков в самих исламских странах. «Если бы вы решили эту проблему, то многое решилось бы за ней», – сказал он. По словам журналиста и руководителя ассоциации «Собрание» Мухаммада Саляхетдина, ранее посещавшего эту конференцию, такие животрепещущие вопросы подняли впервые. «Вы не контролируете своих шакирдов, – звучало в выступлениях участников конференции, – они набираются знаний из каких-то сект, а потом приезжают в наши страны и распространяют сектантские взгляды. Они привозят не знания, а бедуинские традиции и обычаи». На аудиенции у короля, на которую были приглашены 30 человек, все это так же обсуждалось. Король заявил, что мусульмане мира должны быть готовы к решению разнообразных задач, мы должны быть примером и выбирать путь золотой середины. То есть любая крайность и фанатизм ведут мусульманскую умму к гибели. В Коране есть аят: «не преступайте – поистине, Аллах не любит преступающих!» (Корова, 190). Проблема религиозного экстремизма и фанатизма волнует не только нас в России, но и весь мир. Везде одно и то же – в Европе, в Африке, даже в Саудовской Аравии, как ни странно, идет борьба с радикальными взглядами.

А ведь когда-то учебные учреждения Саудовской Аравии выпускали великих ученых, спрос на которых был по всему миру. На сегодняшний день у них и самих много проблем – волнения, взрывы недовольства. Но и решаются эти проблемы не как у нас, а просто – «казнить, нельзя помиловать». По сути, у мусульман разных стран сегодня схожие проблемы. И одной из них является распространение ваххабизма. Причиной ее чаще всего служит невежество людей и лень. В чем проявляется невежество? Например, шакирд учит наизусть аяты из Корана или хадисы, но на практике он не осуществляет того, что завещано людям в этих великих источниках. Потому что зубрежка и настоящее знание – разные вещи. Именно это «предъявили» представителям Саудовской Аравии на конференции – то, что они готовят такие неквалифицированные кадры. «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием» (Коран 16:125). У нас распространение религии, ознакомление с ней сводится к пересказыванию заученных строк из Корана или хадисов, без дальнейшего разъяснения. Под лежачий камень вода не течет. Если камень – это то, что хранится без использования на практике в голове ученика, то требуется запустить этот камень, т.е. начать использовать знания. А для этого нужно научиться это делать. Нужно поменять приоритеты в образовании – от зубрежки к осознанию материалов и применению осознанного и опробованного опытным путем на практике. Это, пожалуй, была самая главная мысль, озвученная на этой конференции. В одном из хадисов пророка Мухаммада (с.а.в) говорится, что нужно искать знания с пеленок до могилы. А еще он говорил, что у него много сподвижников и каждое столетие в народ будут приходить люди-обновители религии, правильно объясняющие Ислам. Мы не можем говорить о религии на непонятном нам самим языке татар прошлого столетия. Я не имею в виду лингвистическую составляющую, дело в манере и способе изъяснения. Сегодня призыв должен осуществляться на современном языке, с использованием современных примеров и положительного опыта.

Хотелось бы затронуть еще один аспект. Чтение намаза, держание поста в месяц Рамазан, паломничество в Мекку или выплата закята – еще не исчерпывает все обязанности мусульман. Настоящим показателем является его морально-нравственные качества, его образ жизни, взаимоотношение с людьми, его жизненное кредо, которое вызывает уважение и восхищение окружающих. Когда-то Абдулла ибн Салям стоял во главе мунафиков (лицемеров) в городе Медина. Он читал намаз со своими племянниками и даже построил себе отдельную мечеть, но все было на показуху. Пророк (с.а.в) знал об этом. Он сказал, что они не являются мусульманами. Вроде бы, они читали намаз, давали закят и так далее, но мусульманами не были! Их дела, не намаз и хадж, а мирские дела, говорили об этом! Стоит отметить, что к концу жизни Мухаммада (с.а.в) Абдулла ибн Салям раскаялся и по-настоящему принял Ислам. Итак, наши дела являются нашей презентацией как мусульман. Нас уже воспринимают как мусульман, так как мы признаем себя ими, но для правильного позиционирования Ислама и себя как мусульман нужны благие дела, искреннее мягкое отношение к людям, донесение знаний, а не заученных непонятных текстов. Ученый человек никогда не будет сыпать цитатами из Корана, отвечая на любой вопрос, если на своем опыте не прочувствовал то, о чем идет речь. Он лишний раз посмотрит в Священное писание, сверится со своим жизненным опытом и знаниями, полученными ранее, и только потом ответит на поставленный вопрос. Сегодня же мы видим невежд, которые давят своим знанием наизусть аятов Корана, тем самым, конечно же, восхищают некоторых старушек, которым достаточно услышать слова Корана и уже бальзам на сердце льется, но для жизни этого недостаточно. Для жизни нужны знания, мудрость, а не просто зубрежка. Коран и Сунна даны не для декламации этих текстов, а для того, чтобы мудрость, заключенную в этих источниках, мы использовали в жизни – в работе, в семье, в отношениях с другими людьми, государством и т.д. Рассмотрим, как пример, талибов в Афганистане. В свое время они объявили себя основоположниками исламского государства, но при этом в их стране не была налажена социальная политика, образование, внешние связи. Все структуры, из которых состоит настоящее здоровое государство, у них были подорваны. Процветало невежество и все его последствия – жестокость, насилие. Что же за показатели такие у «мусульманского» государства? Нас же волнуют другие проблемы – читает ли наш сосед намаз, и если читает, то пользуется ли мисваком, ведь это Сунна. Когда наше государство будет процветать, не будет войн, наладится производство и торговля, когда соседи будут довольны и человек станет чувствовать себя счастливым и благодарным за все это Всевышнему, тогда, возможно, он может обратить свое внимание на последние штрихи к полной картине счастья – мисвак во рту. Я специально утрирую для наглядности того, что мы делаем из мелочей и не делаем из великих дел. Нужно начинать с себя, со своей жизни и своего поведения. Если вы уважаете себя и свою религию, то в первую очередь постарайтесь вызывать уважение окружающих к себе как к мусульманину – тому, кто в основу своего жизненного пути взял Ислам.

Саид АМИНОВ

Источник: http://e-umma.ru/node/655

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий