вторник, 16 августа 2011 г.

Особенности борьбы арабских стран с терроризмом

Терроризм представляет собой угрозу для всего мира. Данное явление стало острой проблемой и для стран арабского мира, для которых она имеет двойной характер: с одной стороны, теракты осуществляются и в арабских странах плюс на территории некоторых из них базируются террористы; с другой – общественное мнение в странах Запада видит в террористах именно арабов, а Ислам ассоциирует с религией террора и агрессии.

В связи с этим перед арабскими государствами встаёт проблема поддержки своего позитивного международного имиджа, что является особенно важным, ведь от него зависит инвестиционный климат в стране, количество и объёмы иностранных капиталовложений, уверенность и стабильность развития экономики, которая во многом и определяет благоприятность распространения в стране радикальных идей. Экономическая слабость, низкий уровень жизни, безработица, в особенности среди молодого населения, являются естественными катализаторами популяризации в обществе подобных идей.

Всё это заставляет арабские страны искать приемлемый для них баланс между экономическим развитием, преобразованием и сохранением стабильности в обществе, более активно включаться в борьбу с терроризмом и теснее взаимодействовать как друг с другом, так и с остальными субъектами международных отношений.

В рамках ООН принято 13 соглашений о борьбе с терроризмом (среди них, в частности, Конвенция о взаимной правовой помощи и выдаче в целях борьбы с терроризмом (2008), Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (2005), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999), Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (1979), Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970) и т. д.) [1] , и арабские страны на бумаге активно включились в эту борьбу вместе с международным сообществом.

Но в силу различия в подходах и отсутствия конструктивного единства среди арабских стран их участие в данных конвенциях лишь формальное. В условиях продолжающегося более полувека арабо-израильского конфликта понимание терроризма для арабов стало раздельным от понимания вооружённой борьбы против иностранной оккупации. Поэтому арабские государства настаивают на разграничении понятий «терроризм» и «вооружённая борьба против оккупации».

Таким образом, можно смело обозначить «арабский подход» к определению понятия «терроризм» или даже к определению рамок данной дефиниции. А это естественным образом вносит разлад в общее дело борьбы с терроризмом – ведь такие организации, как «Хизбалла», «ХАМАС», «Братья-мусульмане», признаны террористическими большинством западных стран. Однако для большого количества арабов они являются символом сопротивления и борьбы палестинского народа против Израиля и в целом арабского народа против влияния и увеличения внешнего вмешательства стран Запада в их внутренние дела. Поэтому отсутствие единого понимания участниками конвенций и договоров основных определений и принципов препятствует необходимому развитию законодательства и сотрудничества в этой сфере в целом.

22 апреля 1998 года в рамках Лиги арабских государств главы МВД арабских стран подписали Соглашение о борьбе с терроризмом, подготовка которого велась четыре года. Отличительной особенностью данного документа является особое внимание к тому, что преступлениями не являются борьба за национальное самоопределение против государства-оккупанта и агрессия с целью освобождения (в соответствии с международным правом). Таким образом, арабские страны подтвердили единый подход, заключающийся в том, что борьба палестинцев за свои права и создание независимого государства являются абсолютно законными и не относятся к терроризму.

Наиболее активно арабские страны присоединяются к Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма. Присоединяясь к этой конвенции, они обязуются не финансировать террористов на государственном уровне, что должно повышать международный престиж этих стран, а также замораживать счета тех организаций, которые имеют связи с террористами. Глубже всего в процесс антитеррористической политики вовлечены страны-участницы ССАГПЗ – Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман и Саудовская Аравия (наиболее экономически и финансово развитые государства региона).

Таким образом, говоря об антитеррористической политике арабских стран, можно выделить следующие её особенности:

– отсутствие единого подхода и понимания основных дефиниций по проблеме;

– воздействие арабо-израильского конфликта на формирование понятийного аппарата в сфере борьбы с терроризмом;

– существование организаций и движений, признанных террористическими и борющихся в том числе и за права палестинцев;

– акцент на обеспечение финансовой безопасности странами ССАГПЗ, поскольку финансовая безопасность – основа национальной безопасности этих стран. Более того, борьба с терроризмом приобрела в них характер борьбы с финансированием терроризма, отмыванием денег. Контроль за передвижением средств в странах Персидского залива является приоритетным, поскольку именно эти государства являются самыми экономически развитыми и обеспеченными;

– борьба с идеологией экстремизма на государственном уровне при финансовой и организационной поддержке государства.

Вместе с этим одной из основных проблем остаётся отношение Запада к арабскому миру как к земле, с которой распространяется терроризм, и соответствующее восприятие её. Сложившийся имидж и отношение могут быть отнесены к так называемой информационной пропаганде, результатом которой международный терроризм в арабо-мусульманском обличии стал одним из главных врагов западного общества. Таким образом, можно сказать, что арабским государствам приходится бороться не только с терроризмом как таковым, но и с негативным имиджем, сложившимся не без помощи стран Запада.

Тем не менее, государства Арабского Востока всё больше и больше вовлекаются в борьбу с терроризмом, а в условиях глобальной информатизации, в которую начало вступать и арабское общество, данная деятельность должна выйти на новый уровень.

[1] Организация объединённых наций / Конвенции и соглашения – Терроризм www.un.org/ru
Автор: Алексей Хлебников

Источник:www.islam.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий