четверг, 11 августа 2011 г.

Уроки Адаба

Адаб (воспитанность, внутренняя культура) – это то, что отличает человека от других творений Всевышнего. Человек с помощью крепкой веры, утонченных манер, чуткости, сострадания и таквы способен обрести завидное положение, при котором Всевышний Аллах будет им доволен. По этой причине прекрасные качества рабов Всевышнего
вбирает и утверждает в себе такое понятие как «адаб-внутренняя культура поведения (именно внутренняя культура, находящая свое проявление во внешнем) – вежливость, деликатность, тактичность, предупредительность.
Приближенные Всевышнего достигли своих уровней благодаря стремлению обрести воспитанность подобную той, какова была у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). А он в свою очередь говорил: «Мой Господь дал мне воспитание и воспитал меня наилучшим образом».

Сахабы видели живой пример Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и не могли не восхищаться им. Анас бин Малик (радыяллаху анху) долгие годы находившийся рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) рассказывал: «Я помогал Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и был рядом с ним на
протяжении десяти лет, и за весь этот период он ни разу не сказал мне (недовольное) «у-уф». Он ни разу не упрекнул словами: «Почему ты это сделал так, а не вот так?»
(Муслим, 51).
Вера обязывает человека быть нравственным и воспитанным. Поэт Д.Руми писал: «Открой глаза, и почитай слово
Всевышнего от начала до конца! Аят за аятом весь Коран, он и есть суть обучения адабу!»
Имам Раббани говорил: «Тот из людей, кто не будет следовать адабу, не сможет продвинуться по пути Всевышнего, не
сможет стать приближенным Аллаха. Путь верующих и достигших высоты нравственности – с начала до конца – адаб»
Духовное воспитание – это важнейшее условие того, чтобы душа стала отзывчивой, сострадательной, жалостливой.
Душе, утвердившейся в адабе, открываются возможности иного слоя мира.
Те тайны, которые недоступны нашему привычному сознанию, могут быть раскрыты с помощью «хикмата» – понимания истинного положения и сути вещей. Следует помнить, что шайтан был изгнан и отдален от Милости Всевышнего, побиваемый камнями, еще и оттого, что несмотря на знания, у него был важный недостаток – отсутствие адаба.
Поэтому действенное оружие для противостояния ухищрениям шайтана – это адаб (воспитанность). Д.Руми писал:
«Иблис, когда не сделал сажда Адаму (алейхиссалям), проявив непокорность повелению Всевышнего, сказал: «Я сотворен из огня, он же – из глины. Разве пристало тому, кто выше, поклоняться тому, кто ниже?!». Иблис, не соблюдая адаба, грубо ответил на повеление Всевышнего. Вдобавок ко всему, он, показав неблагодарность, дошел до того, что стал спорить с тем, Кто его создал»
(«Фихи Ма Фих», стр.159).
Абу Али ад-Деккак (рахматуллахи алейх) говорил: «Оставление адаба (поступить не по адабу, недостойно, невоспитанно), отдалит от Милости Всевышнего. Кто перед султаном проявит невоспитанность, того выставят за дверь. Если он и там совершит неприличный поступок, тогда его отправят в
то место, где содержат животных».
Праведники прошлого говорили: «Учись адабу у того, кто его лишен»,что означало: «Смотри и вынеси урок из положения тех, кто в результате своего невежества и бескультурья испытывает те или иные неудобства. И мы должны взять урок из положения
шайтана, который пал до самой низкой черты и оказался лишенным Милости Всевышнего

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий