четверг, 11 августа 2011 г.

Стрелка намерения

Месяц Рамадан – месяц воспитания человека

Вот и наступил благодатный месяц Рамадан. Наши души охвачены особой радостью и умиротворением. Мы вошли в особое неземное пространство, где душа наша будто парит в царстве небесном.

Все мы путники. На дороге, которая ведёт ко Всевышнему Творцу. Для человека каждая секунда, даже доля секунды может стать именно тем отрезком времени, который уводит в бесконечность. Возможно, именно этот Рамадан скрывает в себе тот судьбоносный момент нашей вечной жизни, то мгновение, тот перекрёсток дороги, за которым – вечное счастье или безысходное несчастье.

Рамадан – это время заработать вечный Рай и довольство Господне. Каждое мгновение Рамадана может удостоить нас подобной награды: пост, пятикратный намаз, молитвы «Таравих», искренняя мольба, разговения, предрассветный приём пищи, пожертвования и многие другие благие дела и поступки. Каждое из этих благодеяний способно окунуть в бесконечную благодать и счастье.

Милостивый Творец, воздающий за каждое доброе дело в семь, семьдесят, семьсот или даже больше раз, не определил размер вознаграждения для поста. Он провозгласил:

قَالَ الله تَعَالَى:إِلاّ الصَّوْمَ فَإِنَّهُ لِي وَ أَنَا أَجْزِي بِهِ: يَدَعُ شَهْوَتَهُ وَ طَعَامَهُ مِنْ أَجْلِي

«Пост – Мой, для Меня. Раз отказывается творение Моё от еды и своих желаний и делает это только ради Моего довольства, то лично Я вознагражу его как пожелаю»[1]. Быть может, Всевышний не сообщил, каковым будет воздаяние за пост, потому, что этот уровень находится за пределами человеческого понимания.

Десятки хадисов о воздаянии за пост сообщают только то, что может постичь, с чем может сравнить человеческий разум. К примеру:

مَا مِنْ عَبْدٍ يَصُومُ يَوْمًا فِي سَبِيلِ اللهِ إِلاَّ بَاعَدَ الله بِذلِكَ الْيَوْمِ وَجْهَهُ عَنِ النَّارِ سَبْعِينَ خَرِيفًا

«Каждый день поста ради Всевышнего удаляет лицо постящегося от огня Ада на расстояние, равное семидесяти годам пути»[2];

«إِنَّ ِللهِ عِنْدَ كُلِّ فِطْرٍ عُتَقَاءَ. وَ ذلِكَ فِي كُلِّ لَيْلَةٍ»

«Воистину каждой ночью во время разговения Всевышний Аллах прощает и освобождает от адского наказания часть людей, которые его заслужили»[3];

«إِنَّ فِي الْجَنَّةِ بَابًا يُقَالُ لَهُ الرَّيَّانُ. يُدْعَى يَوْمَ الْقِيَامَةِ يُقَالُ: أَيْنَ الصَّائِمُونَ؟ فَمَنْ كَانَ مِنَ الصَّائِمِينَ دَخَلَهُ، وَ مَنْ دَخَلَهُ لَمْ يَظْمَأْ أَبَدًا»

«В Раю есть врата, именуемые ар-Райян. В День Суда будет сказано: «Где ас-саимун [где те, кто смог осознать важность поста, кто смог его соблюсти с верой и надеждой на вознаграждение от Аллаха]?» И те, кто относится к ас-саимун, войдут в Рай через эти врата. Вошедший же через них никогда не ощутит жажды»[4].

Это лишь несколько капель щедрот Бесконечно Милостивого, даруемых в этот благодатный месяц.

Пост заключает в себе многочисленные земные и неземные, телесные и душевные блага для нас. Это и благодарность Всевышнему за Его неисчислимые земные богатства, предоставляемые нам. Это и поклонение, которое не даёт забыть о реалиях повседневной жизни. Это и пример самосовершенствования. Пост напоминает человеку о его духовной сущности, изменяя в сознании иерархию ценностей. Пост является преградой от грехов. Он способствует проявлению и укреплению чувства любви и милосердия. Смягчает сердца, способствует проявлению добрых качеств характера, которые являются следствием имана (веры). Учит человека быть терпеливым и бережливым. Постящийся обретает созерцательный взгляд на мир, перестаёт бессмысленно торопиться, получает светлое удовлетворение от каждого мгновения предоставленной жизни.

Месяц Рамадан – месяц воспитания человека. Рамадан учит преодолевать самого себя. Чудо этого состояния не только в том, что человек отказывается в течение светлого времени суток от еды. Он берёт под контроль многие черты своего характера, своё поведение в отношении людей, мира животных и растений, всего мироздания. Эта внимательность, чуткость развивает в нём ключевое качество для мусульманина – умение быть на страже своей веры и чистоты своего сердца.

И, наверное, в этом кроется основная цель поста. Ведь, читая аяты, связанные с Рамаданом и его нормами, мы можем заметить, как на фоне многочисленных достоинств лишь одно из них, словно полная луна средь ночи, преподносится взорам людей.

В суре «аль-Бакара», в первом из пяти аятов, посвящённых посту, говорится: «О те, которые уверовали, вам предписан пост подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам. Быть может, вы будете богобоязненны»[5]. Последний же из пяти аятов заканчивается словами: «Так Аллах разъясняет Свои знамения людям; быть может, они будут богобоязненны».

Как видим, оба аята заканчиваются тем же самым словом – «таква», что означает «богобоязненность», «набожность». Выражение «ляалля» («быть может») является Божественным знамением, с одной стороны оно выражает пользу и заслуги, цели и задачи, мудрость и суть поста, а с другой – подтверждает, что этот уровень достижим далеко не всеми.

В чём же должно заключаться одно из проявлений набожности, а точнее – умение быть на страже своей веры и своего сердца? Может, в умении наблюдать и управлять своим внутренним духовным миром, который способен изменяться под влиянием происходящего в мире внешнем?

Известно, что даже самые твёрдые на Земле вещества подвержены разрушению, эрозии. Изменение формы гор под воздействием воды и ветра всего лишь на пригоршню песка в год со временем приводит к изменению всего ландшафта. Таяние ледников, происходящее в результате незначительного колебания температур, становится причиной глобальных экологических изменений на всей планете. Что касается человека, то он подвергается сильному влиянию общества, в котором живёт. Зачастую, чтобы обезопасить себя и найти в социуме своё место, человеку приходится идти на компромисс с самим собой. В этом случае он рискует поступиться своей верой. Большое, значительное начинается с маленьких уступок. Дав себе послабление единожды, давать его с каждым разом будет легче.

Если мы не будем на страже своей веры, которая является самым ценным для нас и не может сравниться ни с какими прелестями мира сего, то рано или поздно можем её лишиться, ибо находимся в зоне риска, в зоне действия многочисленных разрушительных для личности человека и его нравственности влияний. Люди, как правило, плохими быть не хотят, процесс их нравственного, духовного падения идёт медленно и незаметно. К примеру, ни один вкусивший сладость веры человек не может представить себя в числе не совершающих намаз. Однако, один раз позволив себе оставить его на потом, есть вероятность, что в следующий раз он оставит его совсем…

Соблюдать предписания религии в современном обществе очень непросто. Разрушающие человеческую нравственность темы и образы проникают в наше подсознание, запечатлеваются на сетчатке глаз и в памяти.

Быть на страже сердца – значит постоянно отслеживать, что нацелено на наше сознание и на наше тело, будь то информация или образы, звуки или пища. На состояние веры самым непосредственным образом влияет всё, что в нас проникает. Требуются усилия, чтобы уберечь веру, и мы должны неустанно их прикладывать, зная, что вернуть утраченную веру значительно сложнее.

Месяц Рамадан учит нас брать под контроль всё, что с нами происходит. Так же, как мы отказываемся от приёма пищи от восхода до захода солнца, как нам удаётся следить за своими поступками и словами в этот благословенный месяц, – с такой же внимательностью мы должны научиться в остальные одиннадцать месяцев года быть строгими хозяевами своей веры, внутреннего покоя, здоровья, семьи. Нужно суметь пробудить в себе осознание того, что Всевышнему всё происходящее известно, что ты живёшь и поклоняешься так, будто видишь Всевышнего, если же не видишь, то всем нутром осознаёшь, что Он видит тебя.

Светлый Рамадан. Это горизонт, которого необходимо достичь. Мыслями, чувствами, душой. Говоря о Рамадане, мы не имеем в виду только намерение соблюдать обязательный пост. В сущности, мы имеем в виду искренность сердца, в котором место занимает лишь Он, Всевышний Аллах. Возможно, переживая Рамадан на одном дыхании, мы подразумеваем искреннее, всеохватывающее намерение, сконцентрированное на сильном стремлении и желании заслужить Божественное довольство и одобрение. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) произнёс:

إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَاتِ وَ إِنَّمَا لِكُلِّ امْرِيءٍ مَا نَوَى

«Поистине дела оцениваются только по намерениям, и воистину каждому человеку – лишь то, что он вознамерился [обрести]»[6].

Пророк милости (мир ему и благословение) радует нас вестью:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إِيمَانًا وَ احْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ

«Тому, кто с искренней верой и чистым намерением, ожидая награды только от Всевышнего, будет держать пост в Рамадан, прошлые грехи будут прощены»[7]. Постящийся, намереваясь держать пост, должен стремиться заслужить милость и прощение Аллаха. Цель его определённа. С помощью намерений привычные поступки превращаются в молитвы, достигшие уровня поклонения. Следовательно, нужно давать ради Аллаха, угощать ради Аллаха, угощаться ради Аллаха, учиться ради Аллаха, делать ради Аллаха… В общем, в каждом деле должно присутствовать намерение всё совершать ради Него.

В День Суда люди больше всего будут сожалеть о том, что прожили жизнь без должного намерения. В то время, когда можно было всю жизнь превратить в поклонение, они упустили эту возможность. В День Суда будет много моментов, когда мы скажем: «Ах, если бы…». Наряду с этим мы будем сокрушаться на том свете, что упустили самую лёгкую, самую простую возможность заслужить Его благоволение. Будем твердить: «Ах, если бы… если бы своими намерениями могли превратить обыденность в поклонение, то свою тленную жизнь сделали бы прекрасной в вечности». Работая, воспитывая детей, общаясь с людьми, мы могли бы заслужить довольство Всевышнего.

Бояться умереть, так и не оценив как следует сей мир… Должно быть, в этом тоже кроется один из смыслов понятия «богобоязненность».

О Аллах! Этим осознанным страхом наполни наши сердца и помоги сосредоточить свои намерения только на Твоём довольстве! Пусть в каждом мгновении времени стрелка намерения указывает только на Тебя, чтобы при каждом биении сердца ориентиром являлся лишь Ты! Дай возможность найти путь к Тебе, озарённый Твоим же светом!

[1] См.: ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 113.

[2] Там же. Т. 2. С. 115.

[3] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. В 2 т. [б. м.]: ар-Раян ли ат-турас, [б. г.]. Т. 1. С. 526, хадис № 1643.

[4] Там же. С. 525, хадис № 1640.

[5] Св. Коран, 2:183.

[6] См.: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 20, хадис № 1.

[7] Там же. Т. 2. С. 115, хадис № 1220.

Автор: Ильдар Аляутдинов

Источник:www.islam.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий