среда, 3 августа 2011 г.

Ислам в Европе

Стремительный рост числа мусульман и людей, принимающих Ислам, отмечается во всем мире. Это обстоятельство все более ярко проявляется в Европе в последние несколько лет. Европейские средства массовой информации пестрят статьями и репортажами, суть которых можно охарактеризовать наиболее яркими заголовками “Восхождение Ислама в Европе“, „Положение мусульман в Европе“, “Диалог Европейского общества и мусульман“. Ученые-исламоведы очень часто выступают с докладами о сути и нравственных принципах этого вероучения. Вне сомнения, что столь высокий интерес к Исламу происходит из стремительного увеличения числа мусульман в Европе и мире. Причем данный рост происходит вовсе не только из-за растущего числа мигрантов из арабских стран, хотя и это играет свой немаловажный фактор, но и из-за большого числа европейцев, прежде всего из интелектуальной и научной элиты Европы, избирающих для себя Ислам.

Быстрый рост среди этнических европейцев-христиан числа людей, принимающих Ислам, отмечается всеми аналитическими центрами Европы. Пожалуй, самым знаменательным событием стал Европейский Собор Католической Церкви в Ватикане в 1999 году, который был посвящен обсуждению проблемы положения католической церкви в Европе в грядущем XXI веке.

Практически все священнослужители, представлявшие многие страны Европы, говорили о том, что Ислам в Европе набирает все большее число сторонников. Выпущенный по итогам Собора бюллетень National Catholic Reporter содержал тексты всех выступлений, суть которых сводилась к тому, что отношение христиан в Европе в отношении все набирающего силу Ислама неоднозначно. Есть определенные радикальные круги, которые видят единственный путь сдерживания укрепления позиций мусульман в Европе в ожесточении отношения к представителям данного „чуждого“ вероисповедания, .Однако есть также и более объективные, конструктивные силы, которые подчеркивают, что все мы веруем в Единого Господа, а потому нельзя даже допустить мысль о каком-либо конфликте или войне между вероисповеданиями. Так, на первом же заседании Собора, которое проходило на немецком языке, кардинал Германии Карл Лехманн сказал, что в высказываниях христианских радикалов об Исламе нет и доли правды:“ В Исламе гораздо более прав и свобод, нежели себе могут представить христиане.

Прогнозирование же роли католической церкви в наступившем веке является весьма своевременным, ибо согласно данным ООН за 2000 год мусульманское население Европы в период с 1989 по 2000 год увеличилось более чем на 100% . Согласно тому же источнику на тот период в Европе проживало 13 миллионов мусульман, их них 3.2 миллиона в Германии, 2 миллиона в Великобритании, 4-5 миллионов во Франции, а также на Балканах и других старанж Европы, что составляет более 2% европейского населения.

Исследования числа мусульман в Европе показали еще один немаловажный факт: с одной стороны увеличивается число мусульман, с другой стороны укрепляется и религиозное самосознание мусульман. Французская газета Le Monde провела в октябре 2001 года анкетный опрос, в результате которого выяснилось, что еще больше этнических мусульман в Европе стали строго соблюдать обязательность намаза, ходить в мечети, практически на 100 процентов увеличилось число постящихся в месяц Рамадан, причем участвовали в анкетировании в основном молодые мусульмане, студенты, учащиеся Университеттов.

Французский журнал Аktuel в конце 1999 года по материалам европейской прессы и выступлениям ученых опубликовал заключение, что через 50 лет Европа станет одним из самых важных центров распространения Ислама.

Однако наряду с социологическими и демографическими исследованиями, которые приводят нам упомянутые данные, есть еще одно важнейшее исто р ическое обстоятельство: Европа далеко не только что начала познавать и знакомится с Исламом. Ислам исторически являлся неотъемлемой часть ю европейской истории и жизни.

 

Ислам в Европе в отражении мировых средств массовой информации

В последнее время все чаще стали привлекать внимание частые публикации и репортажи, посвященные вероучению Ислама и современному положению в исламском мире, появляющиеся в западной прессе. После трагических событий в США 11 сентября 2001 года одна за другой стали появляться все новые и новые публикации. Трагедия, произошедшая в Америке, пробудила весь мир. Люди стремятся найти истину, узнать, что же представляет собой Ислам? СМИ начали активную подготовку программ по данной проблематике. Крупнейшие информационные агентства мира, прежде всего ВВС, включили в свою программу циклы документальных фильмов, знакомящих зрителей с основами вероучения Ислама, готовят авторские программы с участием авторитетных исламоведов, транслируют сериалы, рассказывающие об образе жизни мусульман.

Многие крупнейшие информационные агентства мира на своих интернет-сайтах открыли специальные разделы, посвященные Исламу, где рассказывается о столпах веры, истории развития вероучения, хадисы Пророка Мухаммада (с.а.с.), аяты Корана, а так же ссылки на многие исламский сайты, где читатель может получить более глубокую информацию.

В мировой прессе появилось большое число статей, освещающих волнующую весь мир проблему: что есть Ислам? Одна из таких статей, озаглавленная ' True , Peaceful Face of Islam ' (Истинная, веротерпимая суть Ислама) была опубликована в журнале " Time " от 1 ноября 2001. Известный английский историк и богослов, в прошлом монахиня Карен Армстронг делает следующий комментарий:

Слово “Ислам” в арабском языке означает “предание себя Богу” и происходит от общего корня со словом “мир”. Коран осуждает войну как неестественное состояние, противоречащее воле Бога… Ислам запрещает агрессивную войну, направленную на уничтожение противной стороны … Ислам признает лишь неизбежные, оборонительные войны и в некоторых случаях рассматривает ее как благую обязанность, направленную на прекращение насилия, несправедливости и страданий людей. В Коране есть айат, повторяющий строки Торы, который гласит “душу – за душу, глаз – за глаз, зуб – за зуб”, однако в конце айата, как и в Библии, Аллах повелевает верующим, что прощение, все же, лучший из поступков перед Господом (Сура “Трапеза”, 5:45). К тому же слово джихад, переводится не как “священная война” в физическом значении этого понятия, а как “проявление усердия в борьбе со своими страстями ” и “борьба человека с низменными, эгоистичными проявлениями своего естества”. В Коране говорится, что в Исламе нет места принуждению. (Сура “Корова”, 2:256). Мусульмане называют христиан и иудеев “людьми Писания”, относясь с искренним уважением к их вере. (Сура “Паук”, 29:46). В другом айате, ниспосланном пророку Мухаммеду (с.а.с.), Аллах повелевает верующим : 'О люди! Мы сотворили из вас от мужа и жены. И создали из вас рода и народы, чтобы вы могли друг друга познавать. (Сура “Покои”, 49:13) . Таким образом, согласно вероучению Ислама, цель, с которой люди были созданы отличающимися друг от друга не в том, чтобы порабощать, принуждать отказываться от своей веры и насаждать им другую, убивать или учинять жестокие расправы, а в том, чтобы через братство, знание и веротерпимость придти к единому слову: “Уверуй”.

 

Некоторые из публикаций в мировой прессе, посвященные Исламу

Франция

Журнал “Newsweek” привел статистические данные, согласно которым Ислам получает все большее распространение в Европе, особенно в Италии, Англии и Франции. В статье содержится парадоксальная информация о том, что посещаемость церквей в Англии снизилась до минимума, а в Восточном Лондоне ( Eastside ) закрывшиеся церкви передаются мусульманам для открытия в них мечетей. Во Франции многие здания реконструируются и оснащаются под мечети, причем они всегда переполнены и мусульмане ищут все новые здания для создания мечетей. В Мадриде воздвигают новые минареты, а в Италии строятся крупнейшие в Европе мечети .

После событий 11 сентября мир столкнулся с невиданным доселе, стремительным распространением Ислама, люди, в желании познать это вероучение, приходят к осознанию его истинной сути. Мировые средства массовой информации, рассказывающие об Исламе, лишь ускоряют этот процесс.

На сегодняшний день во Франции проживает около 5 миллионов мусульман. Государственные деятели этой страны начали проявлять большой интерес и уделять особое внимание второй по численности религии Франции. Посещение президентом Франции Жаком Шираком мечети и присутствие на богослужении является важнейшим тому подтверждением.

 

Швеция

Правительство Швеции выдвинуло на повестку дня работы парламента предложение о признании Ислама официальной религией страны в законодательном порядке. Журнал “Time” опубликовал статью об открытии в Стокгольме новой, самой большой мечети в стране.

По официальным данным в Швеции, население которой составляет 10 миллионов человек, проживает более 300 тысяч мусульман. Правительство Швеции и население страны относятся к Исламу с большой симпатией. В связи со все возрастающим интересом к Исламу среди граждан страны в прошлом году решением правительства были выделены средства из государственного бюджета на перевод и издание Корана на шведском языке, а так же строительство новой мечети, ибо старых мечетей не достаточно для свободного проведения богослужений всеми верующими. Наряду с этим правительство Швеции создало фонд поддержки учебных заведений, в которых преподаются основы знания Ислама.

 

 

 

Журнал “Der Spiegel” посвятил один из своих номеров теме восхождения Ислама в Европе. /Германия/

Стремительное распространение Ислама во всем мире стало темой номера крупнейшего немецкого журнала “Der Spiegel”. В статье, озаглавленной как “Кем был Пророк Мухаммад?”, содержавшей более 20 страниц, делался особый акцент на то, что истинный Ислам никак не связан с терроризмом или иными формами насилия. Приводились высказывания известных историков, философов, социологов и политиков. В статье признается уникальное положение, сложившееся в мире, ибо ни одна из существующих религий не развивалась когда-либо и не развивается сегодня так быстро как Ислам. Примечательно высказывание известного английского философа Эрнста Гельнера, выделенное в статье: “Ислам – это общественный строй, который Бог предусмотрел для людей”.

Крупнейшие мировые телеканалы транслируют документальные фильмы об Исламе.
Стремительное восхождение Ислама стало одной из наиболее часто обсуждаемых тем в программах различных европейских телеканалов. Наряду с обсуждением социальных и политических аспектов Ислама демонстрируются документальные фильмы об истории вероучения и жизни мусульман. К примеру, английский проект “Время Ислама”, на осуществление которого был затрачен 1 миллион фунтов стерлингов. Документальный фильм, целью которого было ознакомление общества с основами вероучения Ислама, транслировался в течение двух недель по двум телеканалам Английского Информационного Комитета. Аналогичный проект был осуществлен и франко-германским каналом “ Arte ”, подготовившим фильм о жизни пророка Мухаммеда(с.а.с.),съемки которого длились три года.

 

Посещение мечети президентом Германии

Президент Германии Йоханнес Рау – один из активных сторонников межконфессионального диалога в стране. Он выступил во Всемирном Церковном Соборе, проходившем с 29 по 30 января 2001 в Потсдаме, где выразил свое мнение о необходимости сближения и просвещения в вопросах вероучений. Всемирный Церковный Собор провозгласил последующие 10 лет годами “Борьбы с насилием и установлением мира”. Рау оказывает активную материальную поддержку этому движению, считая подобные мероприятия одним из важнейших социальных шагов предпринимаемых в Европе. Рау так же подчеркнул, что мир должен, наконец, осознать опасность социал-дарвинизма и положить конец материалистическому образованию молодежи.(99) Рау неоднократно упоминал о необходимости поддерживать здоровый диалог с мусульманскими общинами Германии, поощрять любые начинания направленные на достижение единения всех верующих. Во время посещения мечети Фатиха в городке Марл президент еще раз подчеркнул необходимость диалога и взаимоуважения всех верующих. Во время этого посещения по случаю наступления праздника Рамадан, Рау отметил, что мусульманские религиозные празднества столь же важны, как и христианские, и ни одна божественная вера не может быть причиной и призывом к террору и насилию.

В Германии, стране с очень высоким процентом мусульманского населения среди эмигрантов, также велико и число этнических немцев, принявших Ислам. Правительство Германии принимает активные меры по распространению подлинных знаний об Исламе среди населения, одной из таких мер являются обязательные уроки по истории Ислама, включенные в программу учебных заведений.

 

Растущий авторитет Ислама в Бельгии

В начале 90-х годов количество мусульман в Бельгии составляло около 285 тысяч. Однако к 1998 году эта цифра возросла до 350 тысяч, что равно 2.5% населения страны. В Бельгии, насчитывающей 240 мечетей, Ислам стремительно расширяет число своих последователей. Сегодня Ислам оставил далеко позади иудейские и протестантские общины и считается второй религией страны после католицизма. Правительство Бельгии всегда относилось к мусульманам с большим пониманием и предоставляло все права и свободы соблюдения богослужений, предписываемых верой. Еще в 1974 году был принят закон, разрешающий мусульманам свободно исповедовать свое вероучение. Бельгийские мусульмане равны во всех правах с католиками, протестантами и иудеями. Одним из важнейших достижений демократических свобод в стране стало законодательное принятие в программу обучения в государственных школах уроков Ислама.

На данный момент в бельгийских школах на государственной основе работают 700 преподавателей Ислама, причем зарплата их выплачивается из государственного бюджета. Еще одной немаловажной деталью государственной поддержки равенства всех вероисповеданий является и тот факт, что правительство оказывает финансовую поддержку в строительстве мечетей и культурных центров, так же как и в выплате пособий служащих там людей. Поддержка, оказываемая мусульманам правительством страны, способствует дальнейшему развитию Ислама в этой стране. Построенная при финансировании правительства мечеть Генк Йунус Эмре была открыта 28 января 2002 года. Присутствовавший на открытии самой большой мечети Бельгии мэр Генка Жеф Гэбриэлс расценил этот день как праздник всей страны, а представитель католической общины города Жан Бунэн сказал: “Есть дома, в которых живут, есть дома, из которых делают больницы, есть дома, которые служат банками, но это – дом Господа и мы приходим сюда все только для того, чтобы поклонятся и возносить Ему благодарение.”

 

Посол Италии принял Ислам

Сенсационная новость о том, что Посол Италии в Саудовской Аравии Торквато Кадрилли принял Ислам, была воспринята мировыми СМИ с большим интересом. Агнество Reuters опубликовало статью под названием “Посол Рима в Саудовской Аравии принял Ислам”. Эта тема несколько месяцев была на повестке дня мировой прессы. Однако известный итальянский дипломат Торквато Кардилли был не первым послом, принявшим Ислам. Выполнявший до него обязанности посла в Саудовской Аравии Марио Сциалоя так же стал мусульманином. Торквато Кардилли – кадровый дипломатом, который по долгу службы длительное время прожил в мусульманских странах. Известие о принятии Ислама послом в Саудовской Аравии вновь всколыхнуло в прессе обсуждение вопроса о восхождения Ислама в Италии. Подсчитано, что в стране, где проживает около миллиона мусульман, за последние два три года в Ислам обратились 5 тысяч человек. (102)

 

Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони принес свои извинения мусульманам страны.

Весьма резкие и оскорбительные высказывания, сделанные Берлускони после события 11 сентября, вызвали волну протеста в средствах массовой информации страны. После чего премьер- министр Берлускони посетил мечеть по время пятничной молитвы и принес свои извинения всем верующим страны, признавшись, что очень сожалеет о своих словах.

Известный своими резко негативными высказываниями о мусульманах премьер- министр Италии Сильвио Берлускони публично принес свои извинения, и просил мусульман простить его необдуманные слова. После заявления 26 сентября 2001 года, в котором говорилось, что Западная культура намного превосходит культуру Ислама, и мусульманам никогда не стать частью Запада в Европе поднялась волна критических высказываний в его адрес, прежде всего от стран Европейского Сообщества. И уже через несколько дней после своего скандального заявления Берлускони пояснил, что его слова были поняты неправильно: он ни в коем случае не собирался чем-либо оскорбить своих мусульманских братьев. Уже 1 октября 2001 года Берлускони организовал прием в честь послов мусульманских стран, аккредитованных в Риме. В письменном заявлении кабинета министров говорилось, что эта встреча стала еще одним поводом для премьер-министра выразить свое уважение к Исламу. В своем заявлении СМИ Берлускони сказал: “Ислам, который исповедуют более 1 миллиарда человек, призывает людей к миру, учит уважать права друг друга, строить добропорядочные и веротерпимые отношения между всеми народами. Ислам воспитывает в человеке самые праведные нравственные черты”.

 

Ислам в Дании

 

Дания в последние несколько лет также переживает новый этап в своей истории. Исламское движение в стране развивается поразительными темпами. Правительство Дании поддерживает волеизъявление своих граждан и, как новый шаг в деле укрепления принципа свободы волеизъявления граждан страны, был принято решение о еженедельных прямых трансляциях по государственному каналу телевидения пятничного богослужения из мечети турецкого культурного центра.

 

 

 

Ислам в европейской системе обучения.

В статье журнала “ The New York Times ”, озаглавленной как “В австрийской школе встречаются крест и полумесяц”, перечислены права на образование, которыми обладают мусульмане в Австрии. Во многих государственных и частных исламских школах Европы выделяются дополнительные часы для проведения уроков основ Ислама. Подобный подход, вне сомнения, станет эффективнейшим методом просвещения подрастающего поколения и борьбы с радикализмом, или религиозным шовинизмом, заложит основу для веротерпимого, искреннего, цивилизованного диалога между культурами.

 

  harunyahya.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий