понедельник, 24 октября 2011 г.

Смерть наследника саудовского престола: как будут развиваться события

Саудовский наследник престола принц Султан бен Абдель Азиз скончался, – об этом событии, как и о его жизненном пути, уже написано на сайте «Нового Восточного Обозрения». Однако важнее не только и не столько констатация факта печального события или рассказ о роли того, кого сегодня в Саудовской Аравии официально называют (обыгрывая его имя) «султаном добра (султан аль-хейр)», имея в виду его огромную филантропическую деятельность, сколько обращение к рассмотрению вопроса о том, как будет назначаться новый наследник престола королевства.

Это связано, прежде всего, с тем, что процесс этого назначения станет дополнительным подтверждением того, что Саудовская Аравия не остается неизменным феноменом, но, напротив, испытывая воздействие многих внутренних и внешних факторов, последовательно (хотя и взвешенно) продвигается по пути модернизации, частью которой выступает и обновление ее политической системы.

Стоило бы заметить сразу, – Саудовская Аравия не была и не является абсолютной монархией (доказывающие это выводы отечественных авторов берут свое начало в советской эпохе с ее специфическим отношением к роли и месту королевства в ближневосточном региональном пространстве). Власть монарха в этой стране, что уже в конце 1990-х гг. было окончательно зафиксировано в принятом тогда первом конституционном акте – Основном законе правления (этот документ был принят вместе с Законом о Консультативном совете, Законом об управлении провинциями, Законом о Совете министров и Законом о Совете по национальной безопасности), не только всегда «теоретически» ограничивалась шариатом (религиозные положения уже в силу их соотнесенности с Богооткровенной книгой не могут рассматриваться как ничего не значащий противовес «неограниченной» власти), но и сама система саудовской власти традиционно основывается на разделении полномочий между правящим семейством и потомками недждийского реформатора Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба – семейством Аль Аш-Шейх. Если на саудовском флаге знаменитая формула «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед Его Пророк» поддерживается мечом правящей династии, то это означает, в т.ч., что любое значимое королевское начинание должно быть санкционировано официальными улемами, концентрированным выразителем мнения которых является семейство Аль Аш-Шейх. Однако вопрос не сводится только к этому обстоятельству.

Отсутствие четко определенного порядка престолонаследия всегда была «ахиллесовой пятой» (в силу понятных и объяснимых причин) любой мусульманской монархии, – саудовский вариант такой монархии (при всей его специфике) не представляет в этом отношении сколько-либо значимого исключения. Но в октябре 2006 г. процесс престолонаследия в Саудовской Аравии подвергся серьезной коррекции, – указом короля Абдаллы бен Абдель Азиза №А/135 были внесены изменения в Основной закон правления.

Если ранее текст третьего раздела статьи 5 этого конституционного акта предполагал, что «король выбирает наследного принца и смещает его своим указом», то новая редакция этого положения подчеркивала, что «призыв принести клятву верности (аль-биъа) королю и выбрать наследника престола осуществляется на основе закона о Комитете по принесению клятвы (Хейъа аль-биъа)». Иными словами, ранее существовавшая исключительная прерогатива правящего монарха самостоятельно назначать вторую фигуру национального политического истеблишмента перешла к коллективному органу – Комитету по принесению клятвы.

Этот орган также создавался на основе указа правящего короля. В его состав вошли «сыновья короля-основателя (нынешнего саудовского государства) Абдель Азиза бен Абдель Рахмана Аль-Фейсала Аль Сауда». Это естественно, – само существование саудовского государства неразрывно и органически связано с правящим семейством Аль Сауд. В том случае же, если кто-либо из них по не зависящим от них причинам (кончина, медицински подтвержденная физическая неспособность выполнять эту роль), то правящий монарх мог «назначить на его место одного из его сыновей, проявившего себя в качестве достойного и способного человека». Наконец, в состав того же Комитета правящий монарх назначал еще двоих членов – одного из собственных сыновей и одного из сыновей нынешнего наследника престола принца Султана. Условием их назначения также являлись «достоинство и способность». Возглавил Комитет принц Машаль бен Абдель Азиз.

Статья 6 закона о Комитете по принесению клятвы гласит: «В случае кончины короля Комитет призывает к принесению клятвы верности наследнику престола в его качестве короля страны на основе данного закона, а также Основного закона правления». Проблема саудовского престолонаследия окончательно институционализировалась. Вместе с тем, важно и то, как в ситуации этой институционализации выбирается наследник престола. Статья 7 закона подчеркивает: «Король по согласованию с членами Комитета предлагает на его рассмотрение кандидатуры одного, двух или трех лиц, подходящих, по его мнению, для исполнения обязанностей наследника престола. Комитет должен предпринять усилия с тем, чтобы выбрать одного из предложенных ему королем кандидатов с тем, чтобы этот кандидат был бы назначен наследником престола. Если же Комитет не придет к согласию в отношении предложенных ему кандидатур, то его члены сами выдвигают кандидатуру достойного, по их мнению, наследника престола». В том случае, если же король «не будет согласен с кандидатом Комитета, то члены Комитета будут голосовать по кандидатурам, предложенным королем и Комитетом». Таким образом, «наследником престола станет тот из кандидатов, кто наберет большее число голосов членов Комитета». Единство королевской семьи начинает строиться на ранее принципиально невозможных базовых основах.

В случае болезни короля Комитет по принесению клятвы создает специальную медицинскую комиссию, которая составит заключение о состоянии его здоровья. Если из этого отчета будет следовать, что король не имеет возможности исполнять возложенные на него государственные обязанности, то Комитет «создаст временный совет в составе пяти своих членов». Этот совет будет «временно (в течение срока болезни короля) управлять делами государства» до тех пор, пока все та же медицинская комиссия своим новым заключением не подтвердит способность короля вернуться к исполнению его обязанностей. Однако «временный совет», находясь у власти, не имеет права «изменять Основной закон правления, Закон о Комитете по принесению клятвы, Закон о Совете министров, Закон о Консультативном совете, Закон об управлении провинциями и Закон о Совете по национальной безопасности». Поставленный в один ряд с основными конституционными документами саудовского королевства закон о Комитете по принесению клятвы также приобретает значение конституционного акта.

Текст закона содержит и статьи, связанные с составом медицинской комиссии. В нее будет входить глава королевской медицинской службы, директор специализированной больницы им. короля Фейсала, а также деканы трех медицинских факультетов королевства. Этих деканов выбирает сам Комитете по принесению клятвы.

В свою очередь, если создастся ситуация, когда смерть настигнет как короля, так и наследника престола, то Комитет должен в течение 7 дней «избрать наиболее способного для исполнения высших государственных обязанностей одного из сыновей короля-основателя Абдель Азиза бен Абдель Рахмана Аль-Фейсала Аль Сауда или сына одного из его сыновей и призвать к принесению ему клятвы верности в качестве короля страны». Основанием для этих действий провозглашается Основной закон правления и закон о Комитете по принесению клятвы. Естественно, что в период до принесения новому королю клятвы верности Комитет осуществляет «руководство государственными делами». 9 октября 2007 г. был предан гласности подписанный королем Абдаллой и оформленный в виде монаршего указа №А/90 «Порядок действия (Аль-Ляиха ат-танфизийя)» Закона о Комитете по принесению клятвы. Публикуя новый документ, король сослался в преамбуле своего указа на то, что этот документ «определяется положениями Основного закона правления и Закона о Комитете по принесению клятвы».

Похороны принца Султана бен Абдель Азиза отложены до 25 октября 2011 г. Его тело должно быть доставлено на родину из Соединенных Штатов, где он скончался, но причина того, что церемония прощания с ним перенесена на несколько дней, заключается, в т.ч. и в том, что его смерть стала поводом для начала деятельности Комитета по принесению клятвы. Его члены (35 сыновей и внуков короля-основателя Ибн Сауда, некоторых из них известие о кончине прежнего наследника престола настигла за пределами Саудовской Аравии) должны собраться, чтобы обсудить кандидатуру будущего второго лица в саудовском политическом истеблишменте.

Сегодня, видимо, нет сомнений в том, что пост наследника престола займет 78-летний принц Наеф Абдель Азиз, с 1975 г. министр внутренних дел, в 2009 г. назначенный королем Абдаллой заместителем председателя Совета министров, обязанности которого исполняет сам правящий монарх. Принц Наеф в полной мере отвечает характеристикам «достоинство и способность», – благодаря его личным усилиям в Саудовской Аравии был нанесен жестокий удар по антисистемному и апеллирующему к религиозным лозунгам подполью. Этот человек стар, но он энергичен и влиятелен. Да, и, кроме того, в стране, уже живущей по нормам писаной конституции (представленной всеми перечислявшимися выше законодательными актами), действующий в ней Основной закон правления в разделе первом статьи 5 провозглашает: «Власть воплощена в сыновьях короля-основателя Абдель Азиза бен Абдель Рахмана Аль-Фейсала Аль Сауда и сыновьях его сыновей»iv. Список «сыновей короля-основателя» (не ограниченный даже давно сократившейся «судейритской шестеркой», к которой не принадлежит нынешний монарх – король Абдалла бен Абдель Азиз) не исчерпан. Саудовская власть еще будет представлена немолодыми правителями.

Но важно, тем не менее, не это обстоятельство, – возможное назначение принца Наефа на пост наследника престола пройдет законодательное апробирование. Это означает, что движение Саудовской Аравии в современность – процесс, который невозможно отрицать.

Косач Григорий Григорьевич – доктор исторических наук, профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: http://journal-neo.com

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий