четверг, 20 октября 2011 г.

Актуальный джадидизм

«Феномен джадидизма и его роль в современных духовных процессах в Волго-Уральском регионе» так назывался круглый стол, который состоялся сегодня в здании Духовного управления мусульман Республики Татарстан.

Участниками круглого стола стали директор Центра Внутриазиатских исследований имени Университета Индианы (США) профессор Эдвард Лаззерини, муфтий Республики Татарстан Илдус Файзов, ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин, директор Института истории АН РТ Рафаэль Хакимов, руководитель отдела образования ДУМ РТ Валиулла Якупов, историк Дамир Исхаков.

В конференц-зале татарстанского муфтията также собрались журналисты, преподаватели казанских вузов, сотрудники Духовного управления мусульман РТ.

Обсуждение поставленного вопроса получилось очень живым и интересным, в этом заслуга как выступавших гостей, так и аудитории, пришедшей послушать известных лекторов.

Первым право выступить дали американскому гостю, известному ориенталисту, специалисту по истории татар второй половины XIX начала XX века Эдварду Лаззерини. Он рассказал собравшимся о своем понимании того, что такое джадидизм. По его мнению, основной характеристикой данного идейного течения являлось особое внимание к человеку. Человек, по мнению Лаззерини, занимал центральное место, которое прежде принадлежало Всевышнему, в миропонимании джадидов. При этом, к джадидам он не относил таких известных богословов, религиозных деятелей как Баруди, Бигиев, Фахретдин, Марджани, которые являлись скорее религиозными реформаторами, по мнению американского историка, но не джадидами. Последователями джадидизма по Лаззерини были Гаспринский, Акчура, Максуди, Султан-Галеев. Последний, как отметил Лаззерини, и вовсе постепенно пришел к атеизму.

По большому счету, сложилось впечатление, что для американского исследователя джадидизм – это что-то близкое к французскому гуманизму, то есть не религиозное течение, а скорее враждебное религии. Такой вот европоцентричный взгляд на понимание даже таких прогрессистских явлений в исламских обществах. Свою аргументацию он подкрепил тем, что одним из первых западных произведений переведенных джадидами на татарский язык стала работа Даниэла Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Метафорично он разъяснил, что европейское просвещение в татарское исламское общество пришло через учение джадидов, подобно тому как Робинзон Крузо стал для аборигена Пятницы источником нового мира. Такой вот элегантный намек на восприятие мусульманских обществ. Вполне в духе европейского ориентализма…

Выступавший следом за американским исследователем Рафаэль Хакимов в своем докладе отметил, что зарождение джадидизма было связано непосредственно с появлением капитализма. Джадидизм одновременно как порождение новых капиталистических отношений в татарской среде (большинство джадидских медресе открывались татарскими капиталистами), так и ответ на новые вызовы капиталистического мира. По мнению Хакимова, ключевым для джадидизма стал отказ от схоластики и ориентации на религиозных авторитетов.

Позиции Рафаэля Хакимова и Эдварда Лаззерини роднит поиск причин возникновения джадидизма во внешних факторах.

В выступлении Рафика Мухаметшина был сделан акцент на выявлении внутренних причин формирования джадидизма.

Резюмируя выступление ректора РИУ, можно сказать, что в истории ислама множество примеров того, как новые идеологические течения порождали внутриисламскую дискуссию, которая в свою очередь подстегивала исламских ученых на новые поиски и решения. В свое время такими интеллектуальными раздражителями были хариджиты и мутазилиты. Так и в XIX веке в татарской среде была дискуссия между разными группами, которые порой по разному видели пути решения стоящих перед татарским обществом проблем, что привело к появлению кадимистских и джадидистских точек зрения.

Руководитель отдела образования ДУМ РТ Валиулла Якупов, наверное, лучше всего обозначил идеологическое несогласие с первым выступающим. По мнению Якупова, секуляристские тенденции, которые победили в христианском мире показали, что христианство оказалось слабым звеном в борьбе с антирелигиозными силами. Ислам же в этом отношении сильнее, поэтому в исламском мире религию не загнать в приватную сферу по примеру Европы.

Джадиды и кадимисты по мнению Якупова, на самом деле были единомышленниками и им необходимо было реагировать на внешние обстоятельства. В частности, появление джадидизма – это попытка ответить на вызовы капитализма. «Хотя, конечно, были капитулянты типа Султан-Галеева», – отметил Якупов.

Живое обсуждение выступлений лекторов, тем не менее, оставило открытым вопрос о том, насколько актуален джадидизм (как и кадимизм) в современных условиях.

Данис ГАРАЕВ

Источник:www.islam-portal.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий