воскресенье, 23 октября 2011 г.

Любовь и мир как основные цели Ислама

Определение термина «Ислам»
Слово «Ислам» привлекает внимание своим глубоким позитивным значением. Оно имеет общий корень со словом «сильм» (примирение), а также «саляма» (мир, спокойствие). Понятие «Ислам» включает в себя следующие смыслы: «мир или установление мира, добрососедские отношения, здравие, безопасность, надёжность, успокоение, спасение, отдаление от опасностей, бед и несчастий; благо, упрочение доброго и полезного; покорность, отстранение от недостатков и от всего постыдного».

Если рассматривать слово «Ислам» в значении «покорность», то можно выявить следующий смысловой ряд: «быть покорным Всевышнему, следовать Истине, покориться Его Воле с целью достижения мира, спокойствия и безопасности, жить по законам, изложенным в Коране, создавать атмосферу мира и доверия». От него производное слово «таслима» имеет то же значение: «стать покорным», то есть стать «мусульманином», «стать тем, от кого исходит мир, проявлять доброжелательность и спокойствие», быть тем, «кто является средоточием любви и милосердия». Все эти и многие другие смыслы понятия «Ислам» упоминаются в разных аятах Корана .

Обобщая данные значения, попробуем дать определение Исламу. Ислам — это «покорность Аллаху, поклонение только Ему, выполнение Его указаний, искреннее служение, признание Книги, переданной через Пророка Мухаммада (с.а.с.), и следование по его пути». Отсюда мусульманин — это верующий, который находится в атмосфере мира и безопасности, то есть под сенью Ислама, который, в свою очередь, требует от мусульманина распространения мира и согласия, проявления усердия к тому, чтобы состояние мира было устойчивым и постоянным.
Эта цель прописана в Коране. Всевышний Аллах призывает людей к «сульху», то есть к миру и процветанию, советует не попадаться на уловки шайтана. Известно, что шайтан — враг мира и спокойствия, сторонник раздора. Поэтому в суре «аль-Бакара» сказано: «О, вы, которые уверовали! Будьте покорны Аллаху всецело и не следуйте по стопам шайтана, ибо он, воистину, — явный враг вам» (Св. Коран, 2:208).

Цель Ислама
Ислам — религия добра и благоденствия, Пророк Мухаммад (с.а.с.) — Пророк мира и любви. Ислам ратует за установление в обществе братства, взаимопомощи, справедливости, прав каждого. Цель Ислама: через запреты и предостережения создать условия, при которых жизнь человека, жизнь его потомства будут в безопасности, условия, при которых человек не потеряет своего достоинства, а будет иметь возможность жить, соблюдая законы своей религии, пользоваться установленными правами и благами, нести определенные обязательства.
Согласно Корану, му'мины — братья, и если между ними произойдёт недопонимание, разногласие или обида, они должны непременно разъяснить ситуацию и совершить перемирие. В суре «Худжурат» по этому поводу говорится следующее: «Ведь верующие — братья. Потому устанавливайте мир между братьями, бойтесь Аллаха — быть может, вас помилуют» (Сура «аль-Худжурат»,49/ 10).

Му'мины поддерживают друг друга в том, чтобы не нарушать запретов Аллаха, помогают сохранять религиозную чуткость. Коран призывает: «…Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Сура «аль-Маида», 5/2). Му'мины все важные дела совершают после того, как посоветуются друг с другом: «…(они) вершат свои дела по взаимному совету и делают пожертвования из того, чем Мы их наделили» (Сура «аш-Шура», 42/38). Коран советует му'минам быть справедливыми: «…Будьте стойки в справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, если даже свидетельство будет против вас самих, ваших родителей или родственников. Будет ли тяжущийся богатым или бедным, Аллах [рассудит] их наилучшим образом. Будьте беспристрастны, в противном случае вы отступите от справедливости» (Св. Коран, 4:135).

Как указано в Коране, мусульманин — это человек, идущий по истинному пути. Правдивый и справедливый, он придерживается меры во всём, живёт, совершенствуясь духовно, используя разумность и добросердечность как единственно возможные средства достижения успеха на этом пути. Он рассудителен, мудр, благороден, у него ровные отношения с окружением, он ведёт благочестивый образ жизни.

Самое большое желание мусульманина жить, уверенно идя по истинному пути. В суре «Худ» говорится об этом: «Будь же стоек на прямом пути, как тебе велено, вместе с теми, кто обратился [к Аллаху]. И не преступайте [границ дозволенного], ибо, воистину, Он видит то, что вы вершите» (Св. Коран, 11:112), Сподвижники Пророка говорили, что сильнее воздействия этого аята они ничего подобного не испытывали. Сам Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) утверждал: «Меня состарила сура "Худ"».

Прощать, проявлять милосердие
Ислам — это прощение и миролюбие.

Создатель милостив по отношению к Своим творениям. Его Пророк чуток и мягок по отношению к мусульманам. О его переживаниях за судьбы людей говорится в Коране: «К вам явился Посланник из вас же. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он жаждет [наставить] вас [на истинный путь], а к верующим он сострадателен, милосерден» (Св. Коран, 9:128).
Всевышний Аллах повелевает своему Пророку (с.а.с.) быть прощающим: «Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро, и не водись с невеждами» (Св. Коран, 7:199). Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) по милости Всевышнего, милосердно и мягко обращаясь с людьми, был человеком, которому они полностью доверяли. Если бы он вёл себя жёстко и грубо, люди, окружавшие его, не пошли бы за ним, и сплочение было бы разрушено. В Коране об этом говорится: «По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад, ] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Так прости же их сам, проси для них прощения [у Аллаха] и советуйся с ними о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих» (Св. Коран, 3:159).

Аллах и Его Пророк (с.а.с.) добры и чутки к людям, и мусульмане, которые берут на себя ответственность быть на пути Ислама, должны быть такими же. О последователях Пророка Мухаммада (с.а.с.) невозможно подумать, что они могут быть высокомерными, завистливыми и жестокими.

Всевышний Аллах, повелевая Пророку быть прощающим, советует создавать в обществе такую атмосферу, в которой отчуждению и озлобленности не будет места. Спокойная обстановка возможна при условии, что люди будут советоваться друг с другом при совершении важных дел (Св. Коран, 3:159; 43:38). Сам факт того, что люди считают нужным советоваться между собой, говорит о том, что их взгляды имеют ценность друг для друга и играют важную роль в жизни общества. Действительно, дружеский совет снимает напряжённость, возникает чувство общности интересов и доверия, укрепляются профессиональные отношения. Такая общественная обстановка позволяет людям быть свободными от всякого рода разрушительных подозрений, домыслов и сплетен.

Согласно воззрению Ислама, все люди равны перед Всевышним. Язык, род, цвет кожи, имущество не могут быть предметом гордости или различия . В 13 аяте суры «Худжурат» говорится, что весь род человеческий был создан от одной пары, мужчины и женщины, и разделён на племена, нации и народности. Бог задумал, чтобы люди знакомились друг с другом. И всё это для того, чтобы люди поклонялись Аллаху, для Которого ценен тот из них, кто остерегается всего в этом мире, что может привести к бунту и неповиновению Ему. Этот аят подтверждает важность и смысл того, что нужно быть собранной личностью, обрести некое лицо как «удостоверение личности». Но при этом в Коране особо подчёркивается, что принадлежность к тому или иному социальному слою не является причиной превосходства. Честь и достоинство человека не в том, какое благо принадлежит ему по праву его рождения, для обретения которого он не затратил никаких сил и не проявил воли, а, наоборот, ценен человек тем, что достиг, проявляя свою волю и усердие. Авторитет и уважение в обществе мусульманин должен заработать своим трудом, служа на благо людям, принося обществу и себе пользу от приложения своих сил. Согласно Исламу, именно подобное поведение является достойным мусульманина.
Человек — «ашрафи махлюкат» (самый совершенный из созданных) — создан «ахсани таквим» (в прекраснейшем облике). Это обязывает человека быть миролюбивым, терпимым, доброжелательным и скромным. По Исламу, служение Всевышнему сводится к выполнению двух положений:

1. С любовью и благоговением выполнять законы Всевышнего;

2. Проявлять любовь и милосердие к созданиям Аллаха — из любви к Нему.

Всевышний Аллах велит Пророку (с.а.с.) быть прощающим, ведь умение прощать искренне и навсегда — одно из ценнейших качеств мусульманина. Важно уметь контролировать свои чувства, не позволять гневу и возмущению совершать необдуманные поступки и действия, чтобы потом не сожалеть о них.

Хотя человек вправе ответить на зло подобным же образом, воздержание от этого, по Корану, лучше. Прощение для богобоязненного верующего — наиболее подходящий выбор. На эту тему Коран говорит следующее: «Воздаяние за зло — равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознаграждён Аллахом. Ведь Он не любит нечестивцев. И, конечно, нет укора тем, которые защищаются против нападения. Укора, несомненно, заслуживают те, которые притесняют людей и бесчинствуют на земле безо всякого права на то. Им уготовано мучительное наказание» (Св. Коран, 42:40-42).
Каждый человек идёт по тому пути, которое предписано ему Всевышним. Но самый благостный путь — это путь служения людям ради довольства Всевышнего. Мусульманин не имеет права из-за своих личных амбиций и тщеславия потворствовать разжиганию ссоры и раздора. Поистине, мусульмане — это те, кто соревнуются между собой в совершении добрых дел и отношений.

Безопасность и надёжность
Ислам способствует тому, чтобы в обществе каждый человек чувствовал себя защищённым, находящимся в безопасности. Потому одним из свойств всех Пророков является надёжность (аманат). Они посылались к разным народам и в разные земли, они прикладывали огромные усилия для того, чтобы были соблюдены права людей, чтобы люди жили в безопасности, защищённости. Пророкам можно было доверять во всём. Они ответственно относились ко всему, что оставляли им на хранение. Таким был и Пророк Ислама (с.а.с.), он обладал этим качеством даже в глазах своих противников.

Известно, что отсутствие доверия, уважения оказывает разрушительное воздействие на жизнь семьи, общества и даже на экономическую ситуацию страны. Пророк (с.а.с.), подчёркивая, что доверие и предательство не могут быть в одном месте, отмечал, что тот, кто неискренен в отношениях, совершает предательство, своим поведением наносит вред — «не из нас». Он рисовал портрет идеального мусульманина. По словам посланника Аллаха (с.а.с.), «Мусульманин — это человек, в котором уверены, что от его языка и от его рук можно ожидать только хорошее. Му'мин — это человек, который знает, что люди могут быть уверены в нём относительно своей жизни и своего имущества» .

В одном из хадисов Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) даёт такое определение благочестивому человеку и тому, кто не достоин доверия: «Благочестивый из вас тот, в доброте которого люди уверены, и уверены в том, что от него не может исходить что-либо плохое; плохой (нравственно) из вас тот, от кого никто не ожидает ничего доброго, и тот, в ком никто не уверен в том, что его не коснётся зло, исходящее от него самого» .

Из вышесказанного следует, что доверия заслуживает тот человек, который никоим образом не внушает страх другим.

Ислам — это в первую очередь высокая нравственность, любовь и уважение к Всевышнему и Его Пророку, к людям и ко всем живым существам. Мусульманин воспринимает всё созданное Всевышним, как данное ему во временное пользование и хранение, и чувствует себя обязанным достойным образом оправдывать это доверие.

Общественное согласие
Согласно Исламу, мусульманину нужно отдаляться от любого действия, которое способствует нарушению общественного порядка и согласия. Он должен усиленно бороться с неуемными желаниями нафса, которые могут нанести вред не только самому человеку, но и окружающим его людям.
Ислам расценивает беспричинное нападение на людей и убийство их великим грехом. Совершение подобного преступления столь губительно, что убийство одного человека расценивается как покушение на жизнь всего человечества. При этом Ислам высоко ценит спасение жизни одного человека, оценивая это как спасение всего человечества .

В одном из хадисов Пророк (с.а.с.) подытожил те достижения, которые Ислам сделал свой целью: «Должно быть установлено такое состояние безопасности и защищённости, при котором один всадник может проехать от Саны до Хадрамаута, не испытывая никакого страха, кроме как страха перед Всевышним. Пастух, ведущий своё стадо на выпас, не должен испытывать никакого страха, кроме как опасения, что на его стадо может напасть волк» . И такое положение мира и безопасности было достигнуто в Медине во времена Пророка Мухаммада (с.а.с.).

Если учитывать контекст событий, во время которых Пророк (с.а.с.) говорил об этом, то становится очевидным, какое большое значение Ислам придаёт миру и согласию между людьми. В то время мусульмане были подвержены гонениям и истязаниям, находились под страхом смерти, их материальные условия были сложнейшими. Несмотря на это Пророк Ислама (с.а.с.) наставлял своих сподвижников вести себя достойно и дружелюбно, не мстить, не озлобляться, а создавать такие условия, при которых люди чувствовали бы себя в безопасности, чтобы права их не были нарушены, а в обществе поддерживалось общественное согласие. Мусульмане ратовали за мир, очищенный от насилия и страданий. Они шли за Пророком (с.а.с.), который призывал: «Не порывайте отношений друг с другом! Не отворачивайтесь друг от друга. Не относитесь друг к другу с ненавистью. О, рабы Аллаха! Будьте братьями друг другу!»

Перемирие, исправление и праведные дела
Примирение враждующих сторон означает, что общество стремится к миру и спокойствию. Исправление ошибок, работа над собой, освобождение от разногласий внутри самого себя — вот что приводит человека к достижению внутреннего покоя и равновесия. Праведные дела, добрые поступки в любых ситуациях помогают утверждению мира. На службе добра, таким образом, выступают: богослужение, взаимопомощь, улыбка, дружеская поддержка, добрые слова, приветствия. Проявления этих качеств способно погасить вспышки гордости, гнева, зависти и ненависти. Благие деяния отдаляют человека от насилия извне и очищают от внутреннего хаоса, оставляя место умиротворению. Коран советует: «…Будьте в ладу между собой, повинуйтесь Аллаху и Его посланнику, если вы — верующие» (Св. Коран, 8:1).

Подводя итог сказанному, обратимся снова к Корану, который говорит: «Мирное решение — лучше» (Св. Коран, 4:128). Ислам выступает за общественное и мировое согласие. А значит, отношения между странами и государствами тоже должны базироваться на принципах мира и сплочённости.

В заключение
Ислам — это любовь, мир, благоденствие. Безопасность и надёжность. Доверие. Таким образом, главная цель Корана, ниспосланного в великую Ночь Предопределения (которая и сама по себе является воплощением Божественной благодати и милости), — показать людям пути обретения счастья и согласия.

В Коране упоминается, что место пребывания праведников в вечной жизни — Рай — обитель мира и покоя. И не случайно одно из 99-ти прекраснейших имён Аллаха звучит «ас-Салям» — что значит «Мирный, Миротворящий, дарующий своим рабам мир, из любых опасностей выводящий своих рабов к миру». Всевышний Аллах избрал для людей Ислам — религию любви и мира. И никто не имеет права связывать её с насилием и воинственностью. В течение многих веков мусульмане в меру сил своих прикладывали самые искренние усилия для того, чтобы установить мир и благополучие. И лишь когда они получали от своих противников сильное сопротивление, то вынуждены были прибегнуть к защите, в результате чего происходили военные столкновения. Конечно, были и другие случаи. Из-за поведения людей, сердца которых достаточно не усвоили мусульманские принципы ненасилия, произошло нарушение установлений религии Аллаха. Но это частные случаи. Тем не менее, на протяжении мусульманской истории верующие показали, что любовь, сострадание, милосердие являются основными постулатами в вопросе отношения к самому себе и к людям. В центре исламской культуры всегда на первом месте стояло стремление создать условия для того, чтобы люди и народы жили в атмосфере мира и добрососедства.

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий