понедельник, 17 октября 2011 г.

Нововведения (бидъа) в Исламе

Одна из причин разделения уммы – непонимание слова «бидъа».

«Тому, кто внёс в Ислам хорошее действие, будет воздаяние за это действие и следование других этому действию…» (хадис передал имам Муслим).

К сожалению, сегодня мы являемся очевидцами разделения мусульман на течения и группы, как про это рассказывал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Случается так, что полные невежды берутся выносить очень тяжёлые, даже для учёных-муджтахидов, решения. В результате, из-за недостатка знаний и непонимания религии, начинают обвинять в неверии или заблуждении всех, кто не согласен с их узким взглядом на решения и мнением, не имеющим веса в религии.

Сегодня многие хотят проявить себя через религию Аллаха, добиться известности, а некоторые решили зарабатывать, манипулируя терминами Ислама, такими как «джихад», «бидъа», и занимаются вымогательством.

Одна из причин разделения уммы – непонимание слова «бидъа». Приведём мнение авторитетных учёных ахлу-сунны по этому вопросу.

Известный арабист Аль-Фуюми в книге «Мисбахуль Мунир» и Мухаммад Муртаза Аз-Забиди в книге «Таджуль Арус» сказали: «"Бидъа" на арабском языке означает: то, что появилось и не было подобного этому ранее; в Шариате: то, что появилось после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и нету аята и хадиса об этом».

По мнению учёных ахлю-сунны, бидъа в Шариате бывает двух видов:
Недозволенная, например: обвинение верующих в куфре, приписывание Аллаху органов и т. д.
Дозволенная, например: исламские учреждения, чётки, книги, мавлид и т. д.

Нельзя сказать, что каждое нововведение – заблуждение, потому как нововведение – это то, чего не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха); великие сподвижники и праведники вводили и после Пророка (мир ему и благословение Аллаха) некоторые достойные нововведения, примеров очень много, вот некоторые:
Сбор на молитву таравих в месяц Рамадан – стал совершаться во время правления второго праведного халифа Умара, сына Хаттаба, тогда как во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и правления первого праведного халифа Абубакра (да будет доволен им Аллах) верующие не собирались в мечети для таравиха под руководством имама.
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах), после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в ташаххуде, после слов: «ассаляму аляйка аюха набию» – добавлял: «ассаляму аляйна мин раббина ва аля…», то есть фразу «мин раббина» (Табарани) ни Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и никто в его время так не говорили.
Второй азан (призыв на молитву) в пятничный день – появился во времена третьего халифа Усмана. Второго призыва не было во времена Пророка (мир ему и благословение), первого халифа Абубакра и во времена второго халифа Умара.

Таких примеров сотни.

Мнение по мазхабу Шафии:

Имам Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Бидъа бывает двух видов:

1. Похвальная – соответствующая сунне.

2. Порицаемая – противоречащая сунне («Хульятуль Авлия», том 9, стр. 76).

Также Байхаки (да будет доволен им Аллах) от имама Шафии передал: «Нововведения бывают двух видов:
Противоречащие Корану, сунне и иджмау (единогласие учёных) – это порицаемые нововведения.
Хорошие нововведения, не противоречащие вышеприведённому, являются одобряемыми».

Далее имам Шафии порицал называть нововведением то, у чего есть основа в Шариате, даже если саляфы-салихуны (праведные предки первых трёх веков после смерти Пророка) не совершали этого, ибо они могли не соблюдать это действие по каким-то причинам, или в их время лучше было оставить его, или они упустили знания об этом действии» («Манакибу» Шафии, том 1, стр. 461).

Великий имам мазхаба Шафии, имам Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Бидъа бывает порицаемой и одобряемой» «Тазхибуль Асма»).

Хафиз ибн Араби (да смилуется над ним Аллах), комментируя книгу «Сунан Тирмизи», дойдя до хадиса «Остерегайтесь нововведений» (имам Ахмад, Тирмизи, Абу Давуд, ибн Маджах, Дарими, Хаким и др.), говорит: «Знай, да одарит тебя Аллах знанием, что нововведения бывают двух видов. Здесь идёт речь о нововведении, возникшем в результате собственных страстей и соблюдающемся как вздумается. Это нововведение – заблуждение. Что же касается того, что совершали сподвижники или праведные руководители (имамы), то такие нововведения не являются заблуждением. Нельзя говорить, порицаемое нововведение или нет, только лишь из-за слов «бидъа» или «мухдасат» и их смысла, а надо смотреть, призывает ли это нововведение к заблуждению, если да, то это заблуждение».

Но некоторые учёные, например, имам Азруи, делят нововведения на пять видов:
Обязательное: изучение грамматики, науки единобожия – чтобы уметь аргументированно давать отпор, например, атеистам.
Желательное: провозглашать азан (призыв на молитву) с минаретов, писать книги по исламским наукам, строить исламские учреждения.
Дозволенное: использовать стол, а также обилие, разнообразие в еде и питье.
Нежелательное: украшать Кораны и декорировать мечети.
Запретное: противоречащее Корану и сунне, то, которому нет основы хотя бы с намёком на дозволенность и пользу в делах Шариата, то есть существует аят или хадис, запрещающий данное нововведение (иъанту талибин).

Что же касается хадиса: «Каждое нововведение – заблуждение» (Ахмад, Абу Давуд, Тирмизи, ибн Маджах, Дарими, Хаким и т. д.), то он не указывает на конкретное нововведение.

Вот что говорят авторитетные учёные ахлю-сунны, мазхаба Шафии.
Имам Навави (да будет доволен им Аллах) по поводу данного хадиса сказал: «Этот хадис содержит общее понимание и указывает на нововведения, на которые в основе Шариата нет доводов и ранее они не совершались. Учёные разделили нововведения на обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное, запретное…» («Шарху сахихиль», № 154–155).
Хафиз ибн Раджаб в толковании этого хадиса сказал: «Смысл этого хадиса – новшество, у которого нет основы в Шариате, а если основа есть, то даже нововведением в Шариате не называют, так его называют только в арабском языке».
Хафиз ибн Хаджар сказал: «Цель слов "Каждое новшество – это заблуждение" – то, что появилось в религии без общего или частного довода и появилось после жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и если нововведение содержит благое, то это желательное нововведение…» (самое сильное толкование достоверных хадисов аль-Бухари «Фатхуль барии», том 4, стр. 298).
Аль-Газали сказал: «Не каждое нововведение является запретным, запретным является нововведение, противоречащее установленной сунне, более того, в некоторых ситуациях нововведение обязательно – если изменились причины (вынесение решения и т. д.)» («Ихъя», том 2, раздел о еде).
Иззу бну Абдуссалям сказал: «Нововведения разделяются на обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное, запретное. Метод различения нововведений – это сопоставление с канонами Шариата, и если нововведение необходимо, значит оно – ваджиб (обязательное)…» («Каваидуль Ахкам», том 2, стр. 172–174).

Также есть хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тому, кто придумал в Исламе хорошее действие, будет воздаяние за него, и люди последуют за ним. Тому же, кто придумал плохое действие, будет грех этого действия, и люди будут следовать ему без малейшего убавления» (имам Муслим, Насаи, Ахмад, Тирмизи, ибн Маджах). Этот хадис уже обособляет и конкретизирует тот, в котором говорилось: «Каждое нововведение – заблуждение». Как пишет известный учёный Абдуллах, сын Сыддика Аль-Гамари: «По поводу этого хадиса имам Навави (да будет доволен им Аллах) в толковании достоверных хадисов сказал: "Этот хадис побуждает ставить начало (ибтида) каждому благому делу, проводить благой путь и остерегает от низких и мерзких поступков". Также этот хадис обособляет смысл хадиса «Каждое нововведение – заблуждение», т. е. здесь идёт речь о порицаемых вещах и качествах…» («Иттикану сунъати фи тахкикиль бидъати», том 20, стр. 261).

Мнение по мазхабу Абу Ханифы

Ибн Абидин Ханафию (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нововведение бывает обязательным – как изучение знаний в ответ заблудшим и изучение грамматики, чтобы понимать Коран и сунну. Бывает желательным – как строительство медресе и каждое благое, которое не было в основе (во времена Пророка). Бывает нежелательным – как декорирование мечетей. Бывает дозволенным – как разнообразие еды и питья или одежды» («Хашият», том 1, стр. 376).

Также Бадрудин Айнию, в толковании «Сахихуль Бухари», том 11, стр. 126, возле комментария к слову Умара, сына Хаттаба: «До чего же прекрасно это нововведение» – когда люди собрались совершить таравих под руководством имама, ибо ранее они делали это по отдельности, сказал: «Бидъа – это сотворение действий, которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Далее оно делится на два вида: если содержит благое в Шариате, то называют – одобренное нововведение, если же содержит плохое, называют – порицаемое нововведение».

Мнение по мазхабу имама Малика

Мухаммад Заркани к комментариям слов Умара, сына Хаттаба, – «Как прекрасно это нововведение» – сказал: «Это нововведение потому, что его не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и даже во времена Сыддыка. В арабском языке смысл: то, чего не было ранее; а в Шариате: то, чего не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Нововведение делится на пять видов» («Шархуль Муватта» имама Малика).

Шейх Ахмад, сын Яхъи Ваншариси Аль-Малики, сказал: «Наши последователи если и согласны на порицание нововведений в общем виде, но истина возле них, потому что они разделили нововведения на пять видов». Далее, перечислив их и примеры к ним, он сказал: «Поистине, нововведения надо соотносить с канонами Шариата, и в зависимости от решения Шариата (обязательное, желательное и т. д.), то и нужно оставлять. И когда будет такой подход, то, нет сомнения, слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Каждое нововведение – заблуждение» – это общее понятие, не конкретизированное, какое нововведение как утвердили имамы» («Аль-Мияруль Муриб», № 357-358).

Мнение по мазхабу Ахмада, сына Хамбалы

Шамсудин Мухаммад, сын Абуль Фатха Аль Балию Ханбалию, сказал: «Нововведение – это совершение того, чего ранее не было, оно бывает двух видов: правильное и являющееся заблуждением. В Шариате оно разделяется на пять видов» («Аль-Матлау аля абвабиль макна», стр. 334).

Ибн Асир (да смилуется над ним Аллах) о слове Умара, сына Хаттаба, – «Как прекрасно это нововведение» – сказал: «Нововведения бывают двух видов: правильное и заблуждение. Нововведение, противоречащее повелению Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), является заблуждением…» («Нихаяту фи гарибиль хадис», том 1, стр. 106).

Из вышесказанного следует: если нет аята, хадиса или иджмаа учёных на запрет какого-либо нововведения, то оно не запретно.

То есть тот, кто отрицает суфизм (тарикат), коллективное зикру (поминание Аллаха), мавлид, чётки и т. д., должен аргументировать свою точку зрения аятом Корана, достоверным хадисом, иджма.

Можно привести ещё очень много мнений великих учёных ахлю-сунны. Что касается Ибн Таймии, ибн База, Альбани, Мухаммада ибн Абдульваххаба, Джамиль Зину, ибн Кайима, то это сомнительные личности, очень часто противоречащие иджама учёных ахлю-сунны. По этой причине их точки зрения не принимаются как довод, и не надо никого обманывать, опираясь на их взгляды.

Да наставит Аллах всех нас и откроет сердца заблудших!

Источник: islam.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий