понедельник, 17 октября 2011 г.

Хадж: посещение благословенных земель

«Воистину, первый дом, который был воздвигнут, чтобы люди предавались богослужению, – это тот, который в Мекке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров. В том Доме – ясные знамения для людей, место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в Хадж к Дому. А если кто-либо не верует и не совершает Хаджа, то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров» (Сура «Али Имран», 3/96,97)
… Планеты обращаются вокруг солнца по почти круговым орбитам, лежащим приблизительно в одной плоскости, в направлении против часовой стрелки, если смотреть со стороны северного полюса Земли.
Мусульмане совершают таваф – ритуальный обход против часовой стрелки вокруг Каабы во время Хаджа или Умры.

Кааба – это место, к которому обращаются во время молитвы мусульмане всего мира, когда находятся далеко от нее. Кааба являет собой грандиозную картину единства бытия, когда окружена верующими, съехавшимися со всего света, говорящими на самых разных языках, обходящих ее, произносящих молитвы. Существует несколько видов тавафа: таваф «аль-кудум» – семикратный обход Каабы по случаю прибытия в Мекку; таваф «аль-ифада» – семикратный обход Каабы по случаю праздника жертвоприношения, который является одним из важнейших обрядов Хаджа; таваф «аль-вада – семикратный обход Каабы по случаю отъезда из Мекки после завершения Хаджа или малого паломничества; дополнительные обходы, которые можно совершать в любое время.
Черный Камень служит паломникам ориентиром, точкой отчета начала и завершения тавафа. Черный Камень (Хаджару-ль-Асвад) – это благословенный камень, приветствуя и целуя который, паломники дают клятву на верность Всевышнему Аллаху. В то же время, приветствовать его – значит взять на себя обязательство держать в уезде низменные стремления своего нафса. Между тем, Хаджару-ль-Асвад является всего лишь камнем. Праведный Умар (радыйаллаху анху), целуя его, говорил: «О, Хаджару-ль-Асвад! Я знаю, что ты просто камень. Нет от тебя ни пользы, ни вреда. Целую я тебя лишь потому, что видели мои глаза, как целовал тебя Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям)!» (Муслим, Тирмизи).
Стены Каабы не раз перестраивались, менялись и камни, но Хаджару-ль-Асвад остается на своем месте таким, каким был раньше. Как много благородных рук его коснулось, как много благословенных губ его поцеловало!
Священные земли… В этих местах есть возможность пережить духовный опыт человечества… Со времен Адама (алейхиссалям) эти земли вбирают в себя духовность верующих сердец и впитывают слезы любви ко Всевышнему. Здесь паломники идут по следам Пророков и обращаются ко Всевышнему с молитвой, как когда-то обращался к Нему Ибрахим (алейхиссалям): «О Господь! Прости нам наши грехи! Ты – Рахим! О Господь! Веди мое потомство по стезе моей религии!»
Хадж освобождает, возрождает человека, открывает ему новые духовные горизонты и приближает к Истине. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Пусть поторопится собравшийся в Хадж!»
Хадж – это духовная дорога в прошлое. Согласно преданиям, покинув Рай, Адам (алейхиссалям) и Хава встретились в долине Арафат и вместе отправились на запад. Достигнув места, где теперь стоит Кааба, Адам (алейхиссалям) стал просить своего Господа дать ему колонну из света, подобно той, которая была в Раю, для того чтобы обходить вокруг нее в знак благодарности Всевышнему Аллаху. Мольба была принята, колонна появилась, и Адам (алейхиссалям) принялся совершать таваф. Исчезла чудесная колонна лишь во времена Пророка Шита (алейхиссалям). На ее месте остался черный камень. Тогда Шит (алейхиссалям) построил там четырехугольное каменное здание, разместив черный камень в одном из его углов. Во времена Пророка Нуха (алейхиссалям), после потопа, черный камень на долгие времена был скрыт под песками. Позже, по приказу Всевышнего Аллаха, откопав фундамент Каабы Шита, Ибрахим (алейхиссалям) и Исмаиль (алейхиссалям) возвели на нем новое здание. Завершив строительство, Ибрахим (алейхиссалям) просил у Аллаха:
«Господи! Сделай это страной безопасной и надели обитателей ее плодами, – тех из них, кто уверовал в Аллаха и в Последний День» (Сура «аль-Бакара», 2/126).
В благословенные края направляются навестить места Ибрахима (алейхиссалям), повидать родину Исмаиля (алейхиссалям) и его потомков. Там родился и вырос Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям). Оттуда зазвучал его первый призыв к Исламу. Здесь звучал голос Биляля Хабаши, созывающего на молитву с крыши Каабы. Паломники со всего света стекаются туда вдохнуть воздух, которым дышал последний Пророк (салляллаху анху ва саллям), попытаться окунуться в ту атмосферу, в которой он находился. Он ходил в окрестностях Харама по этим же самым улицам. В волнении от мысли, что нога ступает на след Пророка, хочется прильнуть лицом к земле.
Лишь стоит взглянуть на эти места сердцем, как внутри что-то происходит, некое высокое волнение охватывает все существо, в душе разливается безграничная любовь. Глаза становятся влажными, язык повторяет тасбих и тахлиль – слова восхваления Всевышнего. В Коране сказано, что почтение к священным местам и обрядам свидетельствует о благочестии сердца (Сура «аль-Хадж», 22/32).
Несколько столетий назад паломники из Стамбула, вышедшие в путь с намерением совершить Хадж и посетить город, в котором находится мечеть Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) уже в самом начале пути погружались в атмосферу «Харамайниш-Шарафайн» (двух священных городов), поэтому дорога, ведущая из европейской в азиатскую часть города, называлась «Харем». Удивительной иллюстрацией этому служит история, произошедшая в 1678 году с поэтом Наби. Он находился в пути к священным городам, вместе с ним следовали несколько государственных мужей. Отдыхая в дороге, один из его спутников, паша, небрежно вытянул ногу в сторону Пресветлой Медины. Впечатленный увиденным, поэт написал строки, впоследствии ставшие знаменитыми:
О, Наби, войдя с почтеньем
В пророческую обитель.
Смотри, как ангелы кружат,
Целуя Пророка свет!…

Продолжив свое путешествие, незадолго до наступления времени утренней молитвы, паломники вошли в Медину. Когда они приблизились к мечети Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), с ее минаретов до Наби донеслись стихи… написанные им накануне. Потрясенный поэт разыскал муаззина и спросил его:
– Откуда вы знаете эти стихи?
– Во сне, в эту ночь, все мы увидели Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Он сказал нам: «Один человек из моей Уммы, которого зовут Наби, идет меня проведать. Он любит меня всем сердцем. Встречайте же его с мединских минаретов этими стихами!» Мы выполнили этот приказ!
Наби разрыдался:
- Так значит Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал «Моя Умма!» Значит, я в его Умме!.
Да поможет нам Всевышний Аллах удостоится чести быть Уммой Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), благословит нам возможность посетить эти благословенные места, трудами своими заработав необходимый для этого достаток, очистить наши сердца молитвами о прощении грехов, наполнить свои ум и сердце правильным и полезным знанием. Да благословит нам Всевышний успех жить и умереть мусульманами. Амин!

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий