четверг, 8 сентября 2011 г.

Понять предопределение

RSS Татарстан


Tема предопределения настолько сложна и глубока, что каждое произносимое здесь выражение должно быть предельно взвешенным и обдуманным. И это вполне естественно для человека, чей ум не в состоянии ни представить себе безграничность времени, ни осознать относительность времени, в котором мы живем, и безмерность времени в знании Всевышнего Творца, для кого не существует понятий времени и пространства. Чтобы понять предопределение, нужна вера, ибо ум помогает нам понять только некоторые из аспектов предопределения.

RSS Татарстан

Именно поэтому все великие мыслители советовали всегда соблюдать осторожность в беседах о предопределении, ибо эта тема так скользка, что не сосчитать тех мудрецов, соскользнувших оттуда в бездну неверия! А тут, с другой стороны, мы видим современного человека, чье мышление сформировано умственным рационализмом, который стремится понять все сущее одним умом. Он критически оценивает предопределение и при возможности готов уложить его на операционный стол, разрезать и изучить изнутри, а затем подвергнуть различным опытам и наблюдениям. Конечно, нельзя утверждать, что большинство этих людей одержимы и питают только злые умыслы. Напротив, многие из них горят вполне здоровым желанием понять эту интересную тему своим умом. Поэтому мы должны приложить все свои усилия для того, чтобы ее понимание давалось им как можно легче. И в этом деле нам следует брать пример с ученых-богословов прошлого века, особенно преуспевших на этом поприще.

Известно, что предопределение – это в первую очередь знание произошедшего и того, что произойдет в будущем. И это познание происходит благодаря извечности и бесконечности знаний Всевышнего Творца и впоследствии записывается в Скрижали Хранимой. Атрибуты Всевышнего, свидетельствующие о Его знании, силе и мудрости, напрямую связаны с Его такими именами как Знающий, Всемогущий и Мудрый. Следовательно, от людей, кто не верит искренне в имена и качества Всевышнего, вряд ли можно ожидать правильного понимания этой темы.

Тут нужно помнить, что у предопределения есть две стороны: сторона, связанная с волей человека и именуемая предопределением по желанию человека, и сторона, превосходящая пределы воли человека и именуемая предопределением по принуждению. Последнее связано с принадлежностью человека к той или иной национальности, его физическими данными и семейными признаками. Критиковать и не признавать их, говорить слова сожаления «ах, если бы», «да так бы» никогда не приветствуются в исламе. Свойства, связанные с такой стороной предопределения, не служат поводом ни для высокомерия, ни для сожаления. К примеру, факт принадлежности человека к той или иной национальности в момент его рождения не должно быть причиной гордыни или осуждения. Благодаря этой стороне предопределения в Судный День рабам Божьим не будут заданы такие, например, вопросы: «Почему у тебя рост такой короткий? Почему у тебя родители такие? Почему у тебя национальность такая?»

Ситуации, когда человек своим умом и свободой выбора, т.е. своей волей, может делать выбор, входят в предопределение по желанию. Среди таких ситуаций можно перечислить такие вопросы как верить, или не верить, благотворить, или грешить, придерживаться высоких нравов или нет. И поскольку в этих вопросах выбор действия остается за волей человека, ответственность за последствия этого выбора несет сам человек, и он же будет отвечать за свои действия в Судный День. Раб Божий не может переложить свою ответственность за свои недостатки, упущения и некомпетентность на предопределение, ибо эта ответственность лежит на нем. Следующие аяты свидетельствуют об этом: «И вас непременно призовут к ответу за то, что вы вершили (Св. Коран, 16:93) и «воистину, Мы оживляем мертвых и записываем то, что они вершили, и то, что они оставили после себя» (Св. Коран, 36:12).
В эпоху Счастливого века к халифу Омару (р.а.) привели одного вора. На вопрос, почему он занимается кражами, вор словами «так уж Всевышний предопределил» захотел переложить свою вину на предопределение. Тогда халиф приказал наказать его тридцатью ударами кнутом, после чего вынести ему приговор за воровство. Когда приближенные халифа поинтересовались причиной наказания ударами кнутом, досточтимый Омар ответил: «Вор понесет наказание за совершенную им кражу, а за то, что он захотел свалить свою вину на предопределение, я наказал его 30 ударами кнутом».

Одним из наиболее часто задаваемых вопросов о предопределении является следующий вопрос: «Если совершаемые грехи и благие деяния человека, и то, что он попадет в рай или ад, записаны в его предопределении, то почему с него спрашивают за его деяния? И разве можно говорить в таком случае о свободе в его действиях?» Все то, что мы совершили в прошлом и совершим в будущем, записано в нашем предопределении. Но это никак не принуждает нас к чему-то, и не завладевает нашей волей. Это, как выражено в аяте «Аллах знает все сущее» (Св. Коран, 58:7), связано со знанием Аллаха и прошлого и будущего, т.е. божественным знанием. Еще до нашего сотворения Всеведущий Творец знал все о нашей жизни, вплоть до мельчайших подробностей. Но это не означает, что мы безвольны и живем как роботы. Аллах Своим вечным знанием ведает, какой выбор мы сделаем, и согласно этому Он записывает наши предопределения. Но такая запись и предопределенность не означают, что Он вмешивается в предопределение раба Своего. Иначе говоря, Всевышний записал предопределение по воле человека со словами «так и вот так оно и свершится», а не повелевает со словами «пусть это будет так». Когда раб Божий проявляет свою волю, и Аллах желает того же, то Он создаст это действие. А если Он не захочет того, то Он по Своей милости не сотворит это действие. Следовательно, наша задача состоит в надлежащем применении своей воли, желаний и востребований, а Всевышний Аллах может, как в точности ответить на наши запросы и чаяния, так и отложить, или преобразовать их в другие действия с мудростью, о которой мы не ведаем. Но обычно бывает так, что создание того, что мы предпочли своей волей, свершается под покровом других проявлений Его мудрости. Ведь такие аяты как «скажи, Мухаммад: «Истина, с которой я пришел к вам, – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (Св. Коран, 18:29) и «воистину, Мы наставили его на путь истины, будь он благодарным или неблагодарным» (Св. Коран, 76:3) ясно и открыто показывают, что раб Божий свободен в выборе своих действий.

Теперь предположим себе прямо противоположную ситуацию и представим на мгновение то, что невозможно: Творец не знает, чем Его рабы заняты, не ведает, что произойдет завтра или через тридцать лет, не имеет представления о времени наступления Конца света. Тогда как мы можем верить в то, что Он сотворил все мироздание, управляет всем сущим, и Его сил хватает на все? Как мы можем молиться Ему и просить удовлетворения всех наших потребностей?

Один из наших профессоров поделился с нами таким примером: «Однажды я с моим девятилетним сыном смотрел фильм, где четыре друга весело катались на автомобиле. Тогда я сказал сыну: «Скоро они подъедут к крутому обрыву, не впишутся в поворот и сорвутся в пропасть. На дне пропасти автомобиль взорвется и загорится, и все, кто находился в машине, погибнут». Через несколько минут произошло именно то, о чем я говорил. Мой сын, с ужасом следивший за этой трагедией, повернулся ко мне с упреком в глазах и сказал: «Папа, что ты наделал? Ты убил этих людей!» Но тут дело в том, что они попали в аварию не из-за того, что я так сказал. Просто я раньше смотрел этот фильм и знал, что произойдет дальше. Никто ведь не подумает, что из-за того, что я раньше смотрел этот фильм и знаю, что они погибнут в ДТП, меня можно винить в их смерти?! Предопределение похоже на эту ситуацию. Наш Господь знает и видит все: и плохое и хорошее, и то, что произойдет с нами. Но Он не отнимает у нас нашу волю и не принуждает нас к чему-либо».

Такие события в астрономии как солнечные и лунные затмения заранее подсчитываются и предельно точно и аккуратно записываются в научных докладах и календарях. Означает ли это, что солнечное или лунное затмение происходит из-за того, что ученые определили их или благодаря тому, что они вписаны в календари? Или же они были вписаны в научные записи ввиду того, что они были предварительно подсчитаны? Правда в том, что солнечные или лунные затмения не происходят по причине записи в календарях, напротив – они записываются в календарях оттого, что заранее известно о данных событиях. Подобно этому мы поступаем так или иначе вовсе не потому, что Творец заранее предопределил это, а наоборот, Аллах записал так из-за того, что Он заранее знал, как мы применим свою волю.

Мы не должны путать между невмешательством Аллаха в нашу волю и Его неспособностью вмешиваться в нашу волю. «Согласно божественной традиции человек свободен в своих желаниях, но претворение в жизнь его желаний зависит от божественной воли и силы. Желание раба Божьего ничего не значит, пока Аллах не возжелает того же и не даст этому Своего одобрения».1 Если наш Господь захочет, то, конечно, Он будет вмешиваться во все сущее. Без Его разрешения (заметьте, разрешения, а не согласия) Его рабы не в состоянии совершать ни благо, ни зло. И благо и зло, и вера и неверие происходят только с Его разрешения. Раб сам своей волей выбирает, как действовать, а действие это создается Аллахом. Если раб склоняется к совершению блага, то и Аллах создает это благо и будет доволен ним. А если же раб склоняется к совершению зла, то Он создает и зло, но не будет доволен им. Следующий аят нужно понимать как дарование Аллахом разрешения на то, что во благо нам, а не ущемление или ограничение нашей воли выбирать свои действия: «Но вы не сможете захотеть этого, если того не захочет Аллах, Господь обитателей миров» (Св. Коран, 81:29).

А бывают ли вообще ситуации, когда Всевышний Творец вмешивается в нашу волю? Конечно, бывают! Невозможно представить себе, что Он может вмешаться и остановить раба, совершающего благо. Но возможно и обратное: Иногда, благодаря лишь одной молитве, милостыне, благому делу, а иногда и вовсе без видимой для нас причины, Господь Своей красотой, милостью и воздаянием вмешивается и препятствует человеку совершить зло. Я думаю, что никто из верующих не будет жаловаться на такое «вмешательство» и «совершение добра по принуждению»!

Ввиду того, что рассматриваемая тема очень сложна, мы обязаны тщательно взвешивать каждое слово, прежде чем сказать или написать его. Если мы ненароком преступили дозволенные границы и задели божественные истины, то просим прощения у нашего Милостивого Господа.

Сноска
1 Озтюрк, Й. Йени бир йорумла ислам инанч эсаслары, (на тур.) Издательство Ишык, Стамбул, 2006.

Источник: http://www.noviyegrani.com/archives/title/384

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий