пятница, 30 сентября 2011 г.

Латентный исламский феминизм в Казани

29 сентября в Казани прошла научно-практическая конференция «Мусульманка в современном обществе», организованная Духовным управлением мусульман Республики Татарстан.

Мероприятие состоялось в актовом зале Института филологии и истории.

Мероприятие началось с чтения Корана, после чего выступили приглашенные гости. С приветственными речами выступили муфтий Татарстан Илдус Файзов, вице-премьер правительства Татарстана Зиля Валеева, начальник управления Президента РТ по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин, директор Институра филологии и искусств Радиф Замалетдинов.

Среди докладчиков были в основном представители Казани и Москвы. На конференции были обсуждены такие вопросы как роль женщины в исламе, исламский феминизм и активизм, семейно-брачные отношения, роль СМИ, история женского движения у татар.

Многие выступавшие говорили о том, что в татарской среде исторически была высока роль женщин. В этом контексте вспоминали деятельность Мухлисы Бубы, первой в истории женщине казые, институт абыстаев, как своеобразного женского исламского духовенства.

Сама конференция, а точнее состав участников(-иц), стал примером того, что жизнь многих современных мусульманок в России далека от затворничества. В большинстве своем участниками конференции стали представительницы различных мусульманских организаций, как старшего поколения, так и младшего.

Конечно, говорить о том, что все женское мусульманское сообщество России представляет собой эмансипированных субъектов, сознательно выбравших ислам и мусульманский платок, было бы преувеличением. Однако приехавшие на конференцию мусульманки, безусловно, представляли из себя авангард женского исламского активизма в стране.

Правда однородностью этот авангард также не отличается. Даже в рамках одной конференции порой звучали противоречащие друг другу заявление. Например, с одной стороны, знаменитая переводчица текста Корана Валерия Порохова, следуя (сознательно или нет) общемировому тренду исламского феминизма заявила, что для нее нет никаких других авторитетных текстов кроме Корана и сунны и что мусульманкам необходимо обращаться непосредственно к тексту Священного Писания. В этом контексте, она заявляла, что женщина является свободным субъектом, который даже может сама выбирать себе супругов из числа тех, кто «вдали от уммы» и что хиджаб обязателен только до 60 лет.

С другой стороны, были такие выступающие как Марьям Бикмаева (Религиозная община мусульман «РИСАЛЯТ), которая фактически противопоставляла ислам женской эмансипации. Правда на реплику из зала, что ее сознательный выбор хиджаба, а также ее активистская деятельность, является примером эмансипации – только особой исламской эмансипации – она оставила без комментария.

Содержание основных докладов в целом оставляло радужное представление о положении современных мусульманок в России. Исключением стало выступление заместителя директора Центра «Аль-Васатыйа» Галины Хизриевой, которая рассказала о ситуации в современном Дагестане и о девушках, которые выходя замуж за «лесных братьев» уходят в горы, где помогают боевикам.

В общем, конференция показала достаточно высокую степень активности современного мусульманского женского сообщества. Однако судя по выступлениям, в сознании многих мусульманок еще сильны западные представления о феминизме и эмансипации. Зачастую для них эти слова ассоциируются с некоторым противопоставлением исламу. Хотя сам факт организации такой конференции и большего участие в ней мусульманских активисток говорит о том, что в России сейчас существует некоторая эмансипированная и феминизированная, но уже по исламского образцу, женская прослойка. Осталось дождаться того, когда они это сами осознают.

Источник:islam-portal.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий