суббота, 30 апреля 2011 г.

НАМЕРЕНИЕ ПРАВОВЕРНОГО ДОРОЖЕ ЕГО ДЕЯНИЙ

Анас бин Малик (р.а.), получивший воспитание у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) и являющийся одним из семи сахабов, которые известны знанием большого количества хадисов (2286 хадисов), как «муксирун», передает следующее изречение Пророка: «Намерение уверовавшего дороже его деяний». Это священное предание кратко и ясно объясняет, что сутью и основой каждого дела является намерение, с точки зрения религии, богослужение и деяния без искренности и чистоты в намерениях не имеют ценности в глазах Всевышнего. Данное изречение также лаконично и выразительно дает понять, что, несмотря на все свои старания, правоверный не в состоянии претворить в жизнь все свои намерения. Милосердный и Милостивый Аллах ценит верующего по чистоте его намерений, нежели по его деяниям. Таким образом, намерения человека приносят ему больше пользы, чем его деяния. Именно поэтому намерение уверовавшего ценится дороже его благодеяний.

В другом предании, дошедшим до нас через Сахл бин Саада (радыйаллаху анху), указывается на разницу между намерениями правоверного и неверного: «Намерение правоверного дороже его благодеяний. Деяния неверного добрее его намерения. Все поступают в соответствии со своими намерениями. Когда правоверный совершает благое дело, сияние его сердца увеличивается на один луч». Имам Бухари и Навави, как и другие ученые-знатоки хадисов, начинали писать свои книги с хадиса намерений, который гласит, что «дела совершаются в соответствии с намерениями, также как и результаты получаются в соответствии с намерениями». Потому что намерение является замыслом и волей, построенными на логике. Это возможно с помощью теории и практики, где теория является первостепенной частью, в практика второстепенной. Практика является последствием теории, также как намерение является опорой деяний. Для благих дел намерение должно быть обязательно чистым. Однако в случаях, где деяние/практика невозможна, само намерение/теория считается за благое дело. Как человек и внешний мир сосуществуют в гармонии и пропорциональности отношений, также органы человека тесно сотрудничают между собой. В этих взаимоотношениях работа сердца играет большую роль в работе остальных органов. Например, при печальной новости сердце грустит, отчего другие органы расстраиваются и даже дрожат. Потому что сердце является основой, которой остальные подчиняются. При физическом или психическом расстройствах сердца человек страдает и попадает под биологическое и психическое влияние этого расстройства. В следующем хадисе указывается на работу и чистоту сердца, которые влияют на работу других органов: «В теле человека есть кусок плоти, который влияет на здоровье всего организма человека. Если он здоров, то здорово все тело, но если он нездоров, то болеет все тело. Обратите внимание, этой частью плоти является сердце». Например, в следующем хадисе указывается на важность чистоты и духовные функции языка и сердца: Однажды Давуд (алейхис салям) попросил Лкумана зарезать баран и принести ему два самых лучших куска. Лукман принес сердце и язык барана. Через несколько дней Давуд (алейхис салям) попросил Лкумана принести два самых плохих куска барана. Лукман снова принес сердце и язык барана. Когда Давуд (а.с.) спросил его о причине одинаковых ответов, Лукман ответил, что «если эти два органа хорошие, то лучше их нет во всем теле; а если они плохие, то хуже их нет во всем теле». (Имам Газзали). Некоторые ученые, изучающие хадисы, утверждают, что хадис о намерении составляет одну треть ислама. Они говорят, что деяние раба Божьего совершается сердцем, языком или другими органами тела. Поэтому намерение считается наиболее важной из трех частей религии. Это является следствием того, что намерение само по себе может быть богослужением, в то время как другие нуждаются в нем для того, чтобы быть богослужением. Таким образом, намерение оценивается выше деяния. Как бы ни старался человек, он не в состоянии достичь всех намерений. Намерение является ключом и своего рода переключателем, который превращает привычки и традиции в ибадат (богослужение). Подобно тому, как оценка и намерение меняют значений вещей: грех на благодеяние, доброе дело на грех. Намерение может превратить простое движение в ибадат (богослужение). Богослужение, рассчитанное на внешний эффект, и лицемерие не являются благодеянием и имеют тяжкие последствия. Взгляд на природные явления с точки зрения материализма является признаком невежества и неблагодарности; взгляд с точки зрения религии и во имя Аллаха является признанием Могущества и Всесилия Создателя. Потому что в этом взгляде есть осознание единства, творчества и величия, а также одобрение и повиновение Аллаху. Богослужение проводится только по той причине, что оно является велением Божьим, где повиновение и любовь служат основными принципами. Одной из неисчисляемых премудростей религии становится достижение внутренней и духовной красоты. Например, целью прикосновения земли лбом во время молитвы является рабство Божье. Намаз – платформа для сближения с Аллахом. Он укрепляет покорность души человека, потому что при наличии ее скромности и тело будет скромным. Целью жертвоприношения является не добыча мяса или пролитие крови, а напротив – удаление из сердца привязанности к земным благам и отречение от земных богатств во имя Аллаха. Это благородное свойство человека становится реальностью, когда правоверный окончательно определяется со своим намерением и целью. Таким образом, намерение является началом и сутью всех ибадатов. В своей книги «Ихья» Имам Газзали делится следующей мыслью: «Тот, кто душится прекрасными духами во имя Аллаха, в Судный день будет распространять аромат приятнее мускуса. Тот, кто натирается духами не во имя Аллаха, а для других целей (хвастовство, показуха) будет распространять зловоние хуже падали». Здесь очевидно, что, несмотря на идентичность деяния, существует разница в намерениях, отчего и результаты получаются разными, как благодеяние или грех. Как указано в хадисах, смерть в поле боя или жертвование своего богатства для воюющих оценивается в соответствии с намерениями. В этом плане довольно поучительным является случай с Кузманом, который бесстрашно сражался на стороне мусульман, вызывая всеобщее восхищение и одобрение. И хотя им было уничтожено большое количество врагов, из-за полученной раны он совершил самоубийство. По этому поводу Пророк сказал следующее: «В глазах народа некоторые люди совершают благие дела и заслуживают место в аду» (Бухари). Обратное не только возможно, но и существует. Например, до битвы Ухуд Амр бин Сабит не был мусульманином, но когда настал день битвы, он достал свое оружие, пошел в бой и пал смертью храбрых. На этот раз Пророк сказал: «Он совершил мало благодеяний, но заслужил многое». Тем самым Пророк подчеркивает значение и важность искренней веры и намерений в Исламе. Пророк также сообщает, что человек, жертвующий своим богатством не во имя Аллаха, а ради показухи, не получит вознаграждения в Судный день; тот же, кто искренне говорит: «Было бы у меня богатство, я бы тоже, как такой-то, делал благотворительность», – удостоится чести, как будто он одним своим чистым намерением совершил благотворительность. Намерения могут перевести привычки и традиции людей в статус богослужения. Например, даже дыхание человека, который ложится спать вечером с твердым намерением встать на ночную молитву, приравнивается к богослужению. Если бы такое не было возможным, то мыслимо ли за такой короткий срок и с таким малым количеством благодеяний попасть в рай? Возможно, это является благосклонностью, соизволенной правоверному для вечного рабства Божьего, и поводом, с милостью Аллаха, войти в рай. Искренность в богослужении должна быть соизмерима с искренностью желания получить согласие и одобрение Аллаха, а не с желанием быть удостоенным рая или страхом попасть в ад. Потому что, как указывается в хадисе, место в райском саду завоевывается не деяниями, а благоволием и милостью Аллаха. Чистота намерений дает многое. Например, даже когда человек имел намерение, но не смог сделать благое дело, он все равно считается сделавшим это благое дело. Свершив его, он получит вознаграждение в десять, сто или семьсот раз больше. Между тем плохое намерение, не претворенное в жизнь, не считается грехом. Точно также человек, без искреннего намерения сделавший намаз в тысячи ракаатов, соблюдавший пост длиною в тысячи лет, пожертвовавший все свое состояние и безукоризненно совершивший паломничество, не считается молившимся, соблюдавшим пост, делавшим пожертвования и совершившим паломничество. Это означает, что чистосердечное намерение человека превращает эти движения и поступки в ибадат. В конечном счете, без искреннего намерения джихад является мятежом, переходом дозволенных границ, бунтом и деспотизмом; паломничество является не более чем туристической поездкой; намаз является физическими упражнениями; пост является диетой. Таким образом, намерение является ключом и механизмом для превращения красивых и добрых дел в дурные и плохие поступки, а грехов – в благие дела. В вышеприведенном хадисе говорится о «намерении уверовавшего», а не «намерении людей», что может указывать на благосклонность Аллаха к правоверным. Потому что религиозное верование является преданностью и покорностью Аллаху. Для покорности и верности необходимы наука и знания, для знаний нужна вера, для веры нужно намерение. В итоге в каждом деле присутствует намерение и деяние. Деяние оцениваются по намерению. Деяния похожи на нули, а намерения на цифры в математике. Нули без цифр не имеют никакого значения. Важно совершать деяния открыто, а намерения держать в сердце, поскольку намерение является деянием сердца. Также для защиты намерения от лицемерия намерение должно оставаться в секрете, а для поощрения благодеяний благим делам следует совершаться у всех на глазах. Намерение должно сопровождать благое дело до конца. Неспособность вопреки намерению совершить благодеяние считается лучше и полезнее богослужения без намерения, или лицемерия в богослужении. С этой точки зрения, намерение без деяния (наличие намерения, но неспособность совершать благодеяние) ценится дороже неискреннего деяния (с целью выставления на показ). Следовательно, если мы хотим получить хвалу и вознаграждение за наши поступки и мысли, нам следует иметь искренние, чистосердечные и добрые намерения в каждом деле.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий