среда, 6 июля 2011 г.

Они знают и слова Аллаха…

Выживание и развитие татарского народа, его культуры и языка в последние несколько столетий постоянно сталкивалось с рядом, казалось, непреодолимых препятствий. И если сегодня проблема физического выживания (если не принимать во внимание смертность по причине алкоголизма и наркомании) временно отступила на второй план, то проблемы духовной деградации, потери самобытности, национальной идентичности, ассимиляции стали актуальными как никогда.

Детский сад, школа, вуз, радио, телевидение, Интернет, карьерный рост человека и его взаимоотношения практически во всех сферах деятельности толкают современного человека к потере национальной самобытности. Даже в регионах, где еще недавно, но историческим меркам, в СССР, было множество школ с преподаванием на татарском языке — Пермском крае, Оренбургской, Саратовской, Ульяновской областях и ряде других, сегодня татарских школ практически не осталось. Введение ЕГЭ сделало обучение в школе на татарском языке фактором, скорее обеспечивающим бесперспективность абитуриента, чем его успешность.
Многие годы целый ряд вузов Республики Татарстан получали деньги из республиканского бюджета на развитие программ высшего образования на татарском языке. Но потратить полученные деньги совсем не значит создать хоть какую-то систему обучения на родном языке.
В преодолении этих и других проблем мы можем взять пример с наших предков, живших в условиях царской России. Тогда татарская культура и образование не финансировались государством в принципе, а на налоги, собранные с татар, проводилась политика их ассимиляции. При этом татары отнюдь не проигрывали в массовой культуре и образовании другим народам России. И причинами этого было наличие в среде татар национально и религиозно ориентированных предпринимателей.
В апрельском номере газеты «Халкым минем» была опубликована интересная статья Т. Биктимеровой «Игелекле татар байлары», в которой автор коснулась роли татарского предпринимательства в организации благотворительного движения. Хочется подчеркнуть роль татарских предпринимателей и в поддержке образования и культуры. К примеру, из 17 мечетей, функционировавших в Казани до революции, лишь одна (Марджани) была построена на средства прихожан. А оставшиеся (Апанаевская, Юнусовская и другие) были построены и содержались с использованием такого механизма, как вакф.
Вакф можно определить как посвящение какого-либо имущества на использование в благотворительных целях. Одновременно вакф использовался и на помощь нуждающимся, больным. Вакфы были использованы для постройки мечетей, медресе. В них происходило массовое образование татар, приобщение их к знаниям. Наиболее часто предприниматели обращали в вакф доходные дома (средства на финансирование медресе и мечетей поступали от сдачи в аренду жилья), землю, торговые лавки. Эффективно управлять пожертвованным имуществом махалля (община мечети) назначали специального управляющего — мутавалли. Он периодически отчитывался перед членами махалли об эффективности использования вакуфного имущества, полученных доходах и направлении их использования. Сегодня у махалля появляются все больше имущества, которое жертвуется не только предпринимателями, но и представителями необеспеченных слоев населения, видящими надежду на выживание татарского народа именно в развитии религиозного образования, привитии нашему народу крепких моральных устоев ислама. И появляется необходимость эффективного использования имущества религиозных общин в интересах возрождения образования и культуры нашего народа. Однако специалистов, умеющих вести дела не только учитывая российское законодательство, но и нормы шариата, сегодня практически нет.
Татарские предприниматели всегда были активны в сфере коммерции. Но это объясняется прозаично — татарам не было разрешено заниматься промышленностью. Даже кузнецами в определенный период нашей недавней истории татары быть не могли. А банковскими операциями татары не занимались по религиозным причинам — не вели операций, связанных с ростовщичеством. Но в торговле татары преуспели — они вели широкую торговлю со всем мусульманским миром. Торговля же с тюркскими народами велась наиболее успешно, ведь языкового барьера тогда у нас не существовало в принципе.
Может ли и сегодня наш народ обратиться к опробованным и успешно зарекомендовавшим себя способам и механизмам выживания и развития?
По мнению руководства и коллектива Российского исламского университета сегодня мы должны использовать веками наработанный опыт выживания. Татарский народ сегодня может породить и вырастить целую плеяду предпринимателей, обеспечивающих развитие нашего образования, культуры и искусства. В Российском исламском университете этим летом в третий раз будет проводиться набор студентов для обучения по специальности «Экономика». Упор сделан на изучении исламской экономики и хозяйства мусульманских стран. Сейчас очно и заочно специальность «экономист» получают студенты не только из России, но и из братских нам республик СНГ. А лучшие студенты специальности выезжают на обучение за границу. К преодолению языкового и культурного барьера их (ребят и девушек 18-20 лет) готовит наличие в стенах РИУ двух центров: центра арабского и центра персидского языка.
«Экономисты» находятся в постоянном контакте со студентами других специальностей: теология, шариатские науки, лингвистика. Это формирует их социальную ответственность.
В учебных планах, помимо традиционных экономических дисциплин, есть место и таким уникальным для России курсам, как исламский банкинг, исламское страхование, корпоративное управление в исламских финансовых учреждениях и ряд других. Но гармоничное развитие личности подразумевает не только изучение чисто профессиональных дисциплин. Учебные планы «экономистов» включают также и изучение Корана, шариата, арабского языка (в качестве второго иностранного), исламской бизнес-этики, истории предпринимательства мусульманских народов России.
Студенты специальности в течение года участвовали во всех знаковых мероприятиях: международной конференции «Сукук — новый инструмент развития региональной инфраструктуры» (проводилась 24 марта с участием Премьер-министра РТ), «VI казанская венчурная ярмарка» (22 апреля с участием Президента РТ), ряде других. Предполагается и участие студентов в Ш-м Международном саммите исламского бизнеса и финансов 20-21 июня (также с участием высшего руководства республики). Наши студенты участвовали в студенческой межвузовской научной конференции «Особенности исламской экономической модели», проведенной в РИУ в мае, всероссийском конкурсе докладов по исламской экономике и многом другом.
Пока только идет процесс подготовки экономистов-мусульман, поле их будущей деятельности огромно с учетом того быстрого демографического развития, которое переживают сегодня почти все мусульманские народы России и мира.
В РИУ не только надеются, но и активно готовят кадровую базу экономистов, знающих как экономические категории, так и слова Аллаха — священный Коран. Именно поэтому современные татарские предприниматели, как и несколько веков назад их предки, смогут преодолеть те препятствия, которые стоят на нашем пути.
Галим ВАХИТОВ, кандидат экономических наук,
доцент, заведующий кафедрой исламской экономики
и управления Российского исламского университета.
«Халкым минем» газетасы, №4, июнь, 2011.

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий