Бог абсолютно отличается от своих созданий, их сущности и облика. Что же касается человека, то в этом бренном, преходящем мире он обладает ограниченным и несовершенным мышлением, зрением и слухом.
Действительно, видимое человеком – лишь ничтожная часть всех красок мира; то же можно сказать и о его слуховых возможностях. Например, он не в состоянии услышать звук частотой в сорок колебаний, следовательно, способность человека воспринимать звуки крайне ограничена. Его кругозор тоже узок.
И, столь ограни- ченный в зрении, слухе и знаниях, человек спрашивает: "Почему мы не видим Бога? Каков Он из себя?" Хотя стоило бы прежде задуматься, достаточно ли мы подготовлены, чтобы постичь Бога. Недопустимо придавать Всевышнему некие признаки и тем самым, размышляя о Нем, переступать границы дозволенного. Он несравнимо выше привычных понятий и умозаключений. И поэтому познать Его, исходя из обычных критериев, невозможно.
Если бы даже удалось преодолеть пространство со скоростью света и увидеть иные миры, а затем все увиденное собрать воедино, то и это оказалось бы лишь нич- тожной частицей Божественной сущности. Откуда же нам, с нашими недостаточными знаниями даже об Антарктиде, иметь представление о свойствах Бога, преображающего всю вселенную?
Богослов говорит: "Бог совсем не то, что ты о Нем думаешь".
Суфий говорит: "Он непостижимо далек от всего, что ты о Нем предполагаешь. Окутанный завесами, ты постоянно находишься словно под стеклянным колпаком".
Декарт говорит: "Человек ограничен во всем. А тот, кто ограничен, не может размышлять о безграничном". Бог безграничен по сути своей, не имеющей ни начала, ни конца. Поэтому ограниченно мыслящий человек не может объять Его.
Немецкий поэт и философ Гете, объясняя нам вопрос познаваемости Всевышнего, говорит: "О, Тот бытие которого неведомо , Тебя называют тысячами имен, и если я познаю Тебя не под одним, а даже под тысячью из них, все равно не буду считаться постигшим Тебя до конца. Ибо любое определение недостаточно для Тебя".
Мыслители, изучившие все стороны этого вопроса, говорят, что Бог есть, однако разумом постичь Его невозможно. Но коль скоро и глаза не видят, и уши не слышат Его, тебе остается одно: поверить в Создателя миров, приняв учения пророков. Возможно ли познание Бога, если Он является первопричиной и первоисточником бытия и науки? Наше же существование – лишь тусклое отражение сияния Его сущности, а наше знание – ничтожная доля всеобъемлющего Божественного Знания.
Да, на определенном уровне открывается путь постижения Бога и овладения знаниями. Однако этот путь всецело отличается от методов познания материального мира. Несчастные люди, пытающиеся познать Его ошибочным путем, не смирив гордыню и не ведая, что такое внутреннее созерцание, разводят руками: "Я искал Бога, но не обрел Его". Им разве что остается обосновывать свои бредовые идеи доказательствами из области науки и философии.
Независимо ни от каких обстоятельств Бог проявляет свою истинную суть при вознесении духа. Он убеждает в необходимости своего существования и дает нам ощутить Его в глубинах наших душ. Это чувство лежит в основе познания Бога. Между тем, часто отклоняясь от внутреннего созерцания, мы приходим к заблуждению. И не только сама вселенная напоминает нам о Творце различными способами, но и Коран, обладающий уникальным по своей красоте словом, а также Пророк Мухаммад, являющийся непревзойденным проповедником и венцом рода человеческого.
Поэтому нельзя не согласиться с турецким поэтом ХIX века – Ибрахимом Хаккы, который писал
«Ни в небо, ни в землю не вмещусь Я, – сказал Создатель,
Но найду Себе место в недрах сердец».
Источник: журнал «Грани» №1, 2004г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий