Несколько дней назад здесь, на площадке МГЛУ, на встрече «Теологи против терроризма» мы подробно обсуждали причины роста экстремизма и терроризма.
Среди прочих причин назывались две, напрямую связанные с нашей сегодняшней темой, а именно:
– ставшая нормой тотальная безнравственность, которой в последнее время стало модно бравировать;
– масштабная правовая и религиозная безграмотность людей, прежде всего молодежи.
На встрече мы обсудили различные формы и принципы работы по противодействию экстремизму. В целом я не хотел бы повторяться. Но одну ключевую, на мой взгляд, мысль считаю необходимым повторить.
В условиях, когда экстремистские и террористические действия часто увязываются и оправдываются религиозными постулатами, правительства многих государств, как правило, допускают одну и ту же ошибку. Они видят источник опасности в религиозности населения и отрицают значимость религиозного просвещения и религиозной культуры.
Государства стремятся ограничить деятельность экстремистов исключительно силовыми методами. При этом из-за недостатка культуры и воспитания конкретных исполнителей неминуемо нарушаются права истинно верующих мусульман, законопослушных граждан. Тем самым создаются условия для восприятия этими законопослушными гражданами антигосударственных экстремистских идей.
Мы, безусловно, должны и будем защищать и обеспечивать права верующих всеми законными средствами. Одним из способов такой защиты, который редко упоминают, является воспитание нравственности и гражданской ответственности у государственных чиновников, сотрудников силовых структур. И в этом мы – религиозное, научное, педагогическое сообщество, можем и должны оказать государству помощь.
Одновременно считаю необходимым поднять вопрос, который очень многие стыдливо обходят – вопрос нравственной и гражданской ответственности религиозных лидеров.
Вы знаете, что до недавнего времени я был государственным чиновником, много лет работал с мусульманскими организациями и в ежедневном режиме сталкивался с этой проблемой. К сожалению, я не мог об этом говорить, так как мои выступления могли бы быть расценены как вмешательство в дела религиозных организаций. Сегодня с позиций гражданского общества как общественный деятель я могу поделиться своими опасениями и сомнениями в способности отдельных мусульманских деятелей организовать воспитание нравственности и гражданской ответственности, особенно в молодежной среде.
И речь идет не об организационных способностям этих мусульманских лидеров. Речь идет о так называемом личном примере, о нравственности и ответственности в повседневной жизни и поступках. О каком воспитании молодежи может идти речь, если молодежь видит в поступках и действиях своих, с позволения сказать, лидеров одно, а в словах – прямо противоположное.
Ведь не секрет, что некоторые из наших мусульманских руководителей считают для себя возможным сделать из своих организаций фактически коммерческие предприятия. Отсюда становится понятной причина такого резкого роста числа духовных управлений, количество которых в России стремительно приближается к сотне. Хотя общепринятая мировая практика мусульманских государств: одна страна – один муфтий. Конечно, могут быть исключения, связанные с принадлежностью мусульманских организаций к различным мазхабам, направлениям и течениям, но не на столько.
Позиция муфтия позволяет единолично и бесконтрольно распоряжаться финансами организации. Именно поэтому, по-видимому, мы наблюдаем такую резкую бескомпромиссную борьбу за лидерство в отдельных муфтиятах, за право построить особо крупные культовые объекты неимоверно высокой стоимости. Все это стыдливо прикрывается заботой о мусульманах. Но молодежь же это видит.
Давайте говорить честно – мы все время боимся нарушить права мошенников обманывать нас. Недавно разговаривал с молодым человеком, который несколько лет проработал в одной известной мусульманской организации. Он сказал страшную фразу, что его работа в этом «горе-муфтияте – это стойкая прививка от Ислама». Может быть, это неграмотно по сути, потому что отдельный муфтий – это еще не вся вера, но задуматься есть о чем.
Мы видим, как в отдельные мечети в дни мусульманских праздников на автобусах из соседних регионов привозятся мусульмане-мигранты. Цель этих недешевых действий очевидна – показать власти, иностранным посольствам, сторонникам и противникам степень влияния конкретного лидера. А молодежь тихо смеется в неформальной обстановке о вере и нравственности в играх больших дядей.
Такое поведение лидеров приводит молодежь только к стремлению побыстрее добиться в муфтияте, даже путем создания нового, такого положения, при котором слова нравственность и гражданская ответственность не будут их обременять.
Давайте смотреть правде в глаза. Отдельные мусульманские лидеры заняли активную позицию по оправданию и защите экстремистов и террористов. Призывают к несоблюдению законов Российской Федерации. А государство и общество стыдливо молчит, боясь нарушить права верующих? Недавно муфтий Духовного управления мусульман Азиатской части России, входящей в Совет муфтиев России, заявил, что решения высших, низших, средних судов России не имеют для мусульман никакого значения. Как это понимать? Где реакция руководства СМР? Где государство? О воспитании молодежи и гражданской ответственности вообще говорить не приходится.
Мы привыкли к громким заявлениям из уст отдельных деятелей о том, что, мол, мы, мусульмане, граждане России – за нашу Родину, ее законы порвем последнюю матроску. И в тот же день эти деятели принимают поздравления по случаю брака с третьей-четвертой женой. Обращаю внимание, официальными поздравлениями, в том числе от госчиновников. Как говорится, «если б я был Султан…». Вот они – двойные стандарты, двуличие, развращающие нашу молодежь.
Ислам активно используется в коммерческих целях и оптом, о чем я говорил выше, и в розницу. Недавно стало известно о практике одного из крупных муфтиятов по продаже удостоверений должностных лиц этой организации. Такого рода удостоверение дает статус духовного лица и позволяет легко проходить на встречи к министрам, губернаторам для решения своих коммерческих и иных вопросов. А что молодежь? Молодежь учится мошенническим приемам старших товарищей.
И, наконец, нас преследует тотальная безответственность за данные обещания. Вспомним хотя бы последнюю историю с разрушением Московской Соборной мечети. На столетии мечети в 2004 году, когда надо было получить поздравление Президента России, мечеть была названа руководством СМР историческим наследием. Когда ее потребовалось снести, об этом было забыто. Когда нужно было получить принципиальное согласие на реконструкцию памятника истории и культуры было заявлено, что мечеть сноситься не будет и… снесли. Причем как снесли. Сопроводив снос циничнейшей ложью. Мол, поехала от дождей. Только почему-то она «поехала» и обрушилась сразу после того, как из нее были вынесены последние ковры, сняты все люстры и вывернуты все розетки. Одни большие дяди солгали, другие – сделали вид, что не заметили этой лжи. Но молодежь-то видит…
Друзья, что же мы делаем? Какие программы противодействия экстремизму и терроризму изобретаем? Все наши программы разбиваются об айсберг безответственности, двуличия, алчности и лжи.
Знаю, что подавляющее число мусульман не такие. Я знаю их, всю жизнь работал с ними бок о бок. Я верю, что все вместе мы сможем преодолеть эти негативные тенденции и создать систему нравственного воспитания и гражданской ответственности как в мусульманской среде, так и во всем нашем обществе.
Уверен, что известные мошенники от Ислама вновь обвинят меня в так называемой исламофобии, хотя этот термин означает боязнь мусульман, а не нелюбовь к ним и их притеснение. Истинные верующие знают, как много я сделал для развития Ислама на государственном посту. И мне искренне больно за те процессы, которые мы наблюдаем, как упускаем нашу молодежь, в том числе своими собственными действиями, соглашательской линией с проявлением Шайтана
Источник: www.interfax.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий