В мусульманской умме Пензенской области не прекращаются бурные дискуссии о том, кто же является действительным муфтием Единого духовного управления мусульман Пензенской области (ЕДУМ). Напомним, что в июле текущего года, состоялись два параллельных съездов ЕДУМ ПО. На одном из них муфтием был избран первый заместитель главы ЕДУМ ПО Абдуррауф Забиров. На другом оппозиция избрала своим лидером имам- хатыба села Средняя Елюзань Исляма Дашкина. Неопределенную ситуацию в мусульманской умме взялся прокомментировать руководитель информационного отдела ЕДУМ Пензенской области, имам-хатыб мечети города Каменки Ринат (Нурулла) Ахтямов.
Корр. Нурулла- хазрат! По какому сценарию могут развиваться ближайшие события в мусульманской умме Пензенской области?
Н.А. На сегодняшний день есть три варианта решения проблемы. Не секрет, что областная власть хотела бы строить отношения с легитимными лидерами ЕДУМ. В данном случае такое возможно при признании полномочий одного из избранных муфтиев ЕДУМ, либо при проведении новых выборов, но для реализации второго варианта нет условий. Мусульманские лидеры и их окружение уже напичканы определенными амбициями и посадить их за стол переговоров практически невозможно, а появление третьей фигуры чревато еще большим расколом.
Корр. И какой же выход из этого тупика?
Н.А. Для себя я набросал идеальный вариант единения мусульман Пензенской области: «Свершилось! В Пензе прошла встреча Абдуррауф-хазрата Забирова и Ислям-хазрата Дашкина. Между ними была достигнута договоренность об объединении имамов сурского края, сделаны первые шаги для совместного сотрудничества на благо мусульманской уммы Пензенской области». Примерно так, в моем представлении, и должна выглядеть идеальная модель плодотворного развития национально- конфессиональных отношений, единства лидеров мусульманской уммы Пензенской области. К сожалению, все далеко не так…
Корр. А как ситуация выглядит на самом деле?
Н.А. У меня есть «вредная» привычка говорить свои мысли вслух. Но хвала Аллаху, что Всевышний любит людей с правильным вероубеждением и прямотой. И я обращаюсь к Нему со словами: О Аллах! Умоляю Тебя, не сбивай нас с прямого пути, укрепи нас в вере и единстве!
Иногда создается впечатление, что рядовые мусульмане, обычные прихожане мечетей, просто погрязли в тяжком грехе, имя которому -гыйба (сплетня). Не обладая полной информацией, исходя из наставлений и мнений своих имамов, они обсуждают других руководителей мечетей и выносят свои «фетвы», нарушая тем самым нормы ислама. Дело доходит даже до оскорблений представителей той или иной мечети. Да наставит их Аллах..
Кстати, еще до выборов муфтия, Забиров на моих глазах предлагал Дашкину решить все разногласия мирным путем. Вопрос был поставлен ребром: либо мы объединяемся, либо работаем отдельно, но не мешая друг другу. Противоположная сторона, к сожалению, ни одно предложение Забирова не восприняла. В этой ситуации было видно, что наиболее адекватным человеком является Забиров. Проанализировав информацию руководство мечети г. Каменки приняло решение отдать ему голос. Лично я сделал для себя выбор на основании информации, которую тщательно проанализировал. Многие имамы исходили из того же.
Корр.Это решение было навязано сверху?
Н.А. Нет! Это было самостоятельное решение, предварительно проработанное на совете нашего прихода. Мне бы хотелось развеять различные обвинения в адрес тех имамов, которые выбрали своим лидером Абдуррауфа Забирова.
Во-первых, хочу заявить, что Забирова поддержало большинство зарегистрированных в органах юстиции имамов. Во-вторых, те, кто сегодня говорит о том, что за Дашкина проголосовало много приходов, которые юстиция исключила из списка юридических лиц из-за Забирова, намеренно искажают реальные факты.
Каждая организация обязана сдавать ежегодный отчет в органы юстиции. Тех, кто не предоставляет отчетность, исключают из списков официальной юрисдикции. Получается так, что многие имамы виноваты сами в том, что не прошли официальную регистрацию. В идеале за такие проступки надо бы и наказывать.
Корр. Но со стороны оппозиции есть обвинения и в адрес Забирова..
Н.А. Основные обвинения в адрес Забирова якобы связаны с частыми переменами его мировоззрений по тем или иным течениям ислама (саляфия, матрудия, ашария). Во-первых, оппоненты ни разу не дискутировали на эту тему с Забировым и по канонам ислама попадают не в лучшую ситуацию перед Всевышним. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, признавал человека мусульманином после словесного свидетельства: «Нет достойного поклонения никого, кроме Аллаха». Сам Мухаммад, мир ему, никого и никогда не обвинял в неверии без аргументов.
Во-вторых, среди муфтиев и имамов, которые поддерживают Дашкина, в частности приближенных к Равиль-хазрат Гайнутдину, большинство тех, кто исповедует матрудицкую и ашаритскую акыду. Этим объясняются все нападки по вопросам вероучения в адрес нового муфтия ЕДУМ ПО.
В третьих, недовольство некоторых оппонентов Забирова проявляется в том, что он проводит маулиды. Это обвинение выглядит также странно и нелепо, поскольку официальные лица поддерживающие Дашкина: Равиль-хазрат Гайнутдин и Мукаддас-хазрат Бибарсов, проводят торжественные маулиды. Почему же пензенские имамы их не обвиняют, а просят у них поддержки?
В четвертых, эти же люди связывают уход Забирова с поста имам- хатыба Пензенской соборной мечети якобы с допущенными им ошибками. Здесь мне кажется, что каждому нужно заглянуть в себя, посчитать свои грехи, а не чужие. Уместно будет задать и такой вопрос: «Кто в тот сложный для Забирова момент предоставил ему шанс объяснится перед братьями? Упрямство руководителей мечети Пензы заключается не в том, что они обнаружили у Забирова много «ошибок». Просто они боятся потерять свои рабочие места, а поэтому ищут крайних.
В пятых, в Средней Елюзани активно распространяют слухи о том, что Забиров выступает против жителей всего села. Согласен, Забиров горячий человек и не раз открыто называл имена своих оппонентов. Но его крылатая фраза; «ЕДУМ Пензенской области никогда не будет плясать под дудку Средней Елюзани!», в первую очередь, была адресована тем имамам Средней Елюзани, которые выступают против него на протяжении многих лет, но никак не самим жителям села, среди которых много сторонников Забирова. Я знаю многих из них и уверен, что Забиров найдет общий язык с елюзанцами.
Корр.Насколько это возможно, если в Средней Елюзани ведется активная агитация в поддержку Дашкина?
Н.А. Для начала хотел бы отметить, что муфтий должен знать не только шариатские науки и Коран, он должен обладать талантом руководителя, обязан принимать правильные решения в современных условиях, иметь опыт работы в мусульманских структурах. В Татарстане, например, на пост муфтия баллотировались только те, кто отработал более пяти лет в муфтияте. Я уж не говорю о том, что муфтий должен уметь четко выражать свою мысль на государственном языке, что требует знаний русского языка.
Я не скрываю того, что люблю нашего брата Исляма, люблю ради Аллаха, но среди преподавателей и комментаторов Корана его место было бы более полезным. Ну а теперь о том, что нас, каменских мусульман, не устраивает в Дашкине.
Во-первых, Ислям-хазрят слабо владеет русским языком и не имеет опыта управления людьми в рамках Устава муфтията. За два дня до выборов он обращался к нам с просьбой написать концепцию работы ЕДУМ.
Во-вторых, еще до выборов Дашкину и его сторонникам на совете ЕДУМ было предложено работать вместе с Забировым или сотрудничать в благих делах раздельно, но без конфликтов. Если бы Дашкин хотел работать на пути Аллаха во благо ислама, то он выбрал бы более правильное направление еще до выборов, но он отказался.
В третьих, при голосовании на совете ЕДУМ было принято решение о том, что на выборах от каждой мусульманской организации будет представлен один голос на основании протокола. Дашкин приехал на выборы не с имамами, а с прихожанами мечетей Средней Елюзани, представителями муфтиятов Мордовии и Саратовской области, что показывает его недоверие к ЕДУМ.
В четвертых, Дашкина, в основном, поддержали ликвидированные МРО. За Забирова, напротив, проголосовали большинство МРО, которые прошли регистрацию в органах юстиции. В стороне остались только те, которые, в силу определенных обстоятельств, не смогли предоставить отчетность. Здесь вины Забирова нет и вся ответственность лежит на председателях МРО. Для составления отчета большая грамота не нужна, но они обвинили во всем Забирова. Нужно признать, что конфликт с имамами некоторых мечетей Средней Елюзани, с которыми у него были натянутые отношения, назревал давно. Дашкин этим воспользовался и привлек некоторых имамов на свою сторону. С юридической точки зрения права голоса на выборах они не имели, но несмотря на то, что юридического статуса у них нет, эти организации действуют под видом молельных домов, во главе которых стоят имамы. Ликвидирована и мечеть в которой служит имамом Дашкин. У него не тот возраст и не те жизненные навыки, чтобы ассоциировать себя как муфтия. Лично я не увидел в нем лидера.
Давайте смотреть правде в глаза. То, что оппоненты Забирова пытались сорвать съезд и провели альтернативное собрание – это свершившийся факт. Невозможно отрицать и то, что при поддержке прихожан, не являющихся официальными делегатами, включая представителей мордовского и саратовского муфтиятов, они поддержали в качестве кандидата на должность муфтия человека, который никогда официально не был связан с ЕДУМ.
Корр.Тем не менее, его также называют одним из лидеров мусульманской уммы
Н.А. Сейчас что-то менять уже поздно. Сегодня более перспективным, на мой взгляд, было бы признание полномочий Забирова и Дашкина. Можно зарегистрировать два муфтията под разными названиями. Пусть себе работают во благо мусульманской уммы и процветания сурского края. Время покажет, на чьей стороне больше правды, кто преследовал благие цели, а кто участвовал в чужой игре. Нам остается верить только в то, что прихожане мечетей сохранят между собой братские узы ислама, а имамы будут соревноваться в благих делах и помогать друг другу в бедах.
Корр. И все же, мусульмане Пензенской области задаются простым вопросом: «Кто же является муфтием ЕДУМ?».
Н.А. Напомню, что прерогатива проведения выборов принадлежит действующему муфтию, без которого не могут проходить подобные мероприятия. Аббас – хазрат Бибарсов передал свои полномочия Забирову в присутствии большинства имамов, что является лучшим доказательством легитимности Забирова, а сильный ислам невозможен без сплочения правоверных вокруг сильного духовного лидера. Для исполнения столь почетной миссии, безусловно, вполне подходит вновь избранный муфтий ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров, – завершил ход своих мыслей Нурулла -хазрат.
Источник: www.islam-kamenka.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий