В интервью нашему корреспонденту глава общины рассказывает о буднях самой восточной уммы.
- Дорогой брат Башир! Петропавловск-Камчатский – самый крайний город на карте России, дальше — океан. Вы первыми в стране встаете на утренний намаз. В связи с этим напрашивается вопрос: кто тот самый человек, самый первый возглашающий азан, ежедневно начинающий череду призывов к молитвам на просторах Евразии? И много ли людей собирает его азан?
— Да, на самом деле получается, что наш камчатский муадзин дает старт призывам к намазу для всей России. После нас следующий азан звучит на Сахалине, затем во Владивостоке, Хабаровске и так далее. Муадзина зовут Абдулкасим, он родом из Таджикистана, строитель, чтец Корана, очень хороший брат, так красиво читает азан, что берет за душу. Абдулкасим недавно на Камчатке, приехал на заработки и на службу общине мусульман по приглашению нашего имама Наимджона Ходжаева.
В молитвенном доме мусульман в Петропавловске-Камчатском проводятся все пять намазов, но в основном люди приходят на пятничную молитву, утром, как и в другое время, молящихся немного. Молитвенный дом, мы называем его мечетью, находится на первом этаже типового общежития, мы арендуем 116 квадратных метров. Он открыт круглые сутки, мы считаем, что так оно и должно быть, чтобы каждый мог приехать сюда в любое удобное время, хоть днем, хоть ночью.
- Какова численность мусульман в Камчатском крае?
— Если говорить обо всех, кто причисляет себя к мусульманам, то тысяч двадцать пять на Камчатке есть однозначно. Подавляющая масса пока далека от религии, ислам в крае практикуют в основном приезжие мусульмане. Последний Курбан-байрам мы проводили в четырех местах в городе, при том, что в самом молитвенном доме на улице Бохняка праздничный намаз в связи с непогодой совершался в три захода. Кроме того, часть мусульман под руководством наших активистов проводила намазы в помещениях узбекского, турецкого обществ. На Уразу-байрам в конце лета мусульмане заполнили всю прилагающую к общежитию территорию.
- Двадцать лет – немалый срок. Как вы считаете, почему до сих пор не удалось построить отдельную мечеть в краевом центре? Насколько мне известно, в 1999 году при закладке первого камня мечети присутствовали гости из арабских стран, была обещана поддержка проекта.
— Вопрос достаточно сложный. Изначально, когда выделялась земля, было противодействие со стороны националистов, там не менее администрация предоставила участок на хорошем месте в городе. Мусульманами были проведены определенные строительные работы, заложен фундамент, но, как оказалось, руководство общины должным образом не оформило землю, и администрация изъяла участок. Взамен в 2007 году нам предоставили другую землю, уже на окраине города. В течение трех лет аренды участка мы должны были возвести мечеть, но те годы выдались особенно сложными для нашей общины. Не было единства, организованности, не было постоянного имама. Начался финансовый кризис, и эту землю мы также упустили, к сожалению. Сейчас наша община готова к строительству мечети, но нет земли. Став председателем мусульманской организации год назад, я первым делом постарался пригласить сюда грамотного имама, который бы переехал в Петропавловск-Камчатский и работал здесь постоянно, полностью посвятил себя исламскому просвещению. До этого у нас то один, то другой проводил намазы, не было конкретного ответственного за религиозные вопросы человека. Мы обзвонили знакомых в других регионах, и нужного человека нам порекомендовал имам Комсомольска-на-Амуре Абдулкасым Абдуллоев. Так к нам на Камчатку приехал имам Наимджон Ходжаев, окончивший Исламский университет имени имама Термизи в Таджикистане. Раньше он работал имамом в Саратовской области, преподавал в Красноярской мечети. Это очень грамотный и порядочный человек, настоящий мусульманин, который сплотил общину. И сейчас мы повторно обращаемся в администрацию, пытаемся вернуть участок. Я разговаривал с губернатором, но пока никаких изменений, нам предлагают отложить все разговоры относительно выделения участка под мечеть до завершения выборов президента. В настоящее время возникла проблема и с действующим молитвенным домом. Здание общежития, после завершения его оценки, город выставит на торги. Нам хотелось бы выкупить свою часть первого этажа, пока нам неизвестна стоимость, оценка имущества еще продолжается.
Два важных земельных вопроса сегодня стоят на повестке дня. Участок нужен и под отдельное кладбище. Сегодня умерших мусульман везут в старое загородное кладбище, где на одной стороне традиционно с давних пор местные татары хоронили покойных. Но там уже пошло все вперемежку, свободной земли почти нет, тут же рядом лежать и мусульмане, и христиане, и атеисты.
- В чем проблема, вон сколько земли пустует на Камчатке, если посмотреть на карту!
— Проблема, я бы сказал, общероссийского масштаба. Земли много не только у нас, но и по всей стране, однако получить ее чрезвычайно сложно, особенно мусульманам. Поэтому пока мы – те мусульмане, которые прожили тут по двадцать и более лет, и наработали определенные связи, находимся здесь, надо добиваться земли под мечеть и мусульманское кладбище. Потому что те, кто приезжает сегодня на заработки, и будут приезжать в будущем, наверное, уже не будут иметь таких возможностей. Хотелось бы приложить максимум усилий и добиться позитивных результатов. Это стало бы лучшим итогом прожитых на Камчатке лет.
- Откуда и когда ты приехал на Дальний Восток?
— Моя родина – Новолакский район Республики Дагестан. На Камчатку приехал двадцать три года назад по направлению, после окончания Калининградской мореходной школы.
- Мореходка – мечта детства?
— Можно сказать, что так. Хотелось романтики, настоящей мужской работы на море. По специальности я работал недолго, в 1993 году жизнь заставила заняться предпринимательством, которое тоже связано с морем, океаном.
- Что представляет собой МРО «Религиозное объединение мусульман Камчатского края», какие мероприятия проводит, кроме джума-намазов?
— Единая организация мусульман объединяет людей разных национальностей. Я бы не хотел особо выделять какую-либо национальную общину, все они, и узбекская, и таджикская, и чеченская, и дагестанская, и татарская диаспоры участвуют в жизни мусульманской организации. В молитвенном доме проводятся занятия по арабскому языку и основам ислама, для любого желающего двери всегда открыты. Занимаемся мы с солдатами и матросами срочной службы, пишем официальные письма с просьбой давать мусульманам увольнительные на время пятничной молитвы. Командование воинских частей идет навстречу и отпускает парней на джума. В постоянном контакте мы и с УФСИН, посещаем колонию строгого режима в городе, где также есть наши братья, которым нужна поддержка. На связи мы также с братьями из Владивостока, Сахалина и других регионов, с которыми объединены в составе ДУМ азиатской части России.
Конечно, хотелось бы большей активности, но пока не получается. Связано это с тем, что большинство практикующих мусульман в городе – это люди, приехавшие на заработки с мусульманских республик СНГ, т.е. временные жители, у которых свои цели и планы. В Петропавловске-Камчатском проживает достаточно крупная татарская община, обосновавшаяся здесь уже давно, не знаю в какие года, возможно даже в царское время. Пожилые, в особенности женщины-татарки, всегда активно участвуют в мероприятиях мечети, чего не скажешь о среднем поколении.
- Есть ли мусульмане среди коренных жителей края, представителей малочисленных народов?
— Один наш брат-татарин с крепким иманом женился на корячке, они проводил никах. О наличии наших братьев по вере на островах Курильской гряды и среди коряков тундры я сомневаюсь.
- Кстати, как южане переносят суровый климат Камчатки? У меня, как у человека, который дальше томской тайги севернее и восточнее еще не был, сложилось впечатление, что, если в Якутии сегодня стоят 50-градусные морозы, то у вас наверняка еще похлеще.
— На самом деле у нас не так холодно. Средняя температура зимой минус 5-12 градусов, редко когда бывает 20 ниже нуля. Рядом океан, теплые течения нас защищают. Если ехать дальше вглубь Камчатки, то там да, бывают морозы за минус 40.
- Камчатский край — крупный регион, занимающий территорию 4-5 субъектов федерации типа Курганской области. Есть ли в других городах мусульманские религиозные группы?
— Мусульмане однозначно живут в городах Камчатки, в соседнем Елизово, к примеру, немало наших братьев. Возможно, где-то они собираются на квартирах, вместе читают намаз, но организованных религиозных групп и организаций в крае больше нет. Всех мусульман Камчатского края объединяет наша единая официальная религиозная организация. В пятницу в город на джума съезжаются мусульмане с соседних поселков, этот день для всех особый, в праздники к нам в мечеть приезжают и с других городов. Инша Аллах, думаю, со временем и в других городах будут общины мусульман, ведь когда-то люди представить не могли себе, что азан будет звучать на земле коряков.
Автор: Калиль Вахитов
Источник:islamnews.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий