понедельник, 23 января 2012 г.

Шигабутдин Марджани и его жизненный путь

http://fotki.yandex.ru/users/raisrasim/?ncrnd=8385Имя Шигабутдина Марджани, как просветителя, религиозного реформатора, историка и философа, широко известно в татарском мире. Кроме его мечети и улицы, названной в его честь, в Казани на улице Зайни Султана сохранилось здание медресе, где он преподавал. Пока стоит дом на улице Каюма Насыйри — построенный ученым лично для себя и в котором он жил до конца своей жизни. Институт истории АН РТ носит его имя. Зная о Шигабутдине Марджани, многие из нас признаются, что не так много знают об особенностях жизненного пути этой незаурядной личности, его принципах, мечтах и желаниях, о его наследии. Мы попытаемся восполнить этот пробел.
Родом Марджани из села Ябынчы Арского района Татарстана. Корни семьи исходят из села Марджан в Арском районе, оттуда и псевдоним ученого. Отец Шигабутдина Багаветдин был образованным человеком, учился в Бухаре. Говорят, по окончании учебы сам эмир Бухары Хайдар бине Магъсума хотел его оставить при себе на посту казыя, но Багаветдин предпочел вернуться в родные края. Приступил к обязанностям имама в соседней деревне Ташкичу и преподавал в медресе.

Шигабутдин стал первенцем в семье, родился 16 января 1818 года. Мать мальчика Бибихабиба умерла рано, когда ему было около 4-х лет. Спустя годы Шигабутдин напишет в своих воспоминаниях, как мама умирала в слезах, несчастная оттого, что ее малыш остается в чужих руках. Действительно, в попечении мачехи мальчику была уготована несладкая жизнь. Позже Марджани часто говорил своим ученикам: «Не обижайте своих детей, не бейте, особенно по голове. Я на себе испытал горечь сиротства…»
Отец и дед Марджани обладали обширными знаниями в области истории, по вечерам дома звучали различные увлекательные рассказы о судьбах людей, стран и народов. Маленький Шихаб все это слушал с упоением, и впитывал с детства. Без сомнения, в том, что он в дальнейшем всерьез занялся историей как наукой, была заслуга его отца и деда.
Начальное образование Шигаб получил в медресе своего отца. Причем зоркому уму и жажде знаний мальчика не было достаточно предметов, предусмотренных в учебной программе. Он перечитывает все книги, имеющиеся в медресе, все до единого изучает то, что было дома — книги отца и деда, написанные на арабском и персидском. В 15 лет мальчик легко мог завести в тупик преподавателей медресе своими сложными вопросами. Уже тогда больше всего безответных вопросов вызывали у него учебники по исламу. Шигабутдин не просто критикует, но пытается изменить ситуацию, например, в 17 лет, недовольный содержанием учебника, переписывает морфологию персидского языка. История — его страсть с детства, уже в юношестве он находит древние надгробные камни в округе, читает и переписывает себе в тетрадь надгробные надписи.
Когда Шигабутдину Марджани исполняется 20 лет, он просит у отца разрешения ехать в Бухару, продолжить обучение в знаменитых медресе Средней Азии. Тогда эти учебные заведения служили своего рода вузами своего времени. Отец отвозит старшего сына с его братом Садрутдином в село Олы Менгер, откуда отходит торговый караван в Бухару. Известно, что купцы и торговцы с уважением отнеслись к юноше, с таким трепетом желающему получить знания, помогали ему в дороге деньгами. В будущем, став большим ученым и преподавателем, Шигабутдин всегда помнил тех, кто когда-то сделал ему добро, и сам при необходимости оказывал материальную помощь своим шакирдам. Вот что пишет некто Габдулла Карый Таугильде в своих воспоминаниях: «Как то при встрече хазрат меня попросил прочитать вслух Коран. Потом в знак признательности подарил 3 рубля и чай».
Так как отец Марджани был не из богатых, Шигабутдину пришлось самому добывать деньги на жизнь во время учебы. В Троицке он на все сбережения купил разного товара: узорные шкатулки, посуду. В городах на пути следования в Бухару продавал эти вещи, и таким образом накопил сумму, достаточную арендовать себе комнату в Бухаре. Кроме того, известно, что по дороге юноша успел выучить наизусть целую книгу –«Акаид аль-Насафи».
В Бухаре Марджани начинает получать знания у известных преподавателей, но чем больше учится, тем больше ощущает недовольство от системы образования, основанной на заучивании огромного объема информации, пустой философии и бесконечных бессмысленных дискуссиях. Пытается поспорить с преподавателями о необходимости включения в программу светских наук, об обновлении системы образования, но безрезультатно. Затем он приходит к выводу, что надо получать знания самостоятельно и самосовершенствоваться. Наряду с учебой, Марджани сам начинает работать учителем в начальном медресе в городе Каракуль.
Спустя 5 лет он в поисках знаний отправляется в Самарканд. Поступает учиться в медресе «Шэрдэр», проводит дни и ночи в его богатой библиотеке за чтением древних книг. Затем Шигабутдин возвращается в Бухару, и продолжает учебу в знаменитом медресе «Мир-араб». Здесь Марджани в совершенстве овладевает арабским и персидским языками, изучает философию, историю, математику, геометрию, астрономию. Знакомится с трудами Аристотеля, Платона, Пифагора, Эвклида, Сократа, изучает труды таких мудрецов, как Ибн Сина, Ибн Рошд, Аль-Кинди, Аль-Магарри, впитывает поэзию Фирдауси, Навои, Омара Хайама и многих других замечательных поэтов и философов. Чем больше знаний получает Марджани, тем больше растет его уверенность в том, что исламское богословие требует пересмотра, он понимает правоту своего предшественника Курсави в его противостоянии приверженцам ортодоксального ислама, задерживающих его развитие.

Подготовил Айнур Юсупов,
Студент РИУ.

Источник: muslem.ru

Ислам в России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий