Беседа с преподавателем Института востоковедения КФУ, доктором социологии (Япония) Ларисой Рафаэльевной Усмановой.
- Уважаемая Лариса Рафаэльевна, в чем уникальность татарской эмиграции в Японии?
- Тюрко-татарская иммиграция – среди первых инициаторов проникновения ислама в Японию. Недавно в свет вышла книга об известном имаме, кади (судья), проповеднике и публициcте Абдурашиде Ибрагимове, который сыграл в этом процессе главную роль.
Он был первым инициатором распространения институционального ислама в Японии.
В начале ХХ века интерес к Японии со стороны мусульманского мира стимулировался как успехами модернизации, так и победой в русско-японской войне, воспринимаемой символически как победа над колониальным Западом. Мусульманские интеллектуалы, среди которых наиболее успешным был эмигрант российского происхождения Абдурашид Ибрагимов, были впечатлены японским опытом модернизации, который они хотели перенести на мусульманский мир. Одним из таких методов была попытка предложить Японии принять ислам в качестве государственной религии. Среди аргументов, которые выдвигал Ибрагимов, были на первом месте культурное сходство и, во-вторых, политические дивиденды.
- В чем наше культурное сходство?
- Отвечу словами А. Ибрагимова: «Во-первых, так как стиль жизни японцев, их традиции, мораль совпадают с исламскими моралью и традициями, фундаментальных отличий не видно … В особенности полностью совпадают с исламским учением японские правила семейных отношений. Жена не может совершить никакое действие без разрешения мужа. Разрешение мужа требуется, естественно, даже для посещения родительского дома. Жена полностью занимается домашними делами и обязана подчиняться мужу.
Во-вторых, национальный дух японцев – неизменяемое достояние. В целом японцы гордятся им, ради его сохранения готовы на любую жертву».
- Как именно имаму А. Ибрагимову удалось вести столь сложную политику в далекой от исламского мира стране?
- Деятельность Ибрагимова в Японии в 1908-1909 годах была наиболее успешной. Ему удалось убедить представителей японских националистических кругов, в частности Общества Черного Дракона, в необходимости сотрудничества, которое, как показывает последующая история, была поистине плодотворной для обеих сторон. А.Ибрагимов стал наставником в хадже первого этнического японского мусульманина Котаро Ямаока (Омар Ямаока), который был офицером спецслужб в Маньчжурии в период Русско-японской войны. В хадж он отправился в 1909 году еще и для того, чтобы получить разрешение султана Османской империи построить мечеть в Токио. Разрешение было получено в 1910 году, но мечеть фактически была открыта лишь в день рождения пророка Мухаммеда – 12 мая 1938 года.
- Какова была основа внешней политики Японии в отношении исламского мира?
- Общепризнано, что сильный толчок к распространению ислама в Японии дало появление в стране тюрко-татарских мусульманских эмигрантов из России после 1917 года. По некоторым данным, их было не менее 600 (около 2000 на Дальнем Востоке). Они активно включились в японскую исламскую политику «кайкё сейсаку» и стали помогать Японии устанавливать отношения с мусульманским миром. Основа которых – формирование благоприятного образа Японии среди колоний, в который проживали по большей части мусульмане. В этой деятельности приняли участие все основные деятели тюрко-татарской эмиграции на ДВ: Ибрагимов, Курбангалиев и Гаяз Исхаки. Нужно отметить, что доброжелательное восприятие российских эмигрантов-мусульман в отличие от других представителей русской эмиграции, которым иногда просто не давали въездные визы, подчеркивает особый статус первых в Японии.
Именно тюрко-татарские эмигранты получили право строительства первой мечети в Японии, которая была построена в Кобе в 1935 году при финансовом участии пакистанских коммерсантов. Затем появилась деревянная мечеть в Нагоя в 1937 году. Мечеть Токио, которую планировал построить Ибрагимов еще в 1908 году, была выстроена в 1938 (Ибрагимов стал ее первым имамом и прослужил до своей смерти в 1944 году). Он был похоронен на токийском кладбище.
Исламская Ассоциация Великой Японии, основанная в 1930 году, была первой официальной исламской организацией Японии, в которую входили как эмигранты, так и японские мусульмане. Ее создание вписывалось в общую исламскую политику Японии. Основным результатом интереса к исламу в тот период стал так называемый научный «исламский бум». Было опубликовано множество книг, переводов, созданы многочисленные исследовательские организации и научные журналы, что привело к проведению первого Всемирного конгресса последователей ислама в 1939 году и официальному принятию статуса исламской религии равной трем другим, существовавшим на тот момент – синтоизму, буддизму и христианству. Этот факт – результат толерантного взаимодействия ислама с данными официальными государственными религиями.
- Как обстоят дела с современным исламом в Японии?
- Сегодня мусульманская община в Японии немногочисленна. К сожалению, нет официальных данных по количеству мусульман, так как японское правительство не ведет официальную статистику религиозной принадлежности граждан. Однако можно представить ее масштабы по следующим фактам, которые собраны исламскими организациями Японии. Так, если население Японии составляет 127,000,000 человек, то число мусульман среди них 100,000 чел, это менее 0,1 процента населения страны. Этнических японцев среди мусульман еще меньше: всего 10,000, причем тех, кто пришел в ислам вследствие брака – от 200 до 300 человек. Число японских имамов в Японии – 5, и лишь один из них проповедует в Токио. Среди японцев мало кто принимает ислам. Возможно, причина в том, что несмотря на подчеркнутое А. Ибрагимовым сходство культур, различий в них больше. В японской традиции нет понятия греха перед Всевышним, только перед обществом. А грех в исламе, как и в христианстве, прежде всего показатель непокорности божьим законам, а не общественным. Несмотря на то, что фактически общинами руководят иностранцы и большинство прихожан также иностранцы, не наблюдается никакого предубеждения в отношении мусульманской общины со стороны японской общины. Этнический костяк японских мусульман – это представители юго-восточной Азии.
Последние 10 лет идет возрождение исламоведения в Японии. Процесс институционализации. В связи с появлением диаспор бангладешцев, индонезийских, строятся мечети, которые на первый взгляд как обычные здания. В главных пяти университетах Японии открылись исламоведческие центры, и они организовали один общий сайт.
- Какое направление ислама больше всего распространено в Японии?
- Если рассматривать иностранное влияние, то в последнее время активизировалась Саудовская Аравия. Но она не может распространять свое направление в Японии в силу сильной дифференциации мусульман этой страны по этническому признаку. Индонезийский ислам, например, вообще отличается из-за наличия огромного пласта собственных традиций и обычаев. Поэтому ислам в Японии не распространяется через миссионерство. Жесткая миграционная политика Японии, в отличие от стран Европы, позволила сохранить стабильность в этом отношении. Мусульмане Японии переняли от культуры страны, в которой решили жить, спокойствие, некую закрытость своих убеждений и политику невмешательства во внутренний мир другого человека.
Беседовала Гузель Максютова
Источник: e-umma.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий