У татар своеобразная история. У них очень много особого. Это самая северная мусульманская страна. Это, по сути, остров в христианском окружении. Ислам принят ими добровольно при отсутствии общей границы с халифатом в условиях, и когда между ним и халифатом лежали иноверные страны (Хазария). Таким образом, эти мотивы — поиска Истины и сохранения ее в чистоте — пронизывают все века напряженной духовной жизни татар. И практически уникальный случай сохранения Ислама в условиях жестокой многовековой христианской оккупации и насильственного крещения. Значит, есть в татарском Исламе что-то настоящее, базисное, что делает его настолько устойчивым и, несмотря на отдаленность от центров Исламской цивилизации, близким к пророческому идеалу. Отсутствие отступлений, сколько-нибудь значительных ересей, тяготение к умеренному наиболее адекватному Исламу и удивительно, и, на первый взгляд, необъяснимо.
Достаточно поставить несколько вопросов:
Почему грамотность татар в разы была выше в условиях царской России по сравнению с другими мусульманскими народами?
Почему роль женщины-татарки, грамотной, не носящей чадры-паранджи, была всегда несравнимо более статусной по сравнению с положением женщины у других мусульманских народов?
Мусульмане других национальностей в случае попадания в положение меньшинства или диаспоры обычно исчезали, лишались Ислама, а татары даже будучи в рассеянии сохраняли религию (в Польше и Литве в течение веков, будучи в ничтожном меньшинстве) и т.д.
Многовековая выборность мусульманского духовенства, традиции коллективного самоуправления махаллей выглядят диссонансом автаркическому строю общественной жизни у других мусульманских народов.
Татарская духовность настолько оригинальна и интересна, что действительно давно уже переросла себя, те рамки провинциализма, в которых она пока замкнута. Потенции татарского Ислама определенно велики. Но в чем их особость? В чем выражается ценность татарского Ислама, что может быть образцом для других? Реформаторство ли это? Вряд ли оно кому-то интересно. Ведь все татарские джадиды — реформаторы трусоваты и неизбывно вторичны. Их переводы с арабского по сути полностью являются плагиатом и перепевом идей Дж.Афгани, Абдо, Шах Валиуллы, ахмадии, ваххабии и других ересей. Не случайно Ишми ишан так и называет их «переводчики», кстати, используя именно это русское слово. Этим ворованным товаром никого в мире не удивишь.
Но у татар есть такие типологические особенности, которые имманентно присущи им и корнями уходят в века. Вот эти-то вещи и интересуют всех, в том числе и заграницей.
Пока же наши ученые сделали главным содержанием своих работ неверие в собственный народ. Ими движет изначальная уверенность в его второсортности и «хужести» по сравнению с другими народами. Поэтому идет поиск кумиров на стороне. И это, к сожалению, происходит издавна. Вспомним Казань ханскую: была промосковская партия, прокрымская, проногайcкая, просибирская и т.д. Не видно было только сильной проказанской патриотической партии. И сейчас никто не верит, что у татар могли быть свои искренние верующие, продвинувшиеся в приближении к Богу. В 2003 году исполнилось 170 лет со дня рождения Зайнуллы-ишана Расулева, в Казани по этому поводу ничего не произошло. А посмотрите отношение русских к современнику Зайнуллы-ишана Серафиму Саровскому.
У татар проблема с патриотизмом, верой в будущее своего народа. Как с горечью называл это явление Г.Исхакый: «Омче», то есть участник субботников,— бесплатно, беззаветно работающий на других, в то время как свой народ остается не в лучшем положении. Поэтому пришло время сменить эту парадигму. Нужно культивирование татарского и поиск подлинных патриотов и гордость ими.
Русские ведь исповедуют «семитскую» по происхождению религию. В то же время, несмотря на существование общехристианского набора героев и святых, предпочтение отдают своим — русским по происхождению. Торжества по юбилею С.Саровского — яркое тому свидетельство. А ведь у них инонациональных святых поболее, чем у нас, так как христианство на много веков «старше».
Даже в каждой мусульманской стране так же предпочитают своих подвижников. Почему только татары должны быть заняты чужими героями? И такой уклон к южным персонажам, презрение к своим подвижникам не является ли косвенной причиной успеха языческой проповеди тенгрианства?
«Интеллигенция» ориентирована лишь на адаптацию и упрощение идей западной культуры. Из-за этого, видимо, такое пристрастие к реформам в духе джадидизма.
Некоторые объясняют это и самой природой «советской интеллигенции», умеющей только обслуживать интересы бюрократии. Сменился режим, ушел старый хозяин, тут же подыскивается новый — или на востоке, или на западе; не годится в хозяева только свой народ.
Семидесятилетний идеологический прессинг привел к воспитанию особой татарской интеллигенции, отличающейся менталитетом, подчиненным прямолинейной логике, очень вульгарному социологическому мировосприятию.
Конец ХХ века привел к настоящему религиозному ренессансу. Надежды сатанистов на исчезновение религии с ростом образованности, учение о религиозности как пережитке прошлого опровергнуты самой жизнью. Все это должно было, как будто, привести к пересмотру взглядов татарских историков и «философов» на феномен религиозности. Но не тут-то было. До сих пор они настойчиво выдают утверждения о реакционности сильной традиционной духовности, до сих пор аплодируют любому сектантскому извращению, случайно показавшемуся среди татар.
Невероятное ускорение всех процессов от передвижения до получения информации, появление планетарного мышления, ощущения малости земного шара все более подтверждают предвидение будущего нашим пророком Мухаммадом (сгв). Очевидно, что все эти явления облегчают людям осознание своего места в мире, их бесконечной нужды в Создателе. Синдром всесильных «мичуринцев», независимых покорителей природы и другие психопатологии постепенно успешно лечатся и человек все более и более обретает нормальное мироощущение и находит пути общения со Всевышним.
Валиулла Якупов
Источник: газета «Умма»
Комментариев нет:
Отправить комментарий