Роман Анатольевич Силантьев — историк религии, социолог, доцент Московского государственного лингвистического университета, автор более 100 публикаций и десяти книг по исследованию ислама ("Новейшая история ислама в России", "Современный ислам в России" и другие), автор-составитель интерактивной карты всех религиозных общин России. Кроме того, Роман Силантьев является исполнительным директором правозащитного центра Всемирного русского народного собора и представителем экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при министерстве юстиции РФ.
-Роман Анатольевич, какими судьбами в Хакасии?
— В вашу республику я приезжаю уже в третий раз. Сейчас нахожусь здесь в связи с подготовкой визита в Хакасию и Туву патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который, возможно, состоится в августе текущего года. А в целом мой приезд можно считать рабочим. Я провожу научное исследование по своей специальности, в частности, изучаю обстановку с акцентом на современную ситуацию в исламе, на противодействие терроризму, экстремизму, которые исламом прикрываются. Обычно объезжаю по 15 — 20 регионов в год, с тем чтобы быть в курсе, где и что происходит. Если в том или ином регионе существуют проблемы, то навещаю его чаще.
— И как в этом отношении вам представляется наша республика?
— Хакасия в этом смысле пока регион беспроблемный. Одна из немногих республик, где нет никаких межнациональных и межрелигиозных трений. И хорошо, если бы так и оставалось. Абакан — отличный город. Вполне приятное впечатление производит. Все, что надо для жизни, в нем есть.
— А откуда в Хакасию приехали, из какого региона?
— Был в Алтайском крае, изучал там ситуацию. Там тоже пока все спокойно.
— А в целом по Сибири какая ситуация складывается?
— В Кемеровской области два муфтията действуют: один — нормальный, другой — ваххабистский. В Алтайском крае муфтият независимый, поэтому ситуация там нормальная, как и в Красноярске. А вот в Республике Алтай ваххабистский муфтият, и это уже проблемы порождает. К сожалению, со временем нарастает присутствие ваххабистских общин. Это всех регионов касается. И на Дальнем Востоке такая же ситуация. И в Уральском федеральном округе. А на Северном Кавказе просто война идет. Там, где появляются ваххабиты, всегда начинаются серьезные проблемы в сфере межрелигиозных и межнациональных отношений, и желательно отслеживать эту ситуацию.
— И в Хакасии есть ваххабиты?
— Уже практически нет. Раньше здесь действовала община юрисдикции знаменитого своей неадекватностью Духовного управления мусульман азиатской части России (ДУМАЧР) так называемого верховного муфтия Нафигуллы Аширова, однако недавно она сменила свою религиозную ориентацию на традиционную и перешла в Центральное духовное управление мусульман России, являющееся одним из главным оплотов умеренного ислама.
Кстати, об Аширове. Если открыть федеральный список экстремистских материалов на сайте минюста РФ, то на 191-м месте там значится листовка господина Аширова в поддержку террористической организации Хизб-ут-Тахрир. То есть этот человек является апологетом террористов. А когда лидер религиозной организации открыто пропагандирует такие идеи, это вызывает большие вопросы. В том числе и к его подчиненным, которые точку зрения своего лидера наверняка разделяют. Можно ли с такими людьми взаимодействовать, можно ли с ними вести межрелигиозный диалог?
— В Абакане, практически в центре города, хотят построить грандиозную по размерам соборную мечеть. Длится эта история уже лет шесть. В интервью газете "PRO ислам" лидеры региональной мусульманской общины Джунайдулло Насруллаев и Дильмурад Хушваков поведали о том, что за последние годы количество мусульман в Хакасии сильно увеличилось за счет мигрантов, и сейчас их число составляет около 10 тысяч человек. В этой связи у общины появилась необходимость в мечети, которую хотят сделать своеобразным центром региона. По словам Хушвакова, рядом с Хакасией находятся Тува, часть Красноярского края, Кемеровская область — и практически нигде нет своей мечети. Строительство сооружений на территории выделенного мэрией участка (около одного гектара) ведется за счет пожертвований прихожан. Стоимость строительства оценивается в 40 миллионов рублей. Что вы думаете по этому поводу?
— Эти данные неверны. В Кемеровской области достаточно мечетей, есть они в Красноярском и Алтайском краях. Реальное число мусульман в Хакасии также невелико, поэтому при строительстве мечети в Абакане нужно трезво оценивать свои силы и не ставить задачу строительства суперздания.
Всем памятна история с возведением новой московской соборной мечети, на которую сначала запрашивали полмиллиарда долларов и уверяли, что легко соберут эту сумму со столичных мусульман, а в итоге собрали с них всего миллион рублей. Кончилось все плохо — денег на окончание строительства не хватило, технологию строительства не соблюли, поэтому сейчас на повестке дня стоит вопрос о сносе полудостроенного здания, которое, по мнению его обоих архитекторов, находится в аварийном состоянии.
— Верно ли утверждение, что происходит исламизация России?
— У нас, увы, не столько исламизация идет, сколько переход людей в ваххабистские секты. То есть когда люди идут к Свидетелям Иеговы, мы же не говорим о христианизации населения — ведь люди идут в секту. То же самое и здесь. Практически все новообращенные мусульмане — процентов на 95 — исповедуют нетрадиционные направления ислама.
— С чем это связано?
— Исламистские секты ведут активную миссионерскую деятельность. У традиционных же мусульман главная задача сегодня — держать оборону от этих сект. Им крайне сложно при этом еще и миссионерской деятельностью заниматься. Так что если появляются общины, в которых много новообращенных русских или, например, хакасов,— это с высокой долей вероятности община мусульман нетрадиционных.
В ДУМАЧР как раз много новообращенных русских и мигрантов как внутренних (с Кавказа), так и внешних (из Средней Азии). Традиционные же мусульмане привлекают своих — татар, башкир, казахов. Зачастую появляются общины уже по национальному составу, и даже татары перестают ходить в их мечети, поскольку там не остается ничего им привычного. По сути начинаются межнациональные трения на исламской почве.
— Кто за всем этим стоит?
— Те, кто нашей стране добра не желает.
Ваххабизм появился в современной Саудовской Аравии как движение за очищение ислама от всяких "нововведений" (как его сторонники сами это называют). Это не единое идеологическое течение даже, а некая совокупность сект, которые между собой тоже категорически не дружат, считая, что только их понимание ислама верно (а все, кто с этим не согласны, само собой, должны быть уничтожены). Но особенно они не дружат со всем остальным миром и мечтают захватить над ним власть.
В России исламисты для начала хотят прийти к власти на Северном Кавказе, а потом и в других местах. Считают, что рано или поздно и вся Сибирь будет исламской. Причем именно в их понимании исламской. Большинство мусульманских лидеров России этому противодействует, поскольку для них это главные враги. А для сект традиционные мусульмане тоже враги, и основной удар именно по ним. И когда в регионе мало остается умеренных мусульман, тут же резко обостряются межрелигиозные отношения — сектантам попросту становится сложно скрывать свою ненависть к инакомыслящим, к иноверцам.
— В Хакасии, как вы уже заметили, слава богу, все с этим спокойно...
— Да, у вас пока спокойная обстановка. Это от властей зависит и правоохранительных органов. Если они бдительность проявляют, то похвально. Но в целом в стране ситуация имеет тенденцию к ухудшению. В этой связи в последнее время произошла переоценка государственной политики по отношению к исламу — существенно усилилась поддержка традиционных умеренных мусульман и возросло давление на нетрадиционных. Так что, в качестве совета, можно подсказать властям в российских регионах, в которых действуют религиозные общины под началом того же ДУМАЧР, попросту не помогать этим людям. Иначе последствия могут быть очень нежелательными.
Газета «Хакасия»
Комментариев нет:
Отправить комментарий